Литературное кафе "И все они разные"
классный час (2 класс) по теме

Одинцова Мария Тимофеевна

Данный классный час проведен в форме литературного кафе. Он знакомит учащихся с творчеством Игоря Акимушкина, его взглядами на окружающий мир, заставляет увидеть прекрасное в незначительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_vse_oni_raznye.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное кафе «И все они разные»

      Цель: познакомить с творчеством Игоря Акимушкина; через его книги показать многообразие животного мира; подчеркнуть особенность стиля писателя, воспитывать бережное отношение к природе.

    Форма занятия: беседа, обсуждение, обзор, викторина.

     Форма работы: индивидуальная, групповая.

Слайд.

«К сожалению, мы все еще плохо знаем животных, пожалуй, хуже, чем даже звезды на небе… Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные, у каждого свои повадки и способы жить и выжить…» - писал Игорь Иванович Акимушкин.

Учитель.

   Какой же необыкновенной смелостью должен обладать человек, который взялся рассказать почти о каждом из миллиона!

  Детство Игоря Акимушкина проходило с весны до осени на подмосковной даче, на природе. Игорь любил наблюдать за бабочками, стрекозами, жуками, птицами и придумывать им названия. Он еще не знал, что существуют специальные книги – определители животных и растений.

   Кружок юных биологов при Московском зоопарке, биологический факультет Московского университета, научно – исследовательская работа, участие в экспедициях. И, кроме этого, он еще успел написать более 60 книг. Игорь Акимушкин раскрывает перед читателями удивительный мир животных и учит воспринимать его разнообразие.

  Ребята, сегодня обзор книг И.Акимушкина проведет библиотекарь нашей школы Ирина Александровна Волобуева.

(Во время обзора обращается внимание детей на то, что автор кратко и выразительно рассказывает о семействах животных, сравнивает их, помогает лучше видеть их особенности).

Заседание ученого совета. (Работа в группах).

Учитель.

 Читая книги Игоря Акимушкина, вы занимались в группах исследовательской работой. Сегодня мы послушаем сообщения групп о совах.  

(По ходу сообщений идут слайды).

1 группа.

    Оказывается, совы живут, сохраняя верность друг другу. Самая маленькая сова – сыч – воробей. А филин – самая большая сова. Когда он раскинет крылья, между их концами полтора метра. Ночами не дает филин покоя соседям. От мышонка до зайца, от синицы до тетерева  - всех готов съесть. Даже ежа не спасают колючки от длинных когтей филина. Филин – ушастая сова. И  еще есть ушастые совы на манер филина. Сколько же   видов ушастых сов на территории России?  7 видов: филин, ушастая, болотная, сплюшка, буланая совка, ошейниковая и уссурийская.

2 группа.

     Как же и из чего строит сова гнездо? Оказывается, никак и из ничего. Есть готовое воронье – займет, немного подправит. Нет гнезда чужого – вытопчет самка филина ямку в земле и два – три, а то и пять белых яиц без всякой мягкой или жесткой подкладки в ней насиживает. В такой же ямке и белая сова больше месяца согревает в прохладные дни и ночи полярного июня полдюжины своих яиц. В дупле на голой древесине, в норе на сырой земле, на камнях в расщелине скалы или где-нибудь под крышей сарая неплохо устраиваются совы со своим потомством. Только болотная сова сооружает примитивное гнездо на земле.

3 группа.

    Оказывается, яйца у сов белые, с блестящей скорлупой. Новорожденные совята одеты пухом. Они слепые и глухие. Глаза и уши совят раскрываются через неделю. Они скоро линяют, меняя пух на мягкие перышки, нечто среднее между пухом и пером, уникальное произведение природы, которого, кроме сов, ни у кого больше нет.

4 группа.

   Оказывается, совы в ночных  поисках пищи, полагаются не на осязание, как другие птицы, а на великолепный слух и всевидящее во мраке око. В мультфильмах нередко сова крутит глазами. Но реальная сова этого делать не может: слишком прочно они соединены с черепом. Да и глаз совиный не круглый. Угол зрения каждого совиного глаза – 169 градусов. Но когда сове мало этих градусов, она поворачивает голову вбок, назад. Совы и днем неплохо видят. Некоторые совы охотятся и днем: это болотная сова, нередко филины, сычи. Но есть у совы и дефект зрения. Она дальнозорка и близко перед собой, по-видимому, ничего не видит.

5 группа.

    Оказывается, совы живут долго: сычи в неволе по 20 лет и больше, а один филин 68 лет прожил. В мире больше ста видов разных сов. Обитают во всех странах (только в Антарктиде и на некоторых островах их нет).

    В наших лесах, парках, садах истребляют совы безмерное множество мышей, полевок, крыс – легионы мелких грызунов.

Учитель.

