внеклассное мероприятие "Жизнь Школьного Дневника"
методическая разработка (4 класс) по теме


Целью внеклассного мероприятия "Жизнь Школьного Дневника" для 2-4 классов является воспитание бережного отношения к главному документу школьника - Дневнику.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия:

«Жизнь Школьного Дневника»

Цель:

  1. Роль школьного дневника как основного документа обучающегося.
  2. Воспитание ответственности, бережного отношения, обязательности к ведению школьного дневника.
  3. Формирование навыков работы обучающихся со школьным дневником.
  4.  Обсуждение результатов работы обучающихся со школьным дневником.
  5. Проведение смотра-конкурса школьных дневников обучающихся «Лучший дневник».
  6. Развитие творческих способностей обучающихся.

Форма проведения: классные рейды, смотр-конкурс, беседа, лекция.

Подготовительная работа: предварительная проверка школьных дневников обучающихся 2-4 классов, подбор и изучение методической и художественной, научной литературы, изготовление реквизита для постановки сценки, изготовление эмблем - наклеек для дневников (рожицы с разной мимикой: радостный, строгий, грустный), изготовление буклетов, организация смотра – конкурса школьных дневников обучающихся «Лучший дневник».

Оборудование: школьные дневники обучающихся, мультимедийное оборудование, реквизит для сценки, раздаточный материал: буклеты, эмблемки - наклейки.

Основные понятия: школьный дневник.

Участники:  обучающиеся 2-4 класса, педагоги, родители.

Этапы проведения внеклассного мероприятия:

  1. Проведение классных рейдов «Школьный Дневник».

От каждого класса (2-4 классы) выбиралась группа обучающихся, с целью проверки школьных дневников своих одноклассников. После осмотра дневников, по мнению группы, на дневники обучающихся наклеиваются эмблемки с изображением рожицы (веселой, строгой, грустной), т.е., таким образом, оценивают ведение дневника.

  1. Смотр – конкурс «Лучший Дневник».

Лучшие дневники обучающихся (по мнению групп) будут выставлены для публичного просмотра в каждом классе. Жюри смотра-конкурса (это могут быть учителя, родители, обучающиеся старших классов) после осмотра каждого представленного дневника, присуждают звание «Лучший Дневник».

  1. Классный час «Из жизни Школьного Дневника».

На данном классном часе обучающимся представляется информация о том, что такое «школьный дневник», когда впервые появился школьный дневник. А также, обучающимся даются рекомендации по ведению дневника.

Обучающимися 2-4 классов подготовлены и представлены вниманию обучающихся, родителей и педагогов инсценированная сказка «Случай в царстве Дневника», сценка «Жалобы Школьного Дневника».

        В завершении мероприятия, обучающиеся, чьи дневники были признаны лучшими, награждаются Грамотами. Обучающимся, которые приняли активное участие в организации и проведении внеклассного мероприятия «Жизни Школьного Дневника» объявляются благодарности, вручаются памятные призы.

План проведения классного часа:

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Классный час я бы хотела начать со стихотворения Григория Остера:

1.1. Эпиграф классного часа:

Не давайте близким на ночь

Школьный свой дневник читать,

Будут их потом кошмары

Часто мучить по ночам.

Станет мама заикаться.

Папа дергаться начнет!

Доктора такое чтенье

Запрещают перед сном.

2. Сообщение темы и цели классного часа:

Педагог: - Как Вы, наверное, догадались, наш классный час будет посвящен Школьному Дневнику, а именно жизни Школьного Дневника.

- Сегодня, мы с вами узнаем, что такое Школьный Дневник, для чего он нужен школьнику и как правильно нужно с ним работать. А также, подведем итоги смотра – конкурса Школьных Дневников обучающихся 2-4 классов «Лучший Дневник».

3. Основная часть.

3.1. Словарная работа.

3.1.1.Определение «дневник».

Педагог: - Ребята, а как Вы думаете, что такое Школьный Дневник?

(ответы детей)

Педагог: - В словаре С.И. Ожегова сказано: Дневник – это «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».

- Немного иначе говорится в Википедии: Школьный Дневник или Дневник Школьника определяется как «основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося».

Педагог: - Откуда к нам пришло слово «дневник» и что оно обозначает? Слово «Дневник» в переводе с французского «journal», буквально означает — «поденный», «ежедневный». Сравнивая, по какому принципу, и каким способом вносятся записи, информация в Школьный Дневник, его, несомненно,  можно сравнить с ежедневником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.

  1. История появления школьного дневника.

