Краеведческая работа в начальных классах
статья (1 класс) по теме

Краеведение является аспектом естественнонаучного, природно-экологического, историко-литературного образования. В начальной школе оно дополняет, расширяет курс "Окружающий мир". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_rabota_v_nachalnykh_klassakh_eshche_raz.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая работа в начальных классах

Статья

учителя ГБОУ СОШ № 402

Колпинского района Санкет-Петербурга

Филипповой Ольги Алексеевны

       Краеведение является одним из основных источников, обогащающих учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий. Человек любит то место, где родился и живет. Это его родной край. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет  бережно и с любовью относиться к своей Малой Родине, чувствовать связь с ней.

        Краеведение является аспектом естественнонаучного, природно-экологического, историко - литературного образования. В начальной школе оно дополняет, расширяет курс предмета «Окружающий мир».

       Знание истории своего края, гордость за земляков формируют чувство патриотизма, ответственность, желание трудиться, беречь и умножать богатство родного края, воспитывает  любовь к родному дому, городу, Отечеству и интерес к прошлому и настоящему, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, способствуют сохранению традиций.

         Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культурному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Цель определяется прежде всего возрастными познавательными возможностями.

Пропедевтический курс способствует осознанию важности окружающего его мира, затем интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.

          Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение « от известного к неизвестному», « от близкого к далёкому».

Одна из задач краеведческой работы -  всестороннее изучение местности и накопление материала, другая  -  использование этого материала.  Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой.

          Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает  возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом,  и использовать полученные знания и навыки в новых учебных и жизненных ситуациях.

          Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Учащиеся развивают свои индивидуальные склонности и способности.

        На уроках учитель старается применять свои знания о малой родине, используя дополнительную литературу, посещение музеев, выставок, экскурсий, походы, библиотеки и другие источники. Сравнивая прошлое и настоящее,  люди думают, что изменить, что восстановить и взять в будущее.

        Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как части окружающего ребенка социума, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.

       Широкое поле деятельности представляет  изучение предмета «Окружающий мир» Плешаков А.А. Темы краеведения включены уже в 1 классе.

       На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, составляем тексты описательного характера, пишем сочинения.

       На уроках математике для решения задач используются данные краеведческого характера, что способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Дети делают творческие работы, учатся работать и использовать дополнительную литературу, изучают материал самостоятельно.

       В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

       Кроме уроков краеведение используется во внеурочной деятельности.

      Благодаря краеведческому материалу у детей формируется гражданственность, бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кузнецов В.Н. Программы: Экология  Москва 1998г.
  2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 2010
  3. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность к своей Родине Известия 2003г.
  4. Статьи из журналов « Начальная школа» 1998-2010 г.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...

Краеведческая работа в начальной школе.

Выступление на методическом объединении учителей нач. классов. Отчет о работе по данной теме....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Эколого - краеведческая деятельность учащихся начальных классов.

В данной работе дано краткое описание  Экограда, это воображаемый  экологический город, куда вовлечены  все учащиеся  с 1 по 4 классы. Есть цели,задачи, план работы....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...