Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию ЯНАО
    план-конспект занятия (4 класс) по теме

    Занятие расчитано для учащихся 4 класса. Знакомит с историей образования , экологией ЯНАО,  занятием коренных народов Севера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon yanao.zip23.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1

    Внеклассное мероприятие,

    посвященное 80-летию

    ЯНАО

                                                                         Автор: Николенко Светлана Алексеевна,

                                                                            учитель начальных классов,

                                                                                 Фадеева Валентина Сергеевна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                          МБОУ  СОШ №1,

                                                                        г. Новый Уренгой, ЯНАО

                                                                                          «Любить Отечество велит природа, Бог,

                                                                     А знать его – вот честь, достоинство и долг».

    Читает  ученица под музыку (мелодекламация) (Слайд 1) :

          Глубокое озеро сверкало голубой гладью. В воде весело резвились утки, гуси, прилетевшие на отдых в родные края. Солнце ярко отражалось в зеркальной воде. Ни ветерка кругом. Тишь да гладь.

         Вдруг и гуси и утки недоуменно переглянулись: на воду садились удивительные птицы, ранее ими не виданные. Они были похожи на чаек, но всех смущала ярко-розовая окраска на груди. Все с любопытством издалека, курлыкали, не приближаясь к новым гостям. А розоватые птицы спокойно плавали по озеру, гордо озирая окрестности. Как прекрасны были дивные птицы!

         … Розовые чайки  немножко поплавали, а потом дружно поднялись и полетели дальше в неведомые края.

           Никто не знает, где гнездятся эти очаровательные чайки, да и видят их нечасто.

                                                                                                                                                 Вера Рудинская

    Ведущая №1 (Слайд 2):

          На севере нашей страны существуют легенды об удивительной и редчайшей птице, которая спасала попавших в беду мореходов. Взгляни в небо: на помощь летит маленькое чудо Севера- розовая чайка, похожая на частицу луча восходящего солнца. Надежду, прилив новых сил приносит розовая чайка на своих крыльях.

    Ведущая №2 (Слайд 3):

         Ещё в одной северной легенде розовую чайку называют Дочерью солнца и снега. Чтобы путник увидел её ночью, полярный день подарил чайке оперение из розовых лучей восхода. А чтобы её видели днём, полярная ночь надела на шею птице чёрное ожерелье. С тех пор летает розовая чайка днём и ночью надо льдами, спасает путешественников и моряков.

    Ведущая №1 (Слайд 4):

        Лишь в начале 20 века русский орнитолог Сергей Александрович Бутурлин обнаружил гнездо розовых чаек в заболоченной тундре в устье Колымы.

       Розовая чайка считалась редкостью и в прежние времена.

     У северных народов существует предание: счастливым будет тот человек, над чьей головой хоть раз пролетит птица с отсветом зари.

    Ведущая №2 (Слайд 5):

    Символом нашего мероприятия, посвящённого 80 – летию ЯНАО будет «Розовая чайка».

    Ученик 1:

    Вы карту посмотрите

    И Ямал на ней найдите,

    Потому что здесь наш дом:

    Мы на Севере живём.

                                      Иван Григорьевич Истомин

    Ученики представляют выступление агитбригады (у ребят в руках макет большой книги «Люблю тебя, мой край родной», они листают её страницы и читают по ролям строки)

    Возьми меня в руки, как двери, открой:

    Хочу я надолго остаться с тобой.

                Давай, почитаем, давай помечтаем,

                По книжным страницам с тобой прошагаем.

    По лесу побродим, присядем у речки,

    Смотри, как свивается пена в колечки….

                 По небу плывут облака – корабли,

                 Как будто торопятся к краю Земли.

    Рыбак тянет щедрую сеть из реки,

    Охотник готовит приманки – нырки.

                 И, гордо раскинув рога над спиной,

                 Неспешно олени идут целиной.

    Устанем – присядем и снова пойдём:

    Листая страницы, свой край узнаём.

                 С тобой прошагать нам придётся немало

                 По ягельным тропам родного Ямала.

    А если заглянем под тундровый слой,

    Там нефти озёра и газ голубой.

                Богатств на Ямале вовеки не счесть:

                 Рыба, меха, нефть и газ у нас есть.