Педагог: Школьный Дневник совмещает разные функции. Это не просто личный документ, зеркало ученика, отражающее характер и пристрастия своего владельца. Это предмет, по которому можно проследить историю страны и особенности каждого этапа ее развития. До того, как дневник приобрел современный облик, он претерпел множество изменений.

- Первый Школьный Дневник или «Спутник школы» появился еще в дореволюционной России, на рубежах 19 – 20 веков и  принадлежал гимназистам, учащимся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских училищ дореволюционной России.

В Петербурге и Москве дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы.

        Обложка у дневника была кожаной. Цена дневника – 15 копеек.

Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.  На 1 - 2 страницах изображались гербы и флаги всех государств. На 3 - 4 страницах  - «Памятный листок», в котором указывались индивидуальные характеристики ученика: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. На 5 странице – график дежурства по классу и по молитве. На 6 - 7 страницах – календарь:  памятные даты на текущий год.

Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты.

        Но как важный школьный документ, дневник был введен лишь в 1934 году.

Дневник имел размеры: 17 х 21см. Страницы в нем были изготовлены из чуть пожелтевшей бумаги.

На первой странице дневника указывался перечень предметов и список учителей.

В конце дневника находились  указания к его ведению.

На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону».

        На протяжении многих лет менялись облик, содержание дневника, но осталось неизменным только одно - предназначение школьного дневника. В школьный дневник, по-прежнему, ученики записывают домашние задания, делают памятки, необходимые записи, а учителя выставляют оценки, записывают замечания и рекомендации для родителей.

        Валентин Берестов и  Борис Вайнер - отечественные писатели посвятили свои произведения школьному дневнику:

В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
                                В. Берестов

Здесь похоронен дневник Иванова.
С ним Иванов обошёлся сурово.
Но если бы не был суров Иванов,
То был бы отец с Ивановым суров.
                                           Б. Вайнер

        В настоящее время, в помощь обычному школьному дневнику, пришел дневник электронный – Дневник. ру. 

Дневник. ру – это уникальный Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов.

  1. Творческая работа обучающихся.

4.1. Инсценированные представления.

Педагог: - Но не будем забывать про нашего верного друга Школьного Дневника и продолжим наше знакомство с ним. Ребята, а вы верите в чудеса?

(Ответы детей)

Педагог: - Сейчас мы закроем глаза, посчитаем до десяти. Произойдёт чудо, попробуем?

Ребята закрывают глаза. В этот момент, учащийся в роли Дневника садится на стул.

СКАЗКА

 «Случай в царстве Дневника»

Действующие лица:

  • Царь Дневник
  • Секретарь
  • Закладка
  • Единица
  • Двойка
  • Тройка
  • Четвёрка
  • Пятёрка

На сцене стоит трон, на нём сидит Царь, рядом стоит Закладка.

Ведущий:

Между небом и землёй,

Посреди земли одной.
Недалече, здесь в лесочке
(Нет на карте этой точки)
Построены когда-то
Царёвые палаты.
В них живёт владыка – царь,
Местной сказки государь.

Дневник (надевает корону):
Называть себя привык
Я по имени Дневник.
Обитает здесь и бабка
По названию Закладка
Это царский секретарь –
Полагается так встарь.

Ведущий:

Секретарь-то у него
Сильно братцы, ведь того…
Если что-то не по ней -
Удирайте поскорей.
Сам Дневник её боится,
Если вдруг Закладка злится.
Ну да бог с ней! В этот вечер
С Дневником мы ждали встречи,
Он в портфеле бог и царь,
Наш любезный государь.

Дневник:

Я - Дневник сейчас в печали,
Взвеселишь меня едва ли!
От заботы похудел:
Обыскал весь свой удел –
Пусто! Нету здесь невест!
Даже нет нигде окрест.
Если можно, помогите
И невесту отыщите!

Закладка:

Царь Дневник, уже иду!
Я кручину разведу.
Хошь, сыграю на гармошке?
Не горюй, а спой немножко!

Дневник:

Ты мне здесь не ерунди
И ехидно не гляди.
Пред тобою всё же царь,
А не местный пономарь.

Закладка:

Ты, любезный не серчай,
А кваску испей, давай.
Я на днях нашла газету,
И чего в ней только нету.
Всяких разных поздравлений,
Всяких разных объявлений
В той газете пруд пруди.
Ну-ка Царь Дневник, гляди.

Дневник: А глядеть в какое место?

Закладка:

Вот сюда, здесь о невестах.
Я им письма разослала
И к тебе позазывала
Вот сейчас начнут съезжаться,
Буду с ними я общаться.
Ты гляди на оба глаза.
Кто по нраву-сватай сразу.

Дневник: 

Вот денёк, другой промчался,
Кто-то в двери постучался.

Закладка: 

Не стесняйтесь, заходите,
Лик Царю свой предъявите.

Единица:

Кто надумал здесь жениться?
Я – невеста Единица.
И стройна, и худа.
Мастерица – хоть куда!
Кто со мною свяжется –
Мало не покажется!

Закладка:

Так влезай скорей на ларь,
Почитай-ка нам букварь.

Единица:

Кара-бура-ляпа-бум,
Таси-маси- ни-бум-бум.

Дневник:

Это что за кавардак?
Что за глупость? Так-растак!
У тебя ума ведь нет!
Брать такую мне не след!
Я же всё- таки государь.
Не какой-то тарабарь.
И тебя прошу я вон –
Так я сильно разозлён!

Единица убегает, снова стук.

Закладка:

Кто там, смело заходите,
Лик царю свой предъявите.
Двойка. Вот и я! Невеста «Два»
Полюбуйтесь какова!
Талия, фигура
И совсем не дура!

Закладка: 

Сочини-ка нам стишок,
Чтобы царь послушать мог.
Покажи нам свой талант,
Пусть сверкает как бриллиант.

Двойка: 

Что ж стишок не сочинить?
Это ж не урок учить!
Щас я быстро вам срифмую.
Только рифму взять какую?
Без меня ты царь помрёшь!
Лучше Двойки не найдёшь!
Будешь петь мне и плясать,
Всяко-всяко угождать.
Я же буду лишь лениться-
Ведь на то я и царица!

Дневник: 

Ты чего мне здесь напела?
До тебя мне нету дела.
Это что ещё за стих?
Убирайся с глаз моих!

Двойка убегает. Стук в дверь.

Закладка:

Кто там? Смело заходите,
Лик царю свой предъявите.

Тройка (вместо «р» она говорит «л»)

Вот и я – невеста «Три»
Что за краля, посмотри!
И кругла я, и румяна –
Никакого нет изъяна!

Закладка:

Нет изъяна с виду, верно.
Только ты лопочешь скверно.
В речи ты поупражняйся,
Во дворе трава. На траве дрова.

(тройка несколько раз пытается повторить, но путает буквы)

Дневник:

Нет, такая не годится,
Мне не след на ней женится.
Засмеют с такой женой.
Лучше буду холостой.

Тройка, опустив голову, уходит. Стук в дверь.

Закладка:

Ждём вас, ждём вас, проходите.
Лик царю свой предъявите.

Четвёрка:

Здравствуй наш премудрый царь
И добрейший государь.
У меня к тебе известье:
В терему живёт невеста.
Просто диво, как умна.
Да к тому же и скромна.
Нет другой такой в округе.
Мы с ней близкие подруги.

Дневник: Как зовут тебя?

Четвёрка: Четвёрка.

Дневник: А подругу как?

Четвёрка:  Пятёрка.

Дневник: 

Что ж хорошее известье.
Приводи сюда невесту.

Четверка (возвращается с 5)
Ради милого царя я старалася не зря.
Вот тебе невеста, царь!
Наш достойный государь.

Закладка

Ну-ка, ну-ка посмотрю…
Обращусь я к букварю.
На странице 48
Всё прочти нам, очень просим.

Пятёрка читает букварь.

Дневник:

Выше всяческих похвал!
Я б такую в жёны взял!
Ах, душа моя девица.
Как мечтаю я жениться!
Хорошо как! Браво! Браво!
Царский трон займи по праву!

Ведущий:

Царь недолго размышлял,
В тот же день женатым стал,
В дружбе век они живут
И друг друга берегут.

Дневник:

- Я дневник и тем горжусь,
Что я с детками учусь.
Помогаю вам запомнить,
Все, что нужно записать.
С моей помощью работа
Выполняется на пять.
Я само очарованье,
Это трудное задание!
Чтобы я был так красив,
Нужно тратить много сил!

Педагог: - Вы знаете, ребята, у Дневника есть друг, но ему не так повезло, он попал к неаккуратному хозяину. Этот человек не записывает домашние задания, получает двойки и тройки. Да Вы сейчас и сами с ним познакомитесь.

Сценка «Жалобы школьного дневника»

Дневник: - Ох, ах, ох-хо-хо!  Как же тяжело мне жить на белом свете!  Мучаюсь, страдаю, теряю силы, худею, грязные пятна покрыли мою глянцевую кожу.

