Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Праздник - ожидаемое чудо!"
рабочая программа по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

Данная программа разработана для реализации курса внеурочной деятельности, относящегося к общекультурному  направлению. Занятия в рамках данного курса синтезируют в себе игровые, познавательные, досугово-развлекательные виды деятельности, художественное творчество, проблемно-ценностное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_kursu_prazdnik_-_ozhidaemoe_chudo.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

 муниципального образования город Горячий Ключ

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол № 1

От 30 августа 2011 года

Директор МБОУ СОШ№2

_________________ Н.Е. Колосова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Праздник – ожидаемое чудо»

Ступень обучения  1-4 класс 

Количество часов 270                        

Уровень - базовый

                                                                

Учитель Моисеенкова Татьяна Анатольевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущими принципами на современном этапе в области образования провозглашаются гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе в изобразительную, эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству.

        Проблема гуманизации изобразительной деятельности является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической, гуманитарной культуры, усваивает художественный опыт, накопленный поколениями.

        Работая с детьми «нежного» возраста, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения  к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его создавать красоту своими руками, сопоставлять и размышлять о ней, творить прекрасное.

        «Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком», - отмечает А.А.Мелик – Пашаев. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью.

        Важнейшей целью в педагогическом процессе  является – развитие детского творчества и  для реализация этой цели  необходимо создавать условия для творческой деятельности детей, ведь только в ней формируется творческая личность.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Создание условий для развития творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области различных видов  искусства;
  • Развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
  • Воспитание творческой личности, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:

  • Уважать личность ребенка, его позицию;
  • Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
  • Отмечать достоинства каждого ребенка;
  • Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать. Вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
  • Проявлять искренний  интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.

Данная программа разработана для реализации курса внеурочной деятельности, относящегося к общекультурному  направлению. Занятия в рамках данного курса синтезируют в себе игровые, познавательные, досугово-развлекательные виды деятельности, художественное творчество, проблемно-ценностное общение.

направление

ценности

Виды деятельности

Содержание и формы деятельности

Общекультурное

(Праздник  - ожидаемое чудо)

  • труд и творчество;
  • патриотизм
  • семья
  • человечество
  • природа
  • искусство и литература
  • гражданственность
  • наука
  • традиционные российские религии
  • социальная солидарность

Проблемно-ценностное общение

Игровая Досуговое общение Социальное творчество

Художественное творчество

Познавательная деятельность

Для достижения результатов 1 уровня:

Этические беседы

Культпоходы, концерты

Игра с ролевым акцентом

Социальная проба

Художественная выставка

Познавательные беседы

Проблемно-ценностное общение

Игровая Досуговое общение Социальное творчество

Художественное творчество

Познавательная деятельность

Для достижения результатов 2 уровня:

Дебаты

Концерт, инсценировка, «Огонек»

Игра с деловым акцентом

КТД

Спектакль

Интеллектуальные клубы

Проблемно-ценностное общение

Игровая Досуговое общение Социальное творчество

Художественное творчество

Познавательная деятельность

Для достижения результатов 3 уровня:

Проблемно-ценностная дискуссия

Ярмарка

Социально-моделирующая игра

Социально-образовательный проект

Фестиваль искусств

Конференции

Данная программа предназначена для реализации в одном отдельном взятом классе.

        Программа рассчитана на 270 часов  (2 часа  в неделю, в 1 классе 66 часов, во 2,3,4 классах по 68 часов) и предполагает неравномерное их распределение  с возможностью организовывать занятия крупными блоками (интенсивами). Все занятия по данному курсу проводятся внеаудиторно.

        Программа состоит из пяти разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Таблица распределения часов по годам обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Этические беседы

8

8

Дебаты, интеллектуальные клубы

8

8

16

Проблемно-ценностные дискуссии

8

8

Культпоходы, концерты

8

8

Концерты, инсценировки, огоньки, спектакли

20

20

40

Ярмарки, фестивали искусств

20

20

Игры с ролевым акцентом

26

26

Игры с деловым акцентом

8

8

16

Социально-моделирующие игры, конференции

8

8

Социальные пробы

8

8

КТД

16

16

32

Социально-образовательные проекты

16

16

Художественное творчество

8

8

8

8

32

Познавательные беседы

8

8

8

8

32

Итого:

66

68

68

68

270

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации курса выбираются от 3 до 8 тематических блоков в соответствии  с  темами праздников из плана воспитательной работы классного руководителя (например, «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал» , «День именинников», «Новогодний праздник», «Татьянин день», «Праздник рыцарей», «8 марта – женский день», «День юмора» и т.п.) В каждом тематическом блоке реализуются выше указанные   разделы:

Наименование разделов,

блоков, тем

Содержание раздела

Этические беседы

Беседы о  морально-нравственных коллизиях, представленных в различных  жизненных ситуациях. Выбор учащимися вариантов поведения из нескольких предложенных. Знакомство со способами ведения беседы,  способы построения монологической речи,

Дебаты, интеллектуальные клубы

Построение дебатов по ролевому принципу, подбор аргументов,  без перехода к практическим действиям. Построение коммуникации в паре, в группе,  ведение диалога, умение доказывать свою точку зрения. Приобретение опыта  поведения в ситуациях  с разнообразием взглядов.

Проблемно-ценностные дискуссии

Обсуждение проблемы таким образом, чтобы возник выбор: действовать или нет. Приобретение опыта самостоятельного социального действия. Организация встречи учащихся с социальной ситуацией как проблемой. Организация позиционной коммуникации. Организация рефлексии учениками итогов дискуссии.

Культпоходы

Формирование потребности и мотивации к просмотру спектакля, встречи с актерами после спектакля, знакомство с театральной субкультурой, коллективная рефлексия культпохода.

Концерты, инсценировки, огоньки, спектакли

Гастроли, витрины перед гостями, учащимися, родителями. Подготовка декораций и костюмов к концертам, акциям, ярмаркам и т.п.

Ярмарки, фестивали искусств

Включение в организованный досуг людей, не попадающих в категорию близких. Включение художественного творчества в акции, проеткы.

Игры с ролевым акцентом

Включение учащихся в сюжетные игры, развитие которых зависит  непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий. Развитие игры «в живую». Обеспечение свободы выбора для игроков своей стратегии поведения, ограниченной только  изначальной установкой, определяющей образ персонажа, и правилами игры.

Игры с деловым акцентом

В центре игры – поиск путей решения проблемы, заданной игровым сценарием. Моделирование в игре реальной жизненной ситуации.

Социально-моделирующие игры, конференции

Моделирование в игре общественных структур, ситуаций, когда потребность во взрослении встречается  с разными идеальными образцами современной взрослости.

Социальные пробы

Организация участия ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми.

КТД

Организация деятельностной активности  учащихся, сопровождающейся коллективным соавторством. Совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ, организация ближайшего последействия.

Социально-образовательные проекты

Обсуждение социальной ситуации, проведение пробных исследований, анализ ситуаций, поиск литературы, проектирование деятельности, распределение ролей, организация встреч, поиск консультантов.  Осуществление практических действий, анализ результатов.

Художественное творчество

Выполнение творческих работ  в качестве рефлексии после  культпоходов, спектаклей, концертов, акций. Подготовка костюмов, декораций.

Познавательные беседы

Организация бесед на темы  об объектах социального мира, нормах морали, памятниках культуры, праздниках, национальных ценностях.

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на формирование результатов 1,2,3  уровня. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения; о современных театрах, кинотеатрах, музеях, библиотеках; о правилах конструктивной групповой работы; об основах организации коллективной творческой деятельности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной культуре и культуре других народов, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному труду и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): школьник может приобрести опыт работы в парах, группах, творческом коллективе; опыт публичного выступления; опыт заботы о малышах и организации из досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для родителей и учителей; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  • наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем;
  • выступление коллектива;
  • участие коллектива в праздниках, массовых мероприятиях,
  • пополнение портфолио.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.

Ведущей формой реализации программы является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом. Главная позиция программы – динамичное развитие самостоятельности учащихся, которое реализуется по следующим ступеням: «Делай, как я», «Делай лучше меня», «Делай вместе с друзьями».