    Но самое главное наше богатство-

    Людей трудовых нерушимое братство!

                 Ты смело читаешь строку за строкой-

                  Умнеешь, растёшь вместе с отчей землёй.

    Пусть шире раскинутся крылья – страницы:

    Здесь реки, посёлки, и люди, и птицы….

                  Мне хочется, чтоб ты побольше узнал

                  О дивной стране под названьем ЯМАЛ.

    Мы вместе с тобою разделим досуг:

    Я – книга, твой верный, испытанный друг.

    - Давай почитаем! Давай почитаем!

    - Почитаем! Почитаем!

    Ведущая №1 (Слайд 6):

    Первая страница – историческая

    – Малютку Ямала родила волна Карского моря. Появился он в горестный день «полярной большой темноты». Мать волна придумала ему имя, «но назвать не успела, затем что язык у неё превратился в бесчувственный лёд». Мальчишка рос быстро, разбил хрустальную люльку. Старик – океан рассердился на дочку – волну за то, что она родила сына вне законного брака, и послал своего брата – ветра, «чтоб стрелой своей калёной ветер грудь пронзил Ямалу».

    Ямал мужественно сражался с ветром, не поддался ему, но с тех пор был обречён на вечные туманы, снег и мороз.

    А старик – океан наказал внука вечной мерзлотой «Мерзлотою вековечной будешь ты теперь окован!»

    Но Ямал не отчаялся и нашёл себе союзника в лице седого Урала, который в конце концов женил его на Оби.

    Ведущая №2 (Слайд 7):  ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. Часть имени округу дал полуостров Ямал, в переводе с ненецкого на русский язык означает «край земли», другую часть названия округ получил от имени коренного народа – ненцев.

    Ведущая №1 (Слайд 8,9): Следующая страница – географическая

    Ученик:                                                                        

    На полярном самом круге,                  Главный город на Ямале,

    Где следы оленьих нарт,                     Ты судьбе, конечно, рад.

    Ты известен всей округе,                    Обелиск стоит, чтоб знали:

    Хлебосольный Салехард.                    Непростой ты Салехард!

    Ведущая №2 (Слайд 10,11):   Познавательная страница. Порой в небесах высоких широт вспыхивают изумительные световые спектакли – северное сияние.

    Ученик:                                                                        

                         Что зыблет ясный ночью луч?

    Что тонкий пламень в твердь разит?

    Как молния без грозных туч

    Стремится от земли в зенит?

    Как может быть, чтоб мерзлый пар

    Среди зимы рождал пожар?                  

                                                               Танец с лентами «Северное сияние»

                                                                               

                                                                                             Как хочу я, чтобы вопреки

                                                                       Самым дальним расстояньям

                                                                       Любовались все материки

                                                                                             Нашим северным сияньем!

                                                                                                                                    Р. Ругин      

    Ведущая №1 (Слайд 12, 13):   В округе насчитывается более 300 тысяч озер, 48 тысяч рек.                                                 А знаете ли вы, что…

         Ямал является крупнейшим хранилищем и фабрикой самой чистой озёрной воды.

    Самообновление водных масс большинства ямальских озёр происходит от 2-3 месяцев до двух лет. В Байкале на это уходит примерно 5000 лет.

    Вода во всех озёрах чрезвычайно пресная.

    Под влиянием постоянных ветровых волнений вода хорошо насыщается кислородом. Даже у самого глубокого озера Ясавейто на глубине 79 метров насыщенность воды кислородом составляет 80%, а прозрачность по всей акватории варьирует от 15 до 26 метров. Насыщению воды кислородом способствует также и сравнительно низкотемпературный её режим.

    Ведущая №2 (Слайд 14): Обь, берущая свое начало в горах Алтая, – самая длинная река России (5410 км). Она доставляет на Ямал около 400 куб. км. воды в год. Разливаясь весной, река образует могучий поток шириной в 4 км и глубиной до 40 метров.

    Ученик:                                                                        

                          Обь – одна из древних на планете рек.

    Сколько ей веков не знает человек,

    Тянется ее спокойный караван

    Через всю Сибирь в океан.

    Обь - кормилица-река сыновей земли,

                         Тех, кто к берегам ее строить жизнь пришли.

