Выступление на НПК " Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ" в г. Улан-Удэ 2017г.
статья

"Детские объединения, как один их способов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НПК г. Улан-Удэ24.05 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выступление на НПК в Г. Улан-Удэ 2017г.

« Детские объединения, как один из способов

гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения»

Батурина Елена Филипповна

МБОУ «Усть – Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»

учитель начальных классов

(8924 395 80 85)

baturina67@bk.ru

       

       Детские движения и организации России включают сегодня сотни направлений деятельности, тысячи ежегодных мероприятий, массу удивительных идей и зачастую действительно полезных и содержательных инициатив. Это скауты и миротворцы, пионеры и патриоты, экологи и туристы, артисты и журналисты, юные историки и краеведы... Всех объединяет молодость и желание сделать мир вокруг себя и свою жизнь ярче, интересней, насыщенней, а значит – лучше. Жизнь детского движения – это настоящий калейдоскоп удивительных событий, интересных мероприятий и проектов.

Современные детские объединения занимаются благотворительными делами, организуют активный отдых, соревнуются в интеллектуальных и спортивных турнирах, инициируют экологические проекты. Без них не может в полном объёме проходить воспитание юных лидеров, такие организации как никто другой помогают ребятам социализироваться, общаться и дружить.

       В Усть – Баргузинской средней общеобразовательной школе 8 лет назад была создана детская организация «Радужная страна» для учащихся 1-4 классов. Все педагоги начальной школы активно включились в работу этой организации. Была разработана программа. Весь ученический коллектив начальной школы представляет собой дружину «Радужная страна». Все учащиеся с первого по четвёртый класс, а это более 500 учеников, являются жителями «Радужной страны» образуя отряды. Организация имеет свой флаг, гимн, эмблему, газету. В каждом отряде избираются органы власти. Отряды живут по законам «Радужной страны» и проводят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы. Главой «Радужной страны» является президент (председатель совета дружины). Выборы проходят ежегодно. Высшим органом власти является Совет «Радужной страны», в состав которого входят председатели советов отрядов и учителя начальных классов.

 Наша организация - добровольная, самодеятельная, самоуправляемая, многонациональная организация детей, подростков и взрослых, нацеленная  на идеалы гуманного и демократического общества, действующая в соответствии с Конституцией  РФ.

Цель дружины: помочь каждому школьнику познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином  своего Отечества.

Задачи дружины:

1. Создание условий для  воспитания моральных  качеств личности ученика начальных классов;

2. Объединение  отрядов в процессе совместной, коллективной деятельности, направленной на пользу Отчизне, родному посёлку, его жителям и членам дружины;

3. Создание условий для полноценного отдыха и культурного развития детей.

 Девиз – «Бороться и искать, найти и удивиться и в семицветье радуги к гармонии стремиться.»

Символика  организации:

Галстук. Этот знак принадлежности к детской организации. Галстук можно завязывать узлом, соединять концы галстука зажимом  или значком. Его носят как с парадной формой, так и с повседневной формой одежды. Каждая параллель имеет свой цвет галстука.

Эмблема. Это знак, отражающий направления работы дружины. Используется при оформлении уголков, стендов.

Газета. Орган информирования учащихся о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма и чувства любви к своей школе, посёлку, своей Родине.

Вступить  в  организацию может любой мальчик и девочка, как правило, с 7лет. Приём проводится добровольно и индивидуально.

На торжественной  линейке  ребята дают торжественную  клятву. Старшие члены организации повязывают галстуки.

Дружинный  сбор – высший орган самоуправления, на котором выбираются совет дружины, командиры отрядов, ассистенты, флагоносец.  Дружинный  сбор  принимает Устав, вносит в него изменения. Организация имеет также свои законы, правила, традиции, клятву. Определена зона дружинных дел.

Основные направления деятельности

1.Учебно-познавательная.

2. Спортивно-оздоровительная.

3.Экологическая.

4.Художественно-эстетическая.

5.Милосердие и т.д.

     Уроки курса ОРКСЭ помогают учителям более полно раскрывать значимость нашей организации. Изучая  раздел 4 «Твой нравственный выбор»  учащиеся узнают что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.

Обучающиеся получают возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.

          Мы проводим множество мероприятий, которые не носят просто меропритийный характер, они действительно направлены на воспитание подрастающего поколения. К сожалению результаты этой деятельности не сразу ощутимы, но пройдет какой-то период времени и мы увидим совсем других людей, которые другими глазами посмотрят на свою страну, захотят работать в ней, созидать и творить.

     Обязательная часть нашей работы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель: формирование чувства любви к Родине, формирование готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Проводимые нами мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.

     Уроки ОРКСЭ дают учащимся возможность более глубоко понять что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. (раздел 3 «Человек в мире людей»)

   Данные понятия  закрепляются участием в традиционных дружинных сборах. «День Конституции» на котором принимаем в ряды дружины новых членов -  первоклассников , «День Защитника Отечества» где мальчики показывают первые успехи в строевой подготовке, «День Победы». Регулярно проводятся военно-спортивные соревнования «Армейские забавы», «Зарничка».

     Вопросы воспитания чувств патриотизма, принадлежности к малой Родине и Отчизне актуальны на каждом возрастном этапе становления человека. Патриотическое воспитание в начальной школе, привитие трепетного отношения к своим истокам – первоочередная воспитательная задача, которую берутся решать педагоги первого школьного звена.  Они должны учитывать особенности личности ребят. Младшим школьникам свойственны доверчивость, высокая эмоциональность и восприимчивость. Ребята с удовольствием участвуют в общепоселковых мероприятиях: «Чистые воды Байкала», «Общепоселковый кросс», «Лыжня России», «Сбережем живую ель».

    В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, проводятся тематические классные часы, «Годовщина Сталинградской битвы», «К Дню снятия блокады Ленинграда», конференция «Дети войны», праздничные встречи с ветеранами. Совместно с ФГБУ «Заповедное Подлеморье» проходят коллективные творческие дела, выездные экскурсии, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского и бурятского народа.

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме – сила государства.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность, коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом.

    Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у учащихся начальных классов начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается ребёнок, что вызывает отклик в его сердце.

Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.

      Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности позволяют нам расширить границы патриотического воспитания школьников, помогают стать устