Становление основ российской гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся
статья

Шведова Наталья Николаевна

Проблема формирования гражданской идентичности современных обучающихся обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней – формирование духовности и культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, инициативности, самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шведова Наталья Николаевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 39, г. Таганрог

СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проблема формирования гражданской идентичности современных обучающихся обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней – формирование духовности и культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, инициативности, самостоятельности. Социализация обучающихся прежде всего базируется на усвоении ребёнком социально-культурного опыта жизни, накопленного человечеством. Этот процесс невозможен также без усвоения и использования в реальной жизни культуры правовых, моральных и этических отношений, культуры духовных и ценностно-ориентированных идеалов и норм, культуры семейных отношений и формирования культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ООО нами была разработана Программа развития МАОУ СОШ № 39 «Центр социокультурного развития личности». Программа предполагает отношение к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников, и к образовательному учреждению как к целостному поликультурному пространству, которое способствует социализации обучающихся и формированию их гражданской идентичности.

В сложившейся образовательной ситуации нам необходимо было найти в содержании воспитания учащихся общий ориентир, который удовлетворял бы потребности и запросы семьи, государства, общества. Таким ориентиром стал новый проект – «Школа родной культуры» с этнокультурным компонентом образования.

Под этнокультурным компонентом понимается все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве родной культуры, об укладе жизни народа, его истории, языке, литературе, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонично развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Поэтому в нашем проекте мы исходим из позиции, что такой общий ориентир школе, учебно – воспитательному процессу задаёт только национальный (народный) культурно – образовательный и воспитательный идеал.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана, а также разработка и внедрение педагогических технологий, авторских и других программ, отражающих основные направления работы школы с этнокультурным компонентом. Этнокультурный компонент образования представлен в учебном плане как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей.

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла.

Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности. На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников; формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи. И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.

Одной из ведущих идей естественно - научного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учащиеся знакомятся с русскими учебниками арифметики, русскими математическими школами и академиями, со старинными русскими мерами измерения длины и веса, учатся решать задачи с использованием старинных мер с переводом их в современные меры.

Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, исследования российской науки в различных областях, разработаны учителями физики, биологии. В содержание этнокультурного образования по географии включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Ростовской области.

Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием. Программа по технологии знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.

Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера: «Мир народной культуры» (интегрированный курс народоведение + художественный труд) – 2-4 классы; «Культурные традиции Дона» (внеурочная деятельность) – 1-4 классы; «Мой Таганрог» (внеурочная деятельность) – 1-4 классы; «Священная история» (внеурочная деятельность) – 3-4 классы; «Святая Родина моя» (внеурочная деятельность) – 3-4 классы; «Историческое наследие» – 5 класс и другие.

Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы, которая также способствует формированию гражданской идентичности обучающихся.

Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания обучающихся, как основы формирования их гражданской идентичности, стало введение в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.

Реализация этнокультурного образования в школе представлена разработкой содержания учебного плана, содержания учебной работы и расширением содержания дополнительного образования учащихся школы, а также систематизацией воспитательной работы в школе, ориентированной на знакомство с российскими национальными традициями.

В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая. Большой интерес вызывают рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Неделя жен-мироносиц», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие. Школьные праздники превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения родной культуры.

Становление человека как личности есть не что иное, как результат его культурной эволюции. Только усваивая и соединяя определенную часть общественной культуры, человек может стать личностью и воспринимать обретенную культурную ценность как свой собственный мир, что в свою очередь будет способствовать формированию гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

По нашему мнению, с учётом методологических и организационно – практических установок «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», проект «Школа родной культуры как модель успешной социализации обучающихся», несомненно, актуален, носит инновационный характер и имеет практическую значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: опыт работы

Формирование основ российской идентичности у младшего школьника осуществляется посредством целевых установок патриотического воспитания. Правильно спланированное и организованное патриотическое воспит...

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения

Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ

Большое значение имеет введение  в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся зна...

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»

        Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...

Выступление на НПК " Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ" в г. Улан-Удэ 2017г.

quot;Детские объединения, как один их способов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"...