Работа с одаренными детьми
статья по теме

Барановская Наталия Полиектовна

Существуют различные виды одаренности учеников. Что отличает одаренных детей от остальных? Цели, задачи и формы работы с одаренными детьми (из своего опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Работа с одаренными детьми

 Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на всех ступенях образования,  начиная с начальной школы.
Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе.

Обучащиеся должны не только обладать определённым набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя за него ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов. Всё это требует от образовательной системы школы поиска новых технологий в обучении.

 В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение одаренных детей.

Одаренность -  значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

 Существуют определенные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

2. Творческая одаренность - подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.

 Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких характеристик, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

 Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

 Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, в сфере лидерства. Одаренных детей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, работоспособность, а также интеллект, превышающий средний уровень.

  Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:

1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);

2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость);

3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).

Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности.

Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации и система внеклассной работы в классе.

    Так, для начальных классов необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую деятельность характерную для данного возрастного периода.

 Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных обучающихся.

               Формы работы с одаренными детьми  начальной школы:

- творческие мастерские;

- кружки по интересам;

 - олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;

 - исследовательская деятельность;

 - проектная деятельность;

 - факультативные занятия.

Начиная работать со 2 классом, я провела опрос среди детей и родителей о занятости во внеурочное время в 1 классе. Беседовала с ребятами об их увлечениях, любимых занятиях дома, о любимых предметах в гимназии. Собрав предварительные  сведения о желании детей посещать кружки в этом учебном году, я увидела такую картину: некоторые ребята были записаны в 4 – 5 кружков. Начала работу с родителями, посоветовав выбрать 1 -2 кружка, изучать увлечения своих детей, присматриваться к чему они больше тянутся, не забывать и о  нагрузках детей в учебе. В учебной деятельности ребята как-то особо не отличались.  Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их

          самореализации, самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:  ▪ изучение природы детской одаренности;

                ▪ выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и

                   способных;

                 ▪ создание условий для развития творческого потенциала личности таких

                    школьников;

                  ▪ внедрение в учебный процесс инновационных технологий;

                  ▪ организация совместной работы класса и учреждений дополнительного

                     образования по поддержке одаренности.

Через полгода уже можно сказать, что среди детей выделилась группа с интеллектуальной одаренностью. Это ребята, которые быстро усваивают не только  изучаемые понятия по предметам, но и запоминают опережающий материал, могут решать примеры и задачи разными способами, выбирать более рациональные из них. Они отличаются и быстротой нахождения логических решений, умеют правильно выражать свои мысли, используют при ответах материал из дополнительных источников.

Им дается повышенный уровень заданий, большее количество, они являются консультантами. Как правило, победителями интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, набрали большее количество баллов в конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок».

По творческой одаренности, исходя из личностных особенностей, дети объединены в группы по видам их направленности: художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную и интеллектуально-познавательную. В классе несколько человек занимаются своим творчеством не один год, имеют определенные успехи, награды. Они выступают на различных соревнованиях. Мы гордимся их успехами, в классе к ним особое отношение.

Социальная одаренность предполагает развитие лидерских качеств. В данном направлении ведется работа органов ученического самоуправления. В лучиках происходит смена поручений, каждый может проявить себя организатором. В конце года должны увидеть результаты этой работы. Пока можно отметить, что неплохими организаторскими способностями обладают 10 человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....