ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
опыты и эксперименты по теме

Ондар Орланмаа Бапай-ооловна

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

 

Ондар Орланмаа Бапай-ооловна

учитель  начальных классов,

 руководитель школьного методического объединения

 МБОУ Кара-Чыраанской СОШ

Сут-Хольского района Республики Тыва

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский.

Формирование патриотических представлений у учащихся начальной школы – одна из важных задач современной школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Чтобы у ребенка зародилось чувство истинного патриотизма и уважение к народным традициям, необходим особый подход, взаимосвязь семьи и начальной школы. Это сложный педагогический процесс.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002). Именно период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников систематически, т.е. если разработать комплекс занятий, то процесс воспитания можно сделать более эффективным. Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – один из рычагов для педагога в создании единой воспитательной среды. За многолетний стаж работы, убеждена, что решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии педагога с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Поэтому в работе по формированию патриотических представлений у учащихся начальной школы, которая является одной из основных задач воспитательной программы, я работаю по следующим направлениям:

Первый тематический блок  «Моя семья» предполагает работу по таким темам как: «Моя семья», «Я в своей семье», «Генеалогическое древо семьи», «День пожилых людей», «День матери» и т.д. Посредством таких мероприятий как тематические классные часы, праздники, сочинения, конкурсы рисунков, анкетирование, беседы, посещения на дому изучаются традиции семьи, её исторические корни. Воспитываются чувства любви к близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к членам семьи.  Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи.

Второй блок называется «Наша Родина».  Тематика занятий связана с изучением и ознакомлением с особенностями жизни Российской Федерации, Республики Тыва, его достопримечательностями и т.д. Темы: «Село, в котором я живу», «Родной кожуун», «Достопримечательности Тывы», «Кызыл – столица республики» «Мы – граждане России», «Тыва – часть России», «Москва – столица России», «Россия на шаре земном», «Народы, населяющие нашу страну», «Государственные символы республики и России», «Защитники Отечества», и т.д. Полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства помогают экскурсии на природу, туристические походы, беседы, конкурсы рисунков.  Проводятся патриотические занятия по ознакомлению детей  гербом, флагом,  гимном,  как России,  так и Тувы. В результате проводимых мероприятий дети учатся различать российскую и тывинскую символику, формируется чувство гордости, уважения  к флагу, гимну, гербу. Помимо бесед и рассказов провожу различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, героическим историческим событиям. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Патриотизм это также забота о доставшихся нам природных сокровищах, поэтому при общении со школьниками стараюсь сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края.

Третий блок посвящается героическом поступкам, знаменитым и достойным гражданам нашей Родины.  Проводим встречи с ветеранами труда, организуем смотры строя и песни, дни здоровья, конкурсы сочинений. Таким образом, формируем у детей стремление подражать героям и достойным гражданам Родины.

И последний тематический блок «Культура» направлен на формирование любви к традициям и обычаям  своего народа. Тематика этого раздела включает в себя: «Устное народное творчество, фольклор», «Национальные костюмы», «Быт и убранство русской избы и тувинской юрты», «Народные игры», «Народные традиции и праздники», «Шагаа», учителями МО и родителями был собран большой методический материал для бесед с детьми и проведения занятий по патриотическому воспитанию, приобретены видеоматериалы, буклеты, книги о Туве, изготовлены альбомы «Животный мир и растения Тувы», «Юрта» о быте и устройстве юрты, сделана картотека тувинских и русских игр. Постоянными  в школе стали панорамы открытых мероприятий  «Растим патриотов», выставки творческих работ детей и их родителей «Расцветай, Тува родная!», фестиваль русских и тувинских народных игр,  проведение тематических вечеров, конкурсов, с использованием произведений устного тувинского народного творчества,  тематические развлечения и праздники.

Все четыре блока по содержанию и по методам реализации усложняются от класса к классу, потому что в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Знакомлю первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в классе. Совместно с родителями учащихся определяю направления и оцениваю потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей малой Родины на весь период их обучения в начальной школе. 

Помимо внеклассных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, считаю, что воспитательная работа на уроках результативной. Т.е. считаю необходимым на каждом уроке уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию, при этом не навязывая своего мнения, а как бы подводя его к нужному мнению.  Например, мы пробуждаем интерес у каждого ученика изучать историю страны  на уроках окружающего мира. Использование современных технологий помогает осуществлять заочные путешествия по знаменитым городам  нашей страны, по музеям. На уроках литературного чтения – через различные произведения дети узнают о героях страны. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. На уроках математики дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками.  Уроки родного языка учат любить тывинский язык, сформируют этническое самосознание.

      В МБОУ Кара-Чыраанской начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих сверстников и учителей, учатся взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.  

        Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках  ИЗО и технологии. 

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой начальной школе начинает формироваться. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека. На мой взгляд, результат моего воспитательного труда проявляется, это подтверждается прекрасными сочинениями моих учеников, также например, идеями моих учащихся в организации участия класса в акции «100 добрых дел», в котором мои ученики выдвигали прекрасные идеи, как побелка Субургана и очистка его территории, помощь в оформлении детской площадки в детскому саду, помощь пожилому гражданину села в собирании дров, помощь многодетной маме собрать почву для огорода. Эти идеи я слышала из детских уст своих воспитанников. Мои выпускники, успешно освоили программу патриотического воспитания и показывают хорошие результаты.

 

Библиографический список:

1.     Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.     Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3.     Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

 

 

 


 

 

 

         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_patrioticheskom_vospitanii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Ондар Орланмаа Бапай-ооловна

учитель  начальных классов,

 руководитель школьного методического объединения

 МБОУ Кара-Чыраанской СОШ

Сут-Хольского района Республики Тыва 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский.

Формирование патриотических представлений у учащихся начальной школы – одна из важных задач современной школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Чтобы у ребенка зародилось чувство истинного патриотизма и уважение к народным традициям, необходим особый подход, взаимосвязь семьи и начальной школы. Это сложный педагогический процесс.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002). Именно период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников систематически, т.е. если разработать комплекс занятий, то процесс воспитания можно сделать более эффективным. Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – один из рычагов для педагога в создании единой воспитательной среды. За многолетний стаж работы, убеждена, что решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии педагога с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Поэтому в работе по формированию патриотических представлений у учащихся начальной школы, которая является одной из основных задач воспитательной программы, я работаю по следующим направлениям:

Первый тематический блок  «Моя семья» предполагает работу по таким темам как: «Моя семья», «Я в своей семье», «Генеалогическое древо семьи», «День пожилых людей», «День матери» и т.д. Посредством таких мероприятий как тематические классные часы, праздники, сочинения, конкурсы рисунков, анкетирование, беседы, посещения на дому изучаются традиции семьи, её исторические корни. Воспитываются чувства любви к близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к членам семьи.  Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи.

Второй блок называется «Наша Родина».  Тематика занятий связана с изучением и ознакомлением с особенностями жизни Российской Федерации, Республики Тыва, его достопримечательностями и т.д. Темы: «Село, в котором я живу», «Родной кожуун», «Достопримечательности Тывы», «Кызыл – столица республики» «Мы – граждане России», «Тыва – часть России», «Москва – столица России», «Россия на шаре земном», «Народы, населяющие нашу страну», «Государственные символы республики и России», «Защитники Отечества», и т.д. Полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства помогают экскурсии на природу, туристические походы, беседы, конкурсы рисунков.  Проводятся патриотические занятия по ознакомлению детей  гербом, флагом,  гимном,  как России,  так и Тувы. В результате проводимых мероприятий дети учатся различать российскую и тывинскую символику, формируется чувство гордости, уважения  к флагу, гимну, гербу. Помимо бесед и рассказов провожу различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, героическим историческим событиям. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Патриотизм это также забота о доставшихся нам природных сокровищах, поэтому при общении со школьниками стараюсь сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края.

Третий блок посвящается героическом поступкам, знаменитым и достойным гражданам нашей Родины.  Проводим встречи с ветеранами труда, организуем смотры строя и песни, дни здоровья, конкурсы сочинений. Таким образом, формируем у детей стремление подражать героям и достойным гражданам Родины.

И последний тематический блок «Культура» направлен на формирование любви к традициям и обычаям  своего народа. Тематика этого раздела включает в себя: «Устное народное творчество, фольклор», «Национальные костюмы», «Быт и убранство русской избы и тувинской юрты», «Народные игры», «Народные традиции и праздники», «Шагаа», учителями МО и родителями был собран большой методический материал для бесед с детьми и проведения занятий по патриотическому воспитанию, приобретены видеоматериалы, буклеты, книги о Туве, изготовлены альбомы «Животный мир и растения Тувы», «Юрта» о быте и устройстве юрты, сделана картотека тувинских и русских игр. Постоянными  в школе стали панорамы открытых мероприятий  «Растим патриотов», выставки творческих работ детей и их родителей «Расцветай, Тува родная!», фестиваль русских и тувинских народных игр,  проведение тематических вечеров, конкурсов, с использованием произведений устного тувинского народного творчества,  тематические развлечения и праздники.

Все четыре блока по содержанию и по методам реализации усложняются от класса к классу, потому что в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Знакомлю первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в классе. Совместно с родителями учащихся определяю направления и оцениваю потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей малой Родины на весь период их обучения в начальной школе. 

Помимо внеклассных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, считаю, что воспитательная работа на уроках результативной. Т.е. считаю необходимым на каждом уроке уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию, при этом не навязывая своего мнения, а как бы подводя его к нужному мнению.  Например, мы пробуждаем интерес у каждого ученика изучать историю страны  на уроках окружающего мира. Использование современных технологий помогает осуществлять заочные путешествия по знаменитым городам  нашей страны, по музеям. На уроках литературного чтения – через различные произведения дети узнают о героях страны. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. На уроках математики дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками.  Уроки родного языка учат любить тывинский язык, сформируют этническое самосознание.

      В МБОУ Кара-Чыраанской начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих сверстников и учителей, учатся взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.  

        Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках  ИЗО и технологии. 

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой начальной школе начинает формироваться. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека. На мой взгляд, результат моего воспитательного труда проявляется, это подтверждается прекрасными сочинениями моих учеников, также например, идеями моих учащихся в организации участия класса в акции «100 добрых дел», в котором мои ученики выдвигали прекрасные идеи, как побелка Субургана и очистка его территории, помощь в оформлении детской площадки в детскому саду, помощь пожилому гражданину села в собирании дров, помощь многодетной маме собрать почву для огорода. Эти идеи я слышала из детских уст своих воспитанников. Мои выпускники, успешно освоили программу патриотического воспитания и показывают хорошие результаты.

Библиографический список:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".

Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....

Формирование естествоведческих представлений у учащихся школы VIII вида

В работе рассмотрено понятие представления, формирование естественнонаучных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, сделаны выводы о правильности подбора учебного материала для ф...

Формирование временных и пространственных представлений у учащихся 3-4 класса

Предлагаю примерные учебные задания, которые помогут в III классе воспитать у детей умение управлять своими движениями....

Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов

            Формирование пространственных представлений    у учащихся начальных классов...

ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...

Программа гражданско-патриотического воспитания для учащихся 1-11 классов

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся 1-11 классов " Я-гражданин и патриот"...

Проект сценария классного часа к 9 Мая,как способ формирования патриотических чувств у учащихся младшего школьного возраста

В проекте разработаны формы и средства, направленные на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе подготовки и проведения классного часа, посвященного Дню Победы....