                                                                                                              Л. Лапцуй       

    Ведущая №1 (Слайд 15):  Самый продолжительный и суровый сезон на Ямале – зимний. Сумрачный короткий день и длительные ночи при жестоких морозах. Солнце не задерживается на полярном небе. Наступает полярная ночь, которая длится почти 150 дней. Самый короткий день – 21 декабря.

    Белая земля зимой сливается с небом, и нет у них четкой границы. Любой, кто окажется в бескрайней застывшей тундре, ощутит безмерное величие и могущество природы.

    Ученик:       Ночь северная в звездном одеянье.

    Снегов голубоватое сиянье.

    Колеблющийся в сумраке Ямал,

    Морозный пар, незримой стужи вал –

    То океана мощное дыханье.

    Мелькнет совой короткий зимний день

    Там, за холмами, и в сугробы канет,

    Оттуда солнце краем глаза глянет

    И спрячется опять в ночную тень.

    Ему зимой подняться в небо лень.

                                                                              Р. Ругин

    Ведущая №2 (Слайд 16): Особенностью летнего сезона являются большие запасы солнечного тепла и света. В тундру приходит Полярный день. 22 июня – самый долгий световой день. Лето на севере – короткое, но бурное. Все живое тянется к могущественному шару Солнца.

        Ученик:   Словно парным молоком

    Белая ночь разлита

    Белые – чащи кругом,

    Белая – в реках вода.

    Свет все струится с небес –

    Будто сквозь вечность пророс...

                          Пусть над родною землей

    Ширится белая сень.

    Пусть ее сменит большой

    Белый – и солнечный – день!

                                             Р. Ругин

    Ведущая №1 (Слайд 17): Упираясь в стылое небо,  высятся скалы Полярного Урала, обрываясь прямо в волны Карского моря. Здесь самая северная часть Уральского хребта. По нему проходит линия, разделяющая два великих материка: Европу и Азию.

    Ученик:      Эй, верхи Полярного Урала!

    Пусть вы и не слишком высоки –

    Здесь богатства вечность собирала

    В ваши заповедные мешки.

    Ну-ка, отворите, покажите

    Кладовую каждую свою,

    Радостью открытий поддержите

    Человека в Северном краю!

                                                                       Р. Ругин

    Ведущая №2 (Слайд 18): Не случайно г.Новый Уренгой называют газовой столицей России. Ямальский газ доходит до очень далеких стран, таких как Италия, Франция, Германия, Испания, Турция. Из недр округа извлекается 92% общероссийского объема газа и 10% общероссийской добычи нефти.

    Ученик:          Ямальский газ родился

       В надымской колыбели.

       К нему идут дороги

    (Слайд 19)     Сквозь долгие метели.

                                                 Л. Лапцуй

    Ведущая №1 (Слайд 20,21):  Ямал – родина коренных народов: ненцев, ханты, манси, селькупов. Это душевные, гостеприимные, трудолюбивые, скромные люди.

    Природа в тундре скромная, неброская,

    Под стать природе души у людей.

                                                        Прокопий Андреевич Явтысый

    Ведущая №2:

     В любой зайдите чум – вас ждет всегда

     Гостеприимство и забота друга…

    Здесь каждый вас увидеть будет рад

    И обогреть душевной теплотою.

                                                                   Л. Лапцуй

    Ученик:          Ты не видел тундры? Приезжай!

    Если встретит холодом она,

    Если вьюга зарычит, страшна,

    Словно моря Карского волна,

    Не пугайся, словно горностай,

    Не кидайся в снежные бугры

    Неумелым лыжником с горы.

    Ясным взором посмотри вокруг,

    Полной грудью свежести вдохни,

    Бодростью наполнится твой дух,

    В тундре – двадцать первый, наши дни.

    Сядешь в нарты, что летят стрелой,

    Или в сизокрылый самолет,

    В тундре, под Полярною звездой,

    Где живет мой маленький народ.

    Жар гостеприимства сохраняя,

    Обогрет ты будешь без огня.

                                                   Л. Лапцуй

    Ученик: (Слайд 23,24):       

                       Стихотворение  « Новость»            

    Лишь узнают в тундре новость-

    Станет всем она известна:

    Солнце вышло – интересно!

    Сын родился – интересно!

