Статья "Праздник - ожидаемое чудо"
статья по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

В данной статье автор анализирует значимость праздников  в жизни младших школьников как явления гуманистического, социального, идейно-ценностного, тем самым объясняя цель введения курса внеурочной деятельности "Праздник - ожидаемое чудо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik-ozhidaemoe_chudo.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

курса внеурочной деятельности

 «Праздник – ожидаемое чудо!»

(выступление на МО учителей начальных классов)

Без праздников немыслима жизнь. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа. И он необходим детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Праздник хранит историю Времени и Народа. Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает. Праздник важен потому, что он всегда «наш», а значит, «мой».  Праздник сродни жизнеустройству, деятельному творчеству. Он напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества – словом, единого человеческого братства, к которому принадлежат и дети-школьники. Уже в этом заложен мощный воспитательный заряд. Досуговые праздники укрепляют межнациональные связи внутри России. Поскольку праздник по содержанию и форме явление коллективистское, то дети любят праздники за новизну человеческих отношений. Для них праздник – это Премьера важного события! В праздниках детям важен голос  истории, звучащий в них.  

Праздник – целостная система художественных образов, сочетание идеального и реального; художественный текст и его язык, музыка, пластические образы, с одной стороны, относятся к воображаемому миру, с другой – к конкретным объектам.

Значимость праздников трудно переоценить, потому что они являются:

  1. частью духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуалов, традиций;
  2. сферой разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника;
  3. ярчайшими событиями жизни, некими социальными  рубежами, вехами, на которые ориентируются, которые ожидают;
  4. пространством «роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);
  5. формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.

        Как считал Л.Толстой, «праздник – всегда есть праздник идей. След в памяти детей  оставляет лишь праздник с чёткой социально значимой идеей – идейный праздник. Важная для многих идея создаёт условия, позволяющие вглядываться, вдумываться в историю общества, историю культуры».

        Детский праздник – явление гуманистическое. Его важнейшее гуманистическое  начало – одобрение и ободрение детей. Праздник есть повод, во-первых, проявить себя как личность и, во-вторых, выразить внимание к другим людям. Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах, других средствах познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

        Праздник значим в воспитательном отношении, если событиен.  Событие – это значительный факт общественной и личной жизни человека. Значимость  и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям такими общими признаками, как:

  • абсолютная добровольность участия и согласие во всех  мероприятиях;
  • свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей;
  • необходимость каждому ребёнку иметь пространство  для творческих выходов своей индивидуальности;
  • разумная цикличность праздников, учитывающая природный календарь и структуру учебного года;
  • коммуникативный характер детских праздников;
  • наличие в праздниках народных глубинных традиций как социальных примет гармонии бытия, выводящих ребёнка к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

        Праздники – это мосты от нас к детям и наоборот.  Праздники – это ощущение счастья.  А ведь только влюблённые и счастливые видят красоту земную и ощущают гармонию мира.

В связи с вышеизложенным мы предлагаем ввести в программу курс внеурочной деятельности «Праздник – ожидаемое чудо», целями которого станут создание условий для развития творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области различных видов  искусства; развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.

Данная программа разработана для реализации курса внеурочной деятельности, относящегося к общекультурному  направлению. Занятия в рамках данного курса синтезируют в себе игровые, познавательные, досугово-развлекательные виды деятельности, художественное творчество, проблемно-ценностное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Урок чтения в 1 классе по учебнику  Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Праздник - ожидаемое чудо!"

Данная программа разработана для реализации курса внеурочной деятельности, относящегося к общекультурному  направлению. Занятия в рамках данного курса синтезируют в себе игровые, познавательные, ...

Ожидаемые результаты

™Ожидаемые результаты Рост социального оптимизма учащихся.™™Обеспечение интересным, творческим досугом учащихся.™™Рост интереса и активности родителей в общественной жизни школы и класса....

Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)

Создавать графическими средствами выразительные образы природы....

программа внеурочной деятельности "Праздник - ожидаемое чудо"

Программа внеурочной деятельности по краеведению, туризму. программа предполагает в занимательной форме знакомиться со своей малой Родине...