Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста
статья на тему

Филякова Тамара Ивановна

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filyakova_t.i._pedagogicheskie_priemy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста

ГБОУ СОШ №594

Московского района, СПБ

Учитель начальных классов

индивидуального обучения

Филякова Т. И.

В последнее время в стране произошли глобальные перемены, которые обусловили потребность общества в  человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества с нравственными, такими как честность, порядочность и  гражданственность. Путем, обеспечивающим решение этих задач, является компетентностный подход.  Компетентностная модель образования на первое место выдвигает не информированность ученика, а умение решать проблемы различного характера, в том числе и социальные.

По замечанию И. А. Зимней,  компетенция –   социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.  Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в  социально и личностно значимой сфере.

        Социальная компетентность связана с понятием «социальная адаптация». «Социальная адаптация» (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды. Социальная адаптация, в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором личность и социальная среда активно взаимодействуют.

Таким образом, воспитание человека, быстро адаптирующегося к  жизненным условиям, – запрос настоящего времени.

 Трудности социализации детей, обучающихся не в массовой школе,  а в ситуации индивидуального обучения в основном вызваны не только состоянием их здоровья, но  и тем, что они изолированы от общества.

Существуют отдельные педагогические приемы, способствующие формированию  социальной компетентности учащихся. Социальная компетентность представляет собой процесс усвоения школьником социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему  быть полноправным членом общества.

Важным аспектом  социальной компетентности является принятие  ребенком определенной социальной роли,- роли ученика.

Фундаментальной основой для этого  является опыт успешной учебной деятельности, чему способствует создание ситуации успеха.

Например, Леша В.- ученик 2 кл.  Учился в  общеобразовательной массовой школе,  не усваивал программу по русскому языку и, по рекомендации врачей, был переведен на индивидуальное  обучение.

У ребенка  был   ярко выраженный невроз и занижена самооценка. Требования выполнить учебное задание,  вызывало у него агрессию, он начинал бить себя по голове и кричать.

Работая с ним, старалась  основной упор делать не только на развитие интеллектуальных умений, но и на поведенческий аспект. Большое значение придавала психологической стороне урока, тем приемам, которые вселяли в ребенка уверенность в своих силах, спокойствие, повышали самооценку. Часто выражала удовлетворенность качеством  выполненных им заданий: «Как ты выразительно прочитал! Как быстро решил задачу!»,   «Вижу, что стараешься и этим ты меня очень радуешь. У тебя обязательно получится». У мальчика  были замечены положительные изменения в принятии роли ученика, в его поведении, в учебе. Слова, которые были сказаны Лешей  после  каникул: «Как хорошо, что закончились каникулы!» – прозвучали для меня как награда.

Показателями успешно формирующейся  социальной компетентности  является психологическая удовлетворенность учебной ситуацией в целом. О низком уровне социальной компетентности учащегося свидетельствует  отклоняющееся поведение.

Познавательная  деятельность способствует развитию у ученика инициативы, активной жизненной позиции, если   ученик становится ее автором.

 Например, на уроке мы должны знакомиться с различными комнатными растениями,  заранее предлагаю ученику спланировать урок, обозначить цель, использую систему вопросов:

  • Что ты хочешь узнать о растениях?
  • О каких из растений ты хочешь узнать больше?
  • Как образом ты хочешь получить информацию о них (самостоятельно прочитать, послушать рассказ, посмотреть фильм…)?
  • Какой должна быть цель урока?
  • Как проверить в конце урока, что мы  достигли поставленной цели?

Этот прием  помогает контролировать степень усвоения пройденного материала и способствует воспитанию  инициативной личности.

Младший школьный возраст – это период формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми   ребенок начинает  руководствоваться  в  своем  поведении. Формированию  у ребенка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т. к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы сознательного поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения   складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений  детей складываются их нравственно-эстетические идеалы. Как  показали  исследования,  идеалы  у  детей проявляются в двух основных формах. У  детей младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом   наблюдается заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается.

Воспитание социально компетентной  личности  невозможно без развития собственной значимости и самостоятельности, поэтому необходимо, чтобы дети участвовали в деятельности детских организаций и приобретали опыт общественной работы.  

Например,Павел К. 4 кл.страдает  эпилепсией. Мальчик имеет стойкий интерес к учебе, много читает, смотрит познавательные передачи, занимается ручным трудом,  но  практически не общается со сверстниками: из-за болезни ограничено общение с окружающим миром, и как следствие отсутствует  социальный опыт.

 Для преодоления этих трудностей решила объединить внеклассные занятия Павла  вместе с другими детьми: мы выезжали на природу, проводили мастер- класс «Поделки из природного материала», устраивали выставку фоторабот.

Паша К. стал постепенно ощущать свою значимость, но особенно уверенно он себя почувствовал, когда ему  предложила организовать выставку его художественных работ в библиотеке. На  открытии мальчик  рассказал какое значение в жизни человека имеет ручной труд, какими мастерами славится наша Родина, зачем и когда человек начал создавать произведения искусства.

Затем он вместе с мамой  провели мастер-класс для самых юных читателей библиотеки.

Благодарности взрослых и детей, эмоциональные отзывы о мастер- классе помогли Паше утвердиться в жизни. Позже он  в социально-реабилитационном центре,  предложил свои работы.

Одним из  аспектов социальной компетентности является отношение к прекрасному.

Для развития чувства прекрасного  использую любительский фотоальбом «Удивительное рядом» и художественное слово.

Например, изучая части речи с учащимися,  акцентирую внимание на различных характеристиках изображенного предмета на фото:

-Какая зима в этом году? (снежная, алмазная, загадочная, белоснежная, хрустальная…)

-Что сделала зима с городом? (накрыла, замела, занесла, укутала, одела, запеленала, нарядила, украсила…)

Такие задания, как: «Найди фотографии, которые ассоциируются со словом радость, бесконечность, грусть, тоска…» развивают чувственную сферу, творческое воображение и речь.

Чтение стихов помогает не только работать над развитием речи, но и формировать мировоззрение, осуществлять выбор нравственных идеалов, усваивать нормы поведения, повышать самооценку и способствовать становлению личности.

Дети, обучающиеся индивидуально, растут в социальном вакууме. Они испытывают дефицит общения, часто ребенок не имеет друзей. Когда они делятся этими проблемами,  я им  рассказываю, как можно расширить свой круг общения, найти друга и как друга не потерять. В заключении читаю стихотворение В. Берестова:

Если хочется пить, то колодец копай,

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

И потянутся путники по одному

 И к воде, и к теплу, и к тебе самому

Использованные   выше педагогические приемы повышают самооценку, развивают психические функции,  формируют  самостоятельность и ответственность, активную жизненную позицию, преодолевают отчужденность, способствуя росту  социальной компетентности.

Литература:

Аверин В. А. Психология детей и подростков: уч. Пособие/В.А. Аверин.- М.:Владос, 1998

Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. Тр. – М., Педагогика, 1983.

Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Технологии профессионального общения: Рабочая тетрадь практического психолога. Книга 1. Базовые навыки. Ярославль: Центр «Ресурс», 1997.

Ермолаева м.Г. Современный урок: тенденции ,возможности, анализ: Учеб. – метод. пособ. М.Г. Ермолаева. – Спб.: СПбАППО, 2007.

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ          УЧАЩИХСЯ   МЛАДШ...

Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.

Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте....

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...