Первое тематическое родительское собрание в первом классе
методическая разработка на тему

Гарькавая Елена Юрьевна

Давно известно, что "Как вы яхту назовете, так она и поплывет...". Первое родительское собрание - очень важное и ответсвенное событие, которое во многом определяет стиль и характер отношений с родительским сообществом на ближайшие четыре года начальной школы. Предлагаемый сценарий - собственный опыт - апробирован с небольшими вариациями уже на трех наборах первоклассников, и, на мой взгляд, является информационым, содержательным и весьма удачным в коммуникативном плане. Приложение (материалы для анкетирования родителей) помогут классному руководителю составить картину класса на момент поступления в школу и определить особенности детей и семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_roditelskoe_sobranie_v_pervom_klasse_aurum.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального

образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

г.Удачный

Учитель начальных классов Гарькавая Елена Юрьевна

Первое родительское собрание «Поздравляю! У вас – первоклассник!»

По счету данное собрание не первое, в мае проходит организационное собрание, на котором родители знакомятся с понятием «готовность к школе», даются рекомендации по подготовке к школе, а в августе проходит организационное собрание, где решаются оперативные вопросы (режим работы, учебники, организация первого учебного дня, недели и т.д.)

Представленная разработка – это первое тематическое родительское собрание в первом классе.

Цель: знакомство с родительским сообществом, установление контакта и взаимопонимания, определения правил общения и сотрудничества, формирования понятия о том, что изменение статуса ребенка с дошкольника на младшего школьника неизменно влечет за собой изменения в отношениях в семье и к самому ребенку.

Введение. Орг.момент.

Столы поставлены по кругу, стулья – лицом из круга. На входе предлагаются бейджи с вкладками и маркеры, чтобы записать свое имя. Родители собираются, предлагаю им сесть так, как поставлены стулья… Когда все собрались, вопрос к аудитории: «Удобно ли так?». Звучат различные высказывания, что нет, не видно собеседников, не комфортно.

         Аудитория разворачивается в круг лицом, рассаживается удобно.

Поэтому, уважаемые родители, с сегодняшнего дня нам вместе с нашими детьми предстоит повернуться лицом друг к другу и в прямом и переносном смысле. Вот так глядя в глаза и в одном направлении, предстоит шагать ближайшие четыре года нашему большому отряду, надеюсь, единомышленников, ведь в этой жизни ничего не бывает случайно, мы зачем-то оказались вместе. Давайте знакомиться поближе.

Знакомство.

Имена уже написаны на бейдже, но, чтобы лучше узнать друг друга, предлагаю поиграть. Подумайте, с каким животным вы себя ассоциируете, и попробуйте кратко пояснить, почему. Родители представляются, называют, чьи они родители, с каким животным считают себя схожими, комментируют, обстановка становится более свободной, непринужденной, сближает.

Еще несколько вопросов.

- Кто знаком хотя бы с одной из семей? Двумя? Больше половины?

- Кто не знаком ни с одним из присутствующих?

- Кто уже опытный, бывалый родитель?

- А кто действительно первый раз со своим ребенком идет в школу?

- Поздравляем, у вас новый этап в жизни всей семьи. Готовы ли все в семье к этому?

- Чего вы ждете от этого события?  

- Если бы пришлось выразить одним словом свое состояние накануне…(высказывания)

Я услышала неожиданные, разные, интересные высказывания, но одно мне не очень понравилось… страх. Давайте вспомним свое детство и поиграем с пластилином (каждому предлагается взять кусочек пластилина из коробок на столе (они только ярких цветов).

Игра «Лепим страх».

Мнем и лепим не глядя, бросаем перед собой и рассматриваем, что получилось. Он оказался совсем не страшным. Поэтому, оставив страхи, вооружившись любовью и терпением, мы шагнем на школьный порог! Все у нас получится!

Правила общения.