На первой ступени создаются условия для демонстрации ребенку позитивных образцов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности, которая осуществляется в форме игры-сообщения, игры-путешествия, игры-созерцания.

На второй ступени происходит закрепление навыков и автоматизируется умение пользоваться ими в различных ситуациях. Педагог предоставляет возможность детям анализировать не только позитивные, но и негативные образы. Такие задачи решаются во время игры-викторины, игры-путешествия, игры-совещания.

На третьей ступени необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы учащиеся на основе анализа и систематизации полученных образов начал создавать свои образы и мог моделировать свои действия в различных условиях.

Данные ступени характеризуются постепенным усложнением деятельности, порождающей новые познавательные потребности учащихся, которые в свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности.

Механизм реализации программы может быть представлен в следующей логической схеме: познание – общение – творчество.

В дальнейшем во все время работы над спектаклем при каждой возможности инициируется обсуждение намеченных тем, добавляя по крупицам новые сведения, расширяя кругозор детей. Делается это, конечно, как бы случайно, к месту. Задача  не столько обогатить детей новыми сведениями, сколько заинтересовать их чудесами окружающего мира, пробудить любознательность.

Руководствуясь принципом «все связано со всем», это совсем не трудно, надо только не упустить момент, когда дети уже подготовлены предыдущей работой, беседой и т.п. к тому, чтобы увидеть конкретную связь или логически установить её наличие.

Работая над постановкой спектакля, прослушиваются звукозаписи, отрывки из музыкальных сказок со схожей тематикой, сюжетом, посещаются музеи, проводятся экскурсии, рассматриваются фотографии, рисунки для создания образа героя. Обращается внимание на роль музыки в спектакле.

Для ребенка участие в драматизации сказок и театрализованных играх всегда праздник. Участвуя в таких играх, дети знакомятся с окружающим миром посредством образов, красок, звуков. Чтобы ребенок смог создать живой сценический образ, он должен перевоплотиться в персонаж, роль которого играет, суметь жить его чувствами и переживаниями. В этом ребенку помогают действия, совершаемые им по ходу спектакля.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное включение театрализованных игр во все формы организации образовательного процесса;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми при организации театрализованных игр.

Важное место в восприятии ребенка занимает музыка, составляющая особенную и неотъемлемую часть представления, поскольку правильно и умело подобранная музыка помогает точнее передать атмосферу происходящих событий, полнее и быстрее раскрыть характеры действующих лиц.

Репетиционные занятия предназначены для «прогона» подготавливаемого к постановке спектакля или отдельных его фрагментов. Маленькие сценки, инсценировки, и, порою,   небольшие спектакли включаются в праздники и развлечения.

Декорации рисуются вместе, по мере сил совместно изготавливаются  костюмы. Самое интересное – разглядывать картинки. Чтобы выбрать характерный облик персонажа, чтобы выбрать нужный образ, обращаться к сценарию, в соответствии с которым идет поиск по картинке персонажа с таким характером. Сейчас, когда в представлении детей мода, искусство, музыка приходят с Запада, важно показать даже на скромных примерах реальное мировое значение русской культуры.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Л.М.Верникова. Открываем театральный сезон. Пед.общество России. М.2003
  2. Л.Б.Белянская. Хочу на сцену.
  3. В.А.Кузнецова, В.П.Шашина. Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.
  4. И.В.Грузина. Праздники в начальной школе. Изд-во Школа. М. 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.Владос. 2001
  2. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М. Аркти. 2002
  3. //Бюллетень программно-методических материалов для УДО детей. № 4 2004.
  4. //Дополнительное образование № 3 2003, № 6 – 2004, № 5,7 2002.

2. Технические средства обучения

компьютер, магнитофон, телевизор, диски с записями фильмов для просмотра

3. Экранно-звуковые пособия

проектор, экран

5. Игры и игрушки

любимые игрушки детей из дома для разыгрывания сценок

6. Оборудование класса

стенд «Наши успехи»

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО                                                            Заместитель директора

учителей начальных классов                                                     по УВР

от 26 августа 2011 г.                                                           ___________  Исаева Д.В.

Руководитель МО                                                                      (подпись)               (расшифровка подписи)

__________ Покалявина Т.Г.

(подпись)         (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...