    Интересно, интересно,

    Даже очень интересно!

          Кто вспугнул лисят с лисицей?

          Видно, это едут гости!

          Но к кому свернёт упряжка

          И куда помчится после?

          Интересно, интересно,

          Даже очень интересно!

    Вот геологов палатка

    Появилась – интересно!

    Вот запела куропатка –

    Даже очень интересно!

    Пробегут аэросани

    Или в речке лёд растает –

    От яранги до яранги

    Новость каждая летает.

            Если будете гостями –

            Приезжайте с новостями!

            Будем чай мы пить –

            И думать,

            Оленят считать –

            И думать,

            Думать сидя, думать стоя, -

            Новость – дело непростое!

    В тихой тундре,

    Белой тундре

    Ничего от глаз не спрячешь,

    Оттого – то знают в тундре –

    Кто ты есть и что ты значишь.

    Интересно? Интересно!

    Хорошо, что нам известно.

                                   Антонина Кымытваль

    Ведущая №1 (Слайд 31):  страница -  Экологическая  

    Исполняется песня «Северный край»

                                                     

                                                         

    Ведущая №2 (Слайд 32):       

                       Мы с Эдейкой оба ненцы

                       Мы с Эдейкой схожи сердцем

                       Был и я мальчишкой тоже

                        И помощником  отца.                      

       

                                                                       Я ещё не знаю точно

                                                                        Век Эдейки долог.

                                                                        Будет ли Эдейка лётчик?

                                                                        А может быть эколог?

    Эдейка (мальчик, переодетый в национальную одежду ненцев):    Да! Эколог!

    Ведущая №2 (Слайд 33): А пока Эдейка в школе делает доклад  

                                                 «Боль моей тундры».

                                                 И звучит он,  как набат.        

     Эдейка (Слайд 34): Земля – мать человеку. Она свята для него. Земля даёт человеку всё  необходимое.

    Ученик 1: (Слайд 35): Богатств на Ямале вовеки не счесть          

                                           Рыба, меха,

                      (Слайд 36):  нефть и газ у нас есть.

    Эдейка: Брать и брать, не восполняя и не возвращая  свой долг природе, - так жить нельзя! Существуют жестокие законы устойчивости природных систем. Но как долго природа будет отступать перед человеком? Не вздумает ли природа наказать нас по всей строгости своих законов?

    Ученик 2: (Слайд 37):  Чтобы этого не случилось, нужно вспомнить четыре закона  американского                               биолога, эколога Б. Коммонера

                                                              Природа знает лучше!

                                                              Всё куда – то девается!

                                                              Ничего не даётся даром!

                                                              Всё взаимосвязано со всем!

    Ученик 3: (Слайд 37): Ямал – сокровищница России. Ещё недавно Ямал был неизведанной землёй.

      А сейчас над ним нависли признаки грозной опасности.

    Ученик 2: (Слайд 38): Газ и нефть нужны всем.  Но у добычи газа есть обратная сторона.

    Известно, что колея от проехавшего по тундре вездехода зарастает примерно 10 лет.

    Ученик 1: (Слайд 39,40): Природа на Ямале настолько нежна, что даже на восстановление такого повреждения требуется несколько десятков лет.                                                                                                 

    Ученик 2: (Слайд 41): Пожары в тундре намного страшнее, чем в лесах. При значительной силе ветра скорость распространения пожара может достигать 10 км в час и более. При низовом пожаре выгорают мхи, лишайники, которые являются кормом в зимний период для диких и домашних оленей. Лишённая своего покрова изо мха и лишайников мерзлота заболачивается. За одно лето в ЯНАО сгорает около 14 тыс. кВ. км. Ягельников

    Ученик 3: (Слайд 42,43): Сейчас, из-за бездумного освоения нефтегазовых ресурсов Ямала выведено из оборота 60 тыс.кв. км оленьих пастбищ

    Эдейка (Слайд 44): Ещё одно самое страшное бедствие для тундры - брошенные оборудование, техника и оставленные временные посёлки.

    (Слайд 45):    Брошенная техника сама по себе продолжает разрушать верхний слой тундры.

                            Тундра, беззащитная тундра,

                            Как поранить тебя и обидеть нетрудно.