Спасибо, ребята, за работу, которую вы проделали самостоятельно. Я хочу добавить, что Игорь Акимушкин пишет о сохранности природы.  

        И нужно помнить ребята, что даже эти немногие представители о которых мы сегодня говорили, нуждаются в нашей с вами защите.  Только у нас,  в Ставропольском крае, в Красную  книгу  Ставропольского края занесены 2 представителя семейства совиных. Это Филин – чья численность сильно сокращается. Он также занесен в Красную книгу России. В Ставропольском крае их не более 40 пар.

(Слайд)

 А также болотная сова – очень редкий вид в крае на сегодняшний день их всего около 300 пар.

(Слайд)

Учитель.        

А сейчас проведем конкурс вопросов и ответов. Те группы, которые прочитали много рассказов автора, легко смогут ответить на предложенные вопросы.

Библиотекарь.

Конкурс вопросов и ответов.

«Чей это дом?»

- гнездо на дереве (шимпанзе)

- нора  (волк, лиса)

- в степи под кустом (сайгак)

- камыши (дикий кот)

- дупло дерева (шакал, белка)

горная пещера (барс)

«Кто это?»

- чичико (обезьяна)

- жако (попугай)

- баобаб (дерево)

- мальба (змея)

- цеце (муха)

«Вторые названия»

- барс (ирбис)

- выдра (калан)

- кулик (вальдшнеп)

белый журавль (стерх)

- орел (беркут)

«Верно ли это?»

- тукан – змея (птица)

- щитомордник – бабочка (змея)

- репейница – птица (бабочка)

- квакша – кузнец (лягушка)

- анаконда – лягушка (змея)

«У кого такая шубка?»

- огненно – рыжая (лиса)

- черная, гладкая, блестящая (пантера)

- белая, голубовато – серая (песец)

- в черных кольцах и пятнах (ягуар)

- серая, пятнистая, на ушах кисточки (рысь)

- длинный, бурый мех (медведь)

(Подводятся итоги конкурса).

Учитель.

   Для того чтобы убедиться, что вы хорошо знакомы с творчеством писателя, я предлагаю еще провести викторину.

Викторина.

- Кто ногами слышит? (Кузнечик).

- Кто птичьим молоком сыт? (Голуби, пингвины).

- У кого язык длиннее тела? (У хамелеона).

- У какой рыбы обезьяний хвост? (У морского конька).

- Какая птица шьет свои гнезда из листьев? (Птица – портниха).

-Какие птицы строят свой дом из кирпичей? (Птицы – печники).

- Каких животных называют «инженерами животного царства»? (Бобров).

- Какое животное бегает быстрее всех? ( Гепард).

- Кто из кошачьих хорошо плавает? (Ягуары, тигры).

- Какое животное никогда не пьет? (Коала).

(Подведение итогов).

Учитель.

    Ребята,  я надеюсь, что время, проведенное за чтением книг Игоря Акимушкина, потрачено не зря. Вы узнали много интересного о животных, вместе с товарищами совершили новые удивительные открытия.

Библиотекарь.

        Хочу добавить, что о природе и о животных много пишет не только Игорь Иванович Акимушкин. Много интересного вы прочтете у Виталия Бианки «Чей нос лучше», «Мышонок пик», «Музыкант», «Слепой бельчонок», целый цикл его  натуралистических заметок о животных которые собраны в сборник «Лесная газета». Так же много произведений о природе написал Михаил Пришвин,  Константин Ушинский, Гаршин, Михаил Алексеев, Паустовский. Наши ставропольские писатели Михаил Усов, Иван Кашпуров. Все эти книги вы видите сейчас на книжной выставке. И я очень надеюсь, что все они будут вами прочитаны. А книги с нетерпением ждут каждого из вас в нашей школьной библиотеке. До новых встреч ребята!

А на прощание разрешите вручить вам буклетики с рекомендацией книг Игоря Акимушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс

Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия литературного кафе «Очей очарование».

      Акцент целей и задач:воспитать любовь к Родине и своей малой родине, чувство красоты природы осени;повторить приметы, пословицы, поговорки осенних месяцев осени;активизация...

Литературно-музыкальная композиция "Мы разные, но мы вместе!"

Сценарий мероприятия для начальной школы...

Литературная игра- викторина с ответами для 2 класса на тему: «Сказки разные нужны, сказки разные важны».

Литературная игра- викторина с ответами для 2 классана тему:  «Сказки разные нужны, сказки разные важны".   Цели:·        Развивать ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» ( УМК "Школа России" , 2 класс)

Тема урока «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» Тип урока: «открытие...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.

Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...

Конспект занятия: «Литературное кафе. Италия»

Цель занятия:Знакомство с особенностями итальянской кухни.Воспитание интереса и уважения к многогранной культуре итальянского народа.Задачи:Сформировать представление об итальянской кухне,научить нахо...