Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
статья (3 класс) по теме

Кузнецова Мария Олеговна

Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_my_rozhdeny.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Тема.

«Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте».                      

                                    Мы рождены, чтобы жить совместно;

                                наше общество – свод из камней, который обрушился  бы,

                                если бы один не поддерживал другого.

                                                                                             (Сенека)

 «Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников».                          

Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.  

Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).

Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.

Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:  

открытость, честность, прямота высказываний

умение слушать другого человека

способность к поиску компромисса

умение настаивать на своем. Умение говорить о своих интересах.   Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

  Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

• Говорение • Чтение • Слушание • Письмо • Понимание информации

• Способность к внешкольной и внеклассной деятельности.

Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.

. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы.

 Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.

  Диалогические формы - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.  

 Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики?

-как выстраивать межличностные отношения;

-этикет общения;

-коммуникативными технологиями, в том числе информационными;

-опыт самопрезентации;

-реализация  коммуникативных ролей в ситуациях общения;

-моделирование общения и речевого поведения;

-быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;

-продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;

-самоконтроль, саморегулирование.

 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:

общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации учеников?

На уроках и во внеурочной деятельности учим  детей:

- Выстраивать межличностные отношения.

-Как относиться к одноклассникам

-как научиться работать в группе

-как научиться понимать учителя

- как научиться понимать ребенка.

 На уроках и во внеурочной деятельности учим  детей через:

- анкетирование детей ;

-ролевые, сюжетные игры,

 -прием театрализации,

- когда дети учатся распределять и играть разные роли;

-занятия по этикету;

-тренинги;

классные часы;

-моделирование общения и речевого поведения;

-индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

- Вырабатывать у ребят -Самоконтроль, саморегулирование.

серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;

экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»

дни здоровья;

спортивные соревнования;

занятия по ПДД, конкурсы рисунков; беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; физминутки, походы и т.д.

 Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

Где можно найти информацию для урока?

Как понять, что является главным?

Как запомнить самое главное?

Овладение информационно – коммуникативными технологиями через:

Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

Составление опорных схем, рисунков;

умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

Знакомство с информационными технологиями.

Большое внимание необходимо  уделять  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках нужно использовать  творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

 1 «Рассказ от первого лица»

2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвала)).

3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных

 Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира.

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,

• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

Использование компьютерных технологий на уроках природоведения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

 На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

«Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»

Статья «Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников»...

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...