- Высший орган власти в коллективе класса – это родительское собрание. Все важные вопросы формирования и развития нашего сообщества мы будем обсуждать и принимать сообща, а значит сейчас, «на берегу» нам предстоит договориться о правилах нашего «плавания», главное из которых, конечно же, это взаимное уважение мнений, суждений, личностей. Мы – грамотные взрослые люди. Посещение родительских собраний – одна из важных обязанностей для родителей, в противном случае возникает ощущение, что вы не уважаете собственного ребенка, прежде всего, кроме того, и других родителей, чьи дети учатся вместе с вашим. Я ценю ваше время, всегда заранее сообщаю о времени и дате собрания, его тему, надеюсь, что вы так же будете ценить и мое время, и мой труд.

         Слово учителя.

В вашей семье значительное событие – ваш ребенок получает новый социальный статус, став школьником, поднимается на первую ступеньку совершенно новой и бесконечной лестнице знаний. И кто, как не родители, должны помочь маленькому человеку понять значительность и важность этого момента в его жизни?!

        В современном образовании, как целом в мире, происходит переосмысление, изменения некоторых понятий. Так, много лет в советской школе речь шла о ЗУНах (знаниях, умениях, навыках). Сегодня изменяется подход к пониманию «качества образования», появилось новое понятие – компетенции и компетентность.  Применительно к любой профессиональной деятельности вы понимаете, что это означает, уважаемые родители? …. (ответы родителей) Совершенно верно, «знание предмета, владение способами деятельности, пониманием цели и задач», а значит, мы будем формировать в школе способы применения (компетентность) знаний и умений в жизни. Надеюсь, я вас не испугала?!

        Педагог с древнегреческого означает «сопровождающий». Ребенок от природы – исследователь, ему надо просто помочь, сопроводить процесс его продвижения, овладения знаниями, быть рядом с ним на этом пути, а значит, нам предстоит проявить терпение и труд и помочь им научиться учиться. Не забывайте, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Мне тоже предстоит эта работа, поэтому мне нужна ваша помощь, вы лучше знаете своих детей, чем я. Ответьте серьезно и вдумчиво на вопросы анкеты (Приложение 1), которая у вас на столе, дома, вдумчиво и не торопясь. Ваши ответы очень помогут мне успешнее строить процесс обучения и воспитания. Особенно воспитания, т.к. нам предстоит не только учиться знаниям, но и учиться жить в коллективе: понимать других, уважать, дружить, любить… Кстати, о любви… родительской. Она должна быть постоянной, но во благо и не вседозволенностью… Проверьте себя, насколько вы готовы быть хорошим воспитателем, ответив на вопросы теста (Приложение 2). Ответы Вы можете принести через несколько дней.

Еще несколько суждений. Успех обучения начинается с самоконтроля и саморегуляции. С первого дня занятий мы начали выстраивать свою систему ритуалов. Начиная день с привычной последовательности действий, ребята должны получить заряд уверенности, настрой на учебную работу, сэкономить нервную энергию.

Под этими ритуалами подразумевается: приход в школу без опозданий, раздевание – одевание, переобувание, рассаживание по местам, подготовка к уроку по расписанию, сдача тетрадей, подготовка к каждому следующему уроку, правила работы в тетради и с книгой, выполнение правил ответа на уроке, выполнение домашнего задания, соблюдение режима дня…

Привыкая к ритуалам, дети усваивают ценности порядка и важности организации учебного труда. И самоограничение становится постепенно привычным и необходимым началом любой деятельности, условием создания рабочей атмосферы, которая не утомляет, а обеспечивает условия для проявления творческой и познавательной активности.

        Благодарю Вас за общение и сотрудничество. Успехов и удачи Вам и нашим ученикам!

В качестве раздаточного материала все родители получают список класса с указаниями ф.и.о. ребенка и родителей, домашнего адреса и телефонов.

 Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Ф.И.О. ребенка _______________________________________
  2. Дата рождения родителей: мамы __________________папы ____________________
  3. Состав семьи ____ человек, если есть другие дети, то ваш первоклассник: старший, младший, средний (нужное подчеркнуть)
  4. В квартире __ комнаты, у ребенка есть отдельная комната, рабочее место (нужное подчеркнуть)
  5. Интересы, увлечения родителей: мамы ______, папы _______
  6. С какого возраста ребенок посещал детский сад __, нравилось ли ему ходить в детский сад ___, почему ___, как часто болел _____ , как складывались отношения ребенка в детском  саду ____.
  7. Есть ли в нашем классе его друзья или приятели? Кто именно? ________________
  8. Кто из членов семи наиболее авторитетен для вашего ребенка ___________________
  9. Умеет ли ваш ребенок быть внимательным, когда слушает чтение или смотрит телевизор? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
  10. Хорошо ли развита у ребенка рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
  11. Владеет ли ребенок навыками самообслуживания, может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид, приучен ли убирать игрушки, вещи, организовывать место для игры?  Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
  12. Можно ли сказать, что он ответственен? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
  13. Усвоены ли ребенком правила поведения в общественных местах? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
  14. Можете ли вы назвать его ловким? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
  15. Умеет ли он кататься на велосипеде, лыжах, коньках, роликах? (нужное подчеркнуть)
  16. Чем интересуется и увлекается ваш ребенок___,чем, кроме школы, будет заниматься ваш ребенок ________
  17. Ваш ребенок может работать долго (больше 30 мин), даже если не очень нравится: может долго заниматься тем, что нравится; даже, если нравится, занимать долго не может, неусидчив (нужное подчеркнуть)
  18. Рассказывает ли ваш ребенок дома о своих делах? _____ о взаимоотношениях со сверстниками? ____ часто ли он жалуется на других _____
  19. Как он отвечает на ваши вопросы о его делах? С интересом; с нежеланием; отказывается отвечать (нужное подчеркнуть)
  20. Как вы решаете проблему детского непослушания? __________________________
  21. Как ребенок проводит свободное время: _____________________________________
  22. Каковы особенности характера вашего ребенка_______________________________
  23. Читают ли в вашей семье книги? _____
  24. Существуют ли в вашей семье собственные традиции? _____________________
  25. Как часто вы проводите время всей семьей? Каким образом? __________________
  26. Есть ли вещи, которые боится ваш ребенок? ________________________________
  27. Присуща ли ему двигательная расторможенность или заторможенность, склонность к  беспокойству, волнениям, повышенная раздражимость, возбудимость, необоснованный страх, беспокойный сон, плаксивость (нужное подчеркнуть). Если да, то как часто он проявляется _______________________
  28. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? ____ Если нет, то почему? _______________
  29. По вашему мнению, ваш ребенок готов к школе? _____
  30. Ваши собственные воспоминания о школьной жизни__________________

 

Приложение 2.

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно, отметив букву А, Б или В в соответствующих вашим утверждениям колонках.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Можете ли вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1.

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.

Посоветоваться с ребенком, не взирая, на его возраст?

А

Б

В

3.

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

4.

Овладеть собой и хранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел из себя?

А

Б

В

5.

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

6.

Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7.

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея(прекрасный принц)?

А

Б

В

8.

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.

Всегда воздерживаться от употребления слов или выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10.

Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?

А

Б

В

11.

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, и не во что не вмешиваться?

А

Б

В

12.

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13.

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз мимолетная прихоть?

А

Б

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе "Первый раз в первый класс"

Презентация предлагает обсудить наиболее часто задаваемые вопросы родителями первоклассников в первые дни школьной жизни. К презентации прилагаются более развёрнутые комментарии слайдов....

Тематическое родительское собрание в 4 классе

Тематическое родительское собрание в 4 классе...

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс...

Первое школьное родительское собрание в 1 классе

В материалах для родительского собрания в 1 классе представлены те умения, которыми должны обладать дети, пришедшие в школу после подготовительной группы, примерные  задания для развития детей и ...

Родительское собрание в 1Б классе:«Первый раз в первый класс»

Родительское собрание в 1 классе:«Первый раз в первый класс». первое родительское собрание. Знакомство с родителями....

Первые отметки. Родительское собрание во 2 классе

Уважаемые родители, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!...