                            А рубцы твоих ран заживают нескоро.

    (Слайд 46):  И глядят нам в глаза молчаливым укором.      

    Ученик 1: Да, мы должны добывать газ и нефть, но делать это нужно разумно.   Этот ущерб наносит промышленность!?  А что может сделать каждый из нас?

    Эдейка (Слайд 47): Я думаю, каждый житель Ямала в своей повседневной жизни должен помнить о бережном отношении к природе, как это делают коренные народы.

    Меня отец учил: 

    (Слайд 48): «не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения»;                            

    (Слайд 49): «не кидай камнями или комьями земли в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира, и сам ослепнешь»;  

    (Слайд 50): « не стреляй из лука, не имея и не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека»;              

    (Слайд 51): По Земле всегда ступай достойно,

                                    Попусту ножом в неё не тычь!

                                          «Боль земли - это боль сердца».

    (Слайд 52): Загрязнение рек, гибель многих животных и растений тундры,

    (Слайд 53): растущие груды мусора– всё это признаки грозной опасности, которая нависла над Ямалом.

    Ученик 2: (Слайд 54): - Я понял! Пусть будет нашей главной заповедью – заповедь «Не убий!»  Не убей ни большого, ни малого зверя. Даже тогда, когда идёшь по тропинке, смотри под ноги и пропусти торопящегося через дорожку муравья.

    Ученик 1: (Слайд 55): Да! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка   – это маленькая рана, нанесённая природе.

    Эдейка (Слайд 56): Тундра шепчет – Человек! Остановись! Одумайся! Пощади!

    (Слайд 57):    -   Красная книга ЯНАО

                             растения – 30 видов

                             птицы –24 вида

                             млекопитающие - 10   видов

                             рыбы -    5 видов

                             амфибии – 4 вида

                             рептилии – 2 вида

                             насекомые – 27 видов

    Ученик 3:  Я сорвал цветок – и он увял.

    Я поймал бабочку –

    И она погибла у меня на ладони.

    И тогда я понял,

    Что прикоснуться к красоте

    Можно только сердцем……биение сердца (аудиозапись)……………………

    Ученик 1,2,3 -хором: (Слайд 58):

    Нет! – загрязнению воды.

    Нет! – отравлению среды!

    Нет! – наступлению беды.

    Ведущая №2: Взаимодействие человека и природы, сбережение природных богатств для будущих поколений превратилось в одну из наиболее актуальных и тревожных проблем современности.

    (Слайд 59):    Время требует от нас сохранить Ямал.

                                     Берёшь бери, не более, чем нужно!

    Ведущая №1 (Слайд 60): Берегите наш Ямал,

                            Берегите!

                            На тропинке солнечные блики,

                            На камнях мелькающую птицу,            

                            Ясный месяц над речным покоем.      

                           Берегите наш Ямал!

                           Берегите!

    Ученик 1,2,3 - хором: (Слайд 61-66): Сбережём!!!

    Ученик 1,2,3 – по очереди: (Слайд 67-70):

    Я буду биологом!                А я орнитологом!    А я обязательно  придумаю как избавиться от мусора!

    Ведущая №2  (Слайд 71,72): Помните!

    Кем, бы, вы не стали. Будьте милостивы к природе!

    Берёте, берите – но не более, чем нужно!!!

    Источники:

    1. Сусой Е. Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН – Тюмень, 1994.

    2. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

    3. Ямальский калейдоскоп \ Учебное пособие по литературному краеведению, 2 класс \ Л. В. Фёдорова. Тюмень:Издательство ИПОС СО РАН, 2003.

    4. Г. И. Чувашов. Гыданско – Тазовская природная зона. Санкт – Петербург, 1997.

    5. «Мой Ямал». Фотоальбом. – Салехард: ГУП ЯНАО Издательство «Красный Север», 2008.

    6. Источник фотографий в презентации – личные фото Фадеевой В. С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию Победы в ВОВ «Мы помним, мы гордимся»

    На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколен...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"

    Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...

    Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

    Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...

    конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

    Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они  живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

    В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы

    Сценарий содержит познавательные материалы о Великой Отечественной войне...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Почему падают звезды"

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).Цели и задачи:·        Расширить знания учащихся о событиях Великой От...