Педагог: - Кто Вы такой?

Дневник: - Так вы не знаете? Я - школьный дневник.

Педагог: - Почему же Вам так тяжело?

Дневник: - Потому что у меня очень плохой хозяин. Иногда мне кажется, что я живу не в современном обществе, а в древнем мире и мой хозяин - настоящий рабовладелец, которому совершенно все равно, как   я себя чувствую, что переживаю.

Педагог: - А кто Ваш хозяин?

Дневник: - Кто  мой  хозяин?  Мой  хозяин  -   мальчик  Петя.  Он  -   обыкновенный школьник. Нет, совсем не обыкновенный, а очень плохой школьник.

Педагог: - Почему?

Дневник: - Да потому, что мальчику Пете абсолютно все равно, как чувствуют себя предметы и люди, которые его окружают. Так не бывает, скажете вы. Нет, очень даже бывает. Вчера, например, он разбирался со своим лучшим другом с моей помощью. Именно мной он бил своего друга по голове за то, что он не дал ему перед уроком списать математику. А позавчера он лихо съезжал на мне с горки, при этом долго думал над тем, развернуть дневник на какой-нибудь странице или съезжать, сидя на обложке.

Педагог: - Ну а почему вы терпите такое отношение к себе?

Дневник: - Нет, я не терплю, я активно сопротивляюсь. Вот вчера, например, я, лег на самом видном месте для того, чтобы родители Пети смогли, наконец, заглянуть в дневник и увидеть то, после чего они всегда пьют валерьянку и корвалол. Но они почему-то не захотели: папа смотрел телевизор, мама Пети что то вязала, и я так и не сумел обратить их внимание на жирную двойку по математике, которую учительница поставила на две клеточки вместо одной. Она ставила эту двойку так, что у меня до сих пор страница болит, терпеть невозможно. А ведь я такой ценный предмет! Только пиши аккуратно, сокращай слова правильно, не забывай записывать нужную информацию и я, как старик Хоттабыч, буду верным помощником и другом человека.

 О-хо-хо-хо-хо! Больше терпеть не могу. Я решил, что... пришло время послушать ребят, которые расскажут нам как правильно нужно обращаться с Дневником. Может и мой хозяин услышит эти правила.

  1. Правила ведения Дневника

Ученик 1:

Должен каждый ученик
При себе иметь дневник,
Чтоб задания готовить,
Чтобы маму успокоить,
Показав свои пятёрки
И заметки классной дамы.

Ученик 2:

Чтобы вспомнить про уроки,
Про поход и про музей.
Номера все уточнить,
Обзвонив своих друзей.
Чтобы чётко представлять,
На какой урок бежать.

Ученик 3:

Вы должны его любить,
Не бросать, не рвать, не мыть.
Заполнять аккуратно
И хорошие отметки
(Лучше чтобы все пятёрки)
Регулярно получать.

Ученик 4:
И суметь не отклониться
От намеченной программы.
Вот такой дневник помощник.
Без него никак нельзя!
И поэтому он рядом должен быть всегда, друзья!

  1. Подведение итогов. Заключение.

5.1. Награждение обучающихся.

Педагог: - Спасибо, ребята! Правила действительно поучительные. А сейчас пришло время наградить Грамотами обучающихся за бережное и уважительное отношение к Школьному Дневнику – главному документу школьника.

Вручение Грамот обучающимся 2-4 классов, чьи дневники признаны «Лучшими Дневниками».

Педагог: - Но как не печально, но наше мероприятие подходит к завершению. Я хочу выразить огромную благодарность всем ребятам, участникам, которые приняли активное участие в организации и проведении данного мероприятия. Спасибо Вам!

Вручение благодарностей, памятных призов.

Помните, ребята, в дневнике, как на ладошке, - ваше прилежание, успехи. Можно узнать, аккуратные ли вы, какой у вас почерк, как ведёте себя на уроках, и сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный дневник

родительское собрание...

Требования к ведению школьного дневника

Требования к ведению школьного дневника...

Школьный дневник

Классный час в начальной школе "Школьный дневник"...

Требования к ведению школьного дневника

В документе отражены основные требования к ведению дневника учащимися общеобразовательной школы...

Требования к ведению школьного дневника

Требования к ведению школьного дневника...

Требования к ведению школьного дневника Дневник– основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.

Дневник– основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного...

Проект "Школьный дневник: школа без дневника - день без солнца"

В данном проекте рассматривается значимость дневника в образовательном процессе....