Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения
статья на тему

Мясников Александр Александрович

Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском обществе указывается роль и место начальной школы в деле по патриотическому воспитанию младшего школьника. Авторы статьи пытаются определить основные пути (векторы) реализации патриотической составляющей воспитатания младшего школьника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skornyakova_e.a._.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения

Скорнякова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «Большереченская СОШ»

Мясников Александр Александрович, аспирант ГОУ ВПО ВСГАО, учитель МОУ «СОШ№1 г.Черемхово»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Стала всё более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):  

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;  
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;  
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  

   В современных условиях опыт работы в данном направлении выявил ряд противоречий. Так на тему гражданско-патриотического воспитания теперь, к сожалению, не принято говорить в семье. Даже во внешне благополучных семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, родители заботятся только о материальном достатке. Однако, именно семья закладывает первый опыт нравственного поведения ребёнка. Отмечаем, что тема патриотического воспитания недостаточно раскрыта в современных учебниках чтения, русского языка, окружающего мира в начальной школе. Сегодня нет прежних общественных организаций, которые вместе со школой работали над идейно-нравственным воспитанием младших школьников

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Особое место в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну занимает начальная школа.

   Ведущее место в процессе патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Важную роль играет курс «Окружающий мир». На уроках дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии и истории родной страны и края. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Изучая историю России, края, у детей формируется представление о знаменательных героических и исторических событиях нашей страны, о боевых и трудовых подвигах соотечественников. На уроках чтения, ИЗО особое внимание уделяется изучению народного творчества. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос.

    С 2013 года на базе моего класса успешно апробируется авторская программа гражданско-патриотического воспитания младшего школьника «Я в  судьбе России» аспиранта ВСГАО А.А.Мясникова. Реализация данной программы позволила нам не только привести воспитательную работу в классе в соответствие с требованиями ФГОС НОО и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, но и повысить качество гражданско-патриотической составляющей воспитания младшего школьника.        

   Кроме того, в рамках данного эксперимента осуществляется изучение авторского факультативного курса «Уроки духовности» О.А.Вороновой (Уроки духовности. Авторская педагогическая разработка. Учебная программа. – Иркутск: Изд. ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010.) Целью данного факультатива является: облагораживание души и сердца Ребёнка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей – духовное воспитание через мысли Ребёнка.

     Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.

     Основными методами развития духовности ребёнка являются методы активизации эмоций ребёнка, метод «одушевлённой игрушки», аналогии через героев сказок; метод восстановления культурного смысла пословиц, поговорок, анализ и осмысление различных ситуаций, имитационные игры, художественное творчество, тренинги, внутренняя диалогическая речь, «чувствознание» и др. Каждая группа методов направлена на самостроительство ребёнка как субъекта духовного развития. При этом личность учителя, его терпение и терпимость, умение построить позицию сотрудничества является основанием для духовного совершенствования ученика.

Многие нравственные качества человека закладываются в начальной школе. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озёра, поля и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребёнка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Краеведческий материал становится основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций. Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей малой родины позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению историко-культурных корней, воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения. Патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи. Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком ее направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Нужно, чтобы у школьника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек.

Таким образом, различные направления патриотического воспитания связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств. И основная задача, которая стоит перед учителем начальной школы - закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: опыт работы

Формирование основ российской идентичности у младшего школьника осуществляется посредством целевых установок патриотического воспитания. Правильно спланированное и организованное патриотическое воспит...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...

доклад «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

quot;Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выс...

Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Статья на тему: "Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения"...

Становление основ российской гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся

Проблема формирования гражданской идентичности современных обучающихся обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Одной из ключевых задач образовани...