Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу
консультация по теме

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Материал подходит для проведния консультаций для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_intellekt_powerpoint.pptx1015.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальное развитие старшего дошкольника при подготовке в школу

Слайд 2

"Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать " В. Сухомлинский

Слайд 3

Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Слайд 4

Под сущностью интеллектуального развития понимают - уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование, как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова ум это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятии до мышления и воображения включительно

Слайд 5

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Слайд 6

И нтеллектуальное развитие предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации

Слайд 7

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании развивающих игр, относится к таким методам. Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта

Слайд 8

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Развивающие игры имеют широкий диапазон трудности: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Слайд 9

Систематическое проведение развивающих игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий

Слайд 10

На развитие восприятия применяются такие игры: “Найди заплатку”; “Найди такой же предмет”; “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами); “Сравни предметы”; “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета) “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;

Слайд 11

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают. В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика. “Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

Слайд 12

На восприятие цвета, формы, величины используются блоки Дьенеша . Сначала предлагаются самые простые игры: “Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету, по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые. Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используются обручи.

Слайд 13

П амять – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. Здесь применяются игры: “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”; “Нарисуй узор по памяти”; “Расставь по памяти”; “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком); “Продолжай” (“Дополни предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это? (“Проворная белка прыгает ловко”);

Слайд 14

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры: “Продолжи ряд”; “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами); “Путаница” “Буквоед”; “Буква потерялась”; “С кочки на кочку” (со слогами); “Составь слово из букв”; игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами); “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом); серия игр с блоками Дьенеша ; “Кто где спрятался?”; “Кого сколько?” “Новоселье” и др.

Слайд 15

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления. Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как : “Найди ошибку”; “Найди, чем отличается”; “Какая фигура лишняя и почему?”; “Лабиринты”; “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Слайд 16

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть: арифметическими (угадывание чисел); геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки); буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды). Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки - треугольник. Из всего многообразия головоломок можно применить головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “ Танграм ”, “Пифагор”, “ Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова. Естественно, вначале наиболее легкие : 100Г, НИ. , a затем 5 но, кa рейка

Слайд 17

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета: “Красные двери в пещере моей, Белые звери стоят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю” (губы, зубы) “Вот гора, а у горы Две глубокие норы, В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит” (нос) Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез). Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо: “Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока) “Черненькая собачка, свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок) “Черная овечка стоит, Вся в огне горит, Ясен сокол прилетел, Весь мир просветлел”. (День и ночь) “Что за птицы пролетели По семерке в каждой стае. Вереницею летят – Не воротятся назад” (Дни недели) Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом ).

Слайд 18

Знакомя детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он “свалился как снег на голову”. Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) нужно знакомить детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл: “Шиворот навыворот”; “Мозолит глаза”; “Язык проглотить”. Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, можно использовать головоломки: “Через одну”; “Кто внимательный?”; “Цифры - подсказки”; “Круглая пословица”,где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д. Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

Слайд 19

В группе оформляется «Уголок занимательных игр » , где подбирается игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития: в нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книги, шашки, шахматы

Слайд 20

При подготовке старшего дошкольника в школу важна работа с родителями, в ходе которой используются беседы и консультации, информационный и наглядный материал, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий детьми, вечера досуга, оформление игротеки, оснащение группы развивающими играми и демонстрационным материалом .

Слайд 21

Критерии интеллектуальной готовности к школе: к 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Ребенок должен: 1. Знать о своей семье, быте. 2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться. 3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

Слайд 22

Подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития. “Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.”

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников

Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...

Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

В материалах говорится о том, с какими проблемами сталкивается обучающийся во время подготовки и сдачи экзаменов, и как с этими проблемами можно справиться....