Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
методическая разработка по теме

Прощина Наталья Ивановна

Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artistizm.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.

   Как известно, исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в умении эмоционально передать образ, основную мысль танца, т. е. в выразительности и артистичности исполнения. По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в первую очередь костюм (цветовая гамма, форма, оригинальность), во вторую очередь эмоциональность танцующих и лишь в третью очередь технику исполнения номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать характеру и настроению музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу – хореографу в работе с детьми при постановке танцевальной композиции.

   В литературе по хореографии методического материала по развитию артистичности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается именно на развитие и совершенствование техники исполнения танца. А потому и на практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-то из педагогов не задумывается и не придает внимания развитию данных качеств у детей, кто-то не знает, как правильно добиться результата в этом направлении, ограничиваясь лишь фразой «Улыбаемся!», кто-то все же стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца на репетициях. Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией.

Как же научить детей выражать свои эмоции и передавать заданный образ в танце?

  • Все мы умеем непроизвольно улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства в жизни, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не учил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. Следовательно, в первую очередь в работе с детьми можно использовать мимическую гимнастику. Н., двигать челюстью из стороны в сторону, наморщить лоб, втянуть и надуть щеки, растянуть губы в улыбку и т.п.

      Кроме того, надо специально учить выражению различных эмоций: радости, грусти, удивлению, испугу, огорчению и др. (см. приложение, Альбом с картинками «Наши чувства и эмоции»).

      Например, можно использовать игру «10 масок», которую целесообразно делать перед зеркалом. Со временем лицо запоминает маски:

      1. Радость:

          - рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко от                                

            крыты.

      2. Удивление:

          - нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до  

            отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

      3. Испуг:

          - голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы под-

            жимаются.

      4. Плач:

          - этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не

            позволять детям использовать руки и голос.

       5. Кокетство:

           - голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены  

             до отказа в сторону вверх или вниз.

       6. Ненависть:

           - губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят испод-

             лобья.

  • Важно использовать метод личного примера.

      Педагог должен заражать детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную силу: так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей. Особенно это касается дошкольников, которые имеют еще малый собственный жизненный опыт и с удовольствием гримасничают, кривляются, подражают действиям взрослых.

  • Развитием эмоциональности, артистизма необходимо начинать заниматься в раннем детстве, когда это можно сделать через игру, а дети естественно, без стеснения выполняют с большим удовольствием все, что мы им предлагаем. С детьми младшего школьного возраста работа в данной области может быть затруднена, поскольку они бывают зажаты, стеснительны, ярче проявляются черты их характера, тип ВНД. Поэтому и работу надо проводить, учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя принуждать их быстро включаться в деятельность, игру, указывать на их недостатки и т. п. Ребенок сам постепенно придет к тому, что выполнять подобные задания интересно, весело и полезно.

  • Эмоциональность и артистичность у детей следует развивать поэтапно:
  1. Копирование звуков, движений, внешнего вида животных. Например, медведя, зайца, лягушки.
  2. Постановка маленьких сценок с участием нескольких животных на тему: «Животные – друзья», «Животные - враги», «Семья» и др.
  3. Копирование растений. Например, колючка, падающий лист, цветок на ветру, распускающийся цветок.
  4. Постановка этюдов, которые выражают определенные действия, характер человека, его способности, его отношения к чему-либо. Например, стирка и развешивание белья, приготовление ко сну, стояние в очереди.
  5. Копирование неживых предметов. Например, вешалки, компьютера, телефона, кипящей кастрюли. Эта очень сложная работа, поэтому несомненно требует точного определения «характера» выбранного предмета.
  6. Постановка сказок с яркими образами, в которых дети могут исполнять роли людей, животных, растений, неодушевленных предметов.

Например, «Кошкин дом», «Репка», «Три поросенка» (см. приложение: структура развития артистичности).

  • Важна систематичность игр, упражнений на развитие артистизма, эмоциональности. На занятии это не займет слишком много времени, тем более если включать их в упражнения разминки (см. приложение: игры для развития эмоциональной сферы, эмоциональные этюды). Можно использовать в работе видеокамеру, чтобы дети смогли сами оценить свое продвижение в работе по развитию эмоциональности и артистичности, а также для умения работать перед камерой, а значит и на публику.

Таким образом, работа по развитию артистичности и эмоциональности у детей достаточна сложна и кропотлива, требует от самого педагога наличия подобных качеств, определенных знаний, умения организовать работу в данном направлении и, конечно, творческого подхода. Однако результат будет очевиден!  И тогда с детьми легко можно будет делать постановки сюжетных танцев, которые всегда интересны как зрителю, так и самим юным артистам.

 Подготовила: педагог дополнительного образования Прощина Н. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников"

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена тем, что информационное общество требует от подрастающего поколения  развитых навыков работы с информацией. Это требование нашло отр...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....

курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования

Курсовая работа для учащихся  выпускных курсов отделения Дополнительного образования...