Каким образом добиться того, чтоб ребенок не утратил заложенные природой индивидуальные возможности, свой творческий потенциал?
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Пока не уясним, что сутью процесса образования является именно душа, т.е. личность, неповторимая и творческая человеческая личность, до тех пор все разговоры о перестройке образования и самого общества на основах гуманизации окажутся неосуществимыми».
Б.М. Неменский.
Воспитание в России, начиная с XI века было основной педагогической категорией, наиболее емкой, интегрирующей и формирование, и развитие, и обучение человека.
Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Огромное количество изменений, происходящих в жизни современного общества, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Человек вынужден реагировать на происходящие все время в обществе изменения, но часто бывает не готов к ним.
Для того, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен уметь меняться в изменяющемся мире, сохраняя, однако, свою неповторимость, уникальность независимо от обстоятельств. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал; ведь проявление своей собственной уникальности - это и есть проявление творческости. Противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массового обучения создали для меня проблему: каким образом добиться того, чтоб ребенок не утратил заложенные природой индивидуальные возможности, свой творческий потенциал. Целью моей деятельности стало создание условий для реализации творческого потенциала каждого школьника. Верность моего решения подтверждают слова В.А.Караковского: «Воспитание эффективно, если оно системно». Для решения поставленной цели я разработала концепцию воспитательной системы «Воспитание творческой индивидуальности личности» (Приложение №1). Для меня важно, чтобы понимание творчества как самореализации и выражение индивидуальности (уникальности) ребенка было ориентировано на поощрение самобытного, оригинального подхода к деятельности. Свою работу начинаю с изучения интересов, запросов и способностей первоклассников. Для этого провожу диагностику (наблюдение за учащимися, анкетирование родителей, собеседование с учителями-предметниками и школьным психологом). На основе диагностических данных я делаю выводы о творческом потенциале ребенка и результаты оформляю в индивидуальной диагностической карте. (Приложение №2). Я выделяю следующие способности моих первоклассников:
-музыкальные;
-танцевальные;
-художественные;
-детские словотворчества;
-естественно-научные;
-интеллектуальные;
-спортивные.
Основной задачей для меня становится содействие, удовлетворение запросов и интересов учащихся.
Воспитание и развитие творческой индивидуальности возможно как в учебной, так и внеучебной деятельности. Развитие творческой индивидуальности через учебную деятельность осуществляю следующим образом:
- На уроках по окружающему миру ребята составляют тематические сообщения. («Насекомые-санитары», «Мы и планета Земля», «Птицы кочевники» и.т.д.) Для этого они собирают и изучают дополнительный материал, делают презентации. С лучшими работами ребята выступают на школьной научной конференции.
- «Без творчества, без сказок, - утверждал В.А.Сухомлинский,-немыслимо полноценное умственное развитие». Разучивание стихотворений в инсценированном виде, сбор материала о любимых авторах для сообщений по внеклассному чтению, сочинение сказок и четверостиший, придумывание загадок способствует развитию детского словотворчества. Творческое воображение развивают задания, где учащиеся от имени обитателей леса сочиняют стихи-письма «прощения», «просьбы», «удивления». (Приложение№3)
- На уроках русского языка ребята готовят сообщения об устаревших словах, словах-близнецах (омонимы), словах-друзьях (синонимы), антонимах, крылатых словах. Применяю разнообразные творческие задания (закончить пословицы, заменить фразеологизм, отгадать ребусы, заполнить чайнворд, написать сочинения - миниатюры).
- Творческим заданием на уроке математики являются задачи -смекалки, логические задачи, шарады, магические квадраты и т.д. Вся эта работа способствует интеллектуально-творческому развитию учащихся. Кроме этого, я организую индивидуальную работу со способными учащимися. Результатом этой работы является ежегодное участие в различных интеллектуальных играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Любознайка», «Марафон знаний», где ребята регулярно занимают призовые места.
2003-2004учебный год районный тур «Марафон знаний» - первое место;
2005-2006учебный год на районный тур «Марафон знаний» - первое место;
2006-2007учебный год региональный тур «Любознайка» - команда учащихся заняла второе место.
Особенно удачно проводится работа над развитием творческой индивидуальности во внеурочной деятельности.
Все учащиеся охвачены дополнительным образованием, что способствует развитию творческих способностей учащихся.
6 человек (20%) занимаются в танцевальном кружке;
5 человек (12,5%) занимаются в футбольной секции ДЮКФП;
7 человек (17,5%) занимаются в вокальном ансамбле «Серебряные колокольчики»;
7 человек (17,5%)занимаются в изостудии;
8 человек (20%) занимаются в кружке «Умелые ручки»;
5 человек(12,5%) в музыкальной школе;
10 человек (30%) занимаются в фольклорном ансамбле «Чишма», руководителем которого являюсь я сама. Учу ценить прошлое, раскрывать и познавать красоту народной песни. С ансамблем участвуем на школьных мероприятиях: «Играй, гармонь», «Прощай, начальная школа», на традиционных праздниках для родителей, в детских садах.
С целью развития эстетической культуры и отработки навыков устной и письменной речи организовала спецкурс «Учимся писать сочинение» (Приложение №4), где мы изучаем деятельность художников, учимся описывать картины и выражать свое отношение к ним. Тем самым я стараюсь развивать в детях чувство прекрасного и художественно-творческое воображение. Также учащиеся посещают такие спецкурсы, как «Информатика», «ТРИЗ», «Занимательная математика».
Развитие творческих способностей и интереса деятельности можно провести в тематических классных часах: «Час творчества», «Коллективное творческое дело - «Юморина-06» и.т.д. провожу в форме конкурс-аукцион, смехопанорамы, КВН. Творческая деятельность детей и взаимосвязь с социумом хорошо реализуется через самоуправление, например, в игре «Мы живем в селе Барда».
Таким образом, сегодня к 3-ему году обучения у большинства моих учащихся, мне удалось раскрыть и реализовать творческий потенциал. Результаты анкетирования "Индивидуально-творческое развитие учащихся" показывают, что 95 % детей желают развивать музыкальные и танцевальные способности. Возможно, что на их выбор повлияло и то, что я сама человек творческий, люблю петь и играть на баяне (Приложение №5).
Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в различных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором. Достичь хороших результатов я смогу только при помощи родителей. Для этого провожу тематические родительские собрания, например, в форме дискуссионного клуба, где обсуждаем возрастные проблемы, особенности младшего школьного возраста, привлекаю их в планирование организацию и проведение внеклассных мероприятий. Важным коллективным и индивидуальным результатом совместной деятельности является наша победа на школьном конкурсе «Класс года-2005». Моя воспитательная деятельность прививает ребенку такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь. Благодаря этому, появляется возможность реализации творческого потенциала ребенка. Я убеждена, что именно системность воспитательной деятельности позволяет мне, как классному руководителю раскрыть имеющиеся способности у детей в раннем возрасте и помочь ребенку реализовать себя в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков
1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие? Ц...
Памятка для родителей. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?
Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи. Советы, предложенные в данной Памятке помогут родителям в решении этой трудной задачи....
"Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих"
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Материал мероприятия можно использовать при работе с учениками...
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...
Классный час ; "Жизнью ради того чтобы защитить свою родину"
Добрый день, ребята.Всех хочу поздравить с началом нового уч.года, пожелать хороших отметок.Но сегодня наш классный час посвящен другой тематике, Герои России.И сегодня я хотела бы рассказать вам,...
Чтобы ребенок был успешен. Подготовка к школе Способность концентрировать свое внимание
Чтобы ребенок был успешен. Подготовка к школеСпособность концентрировать свое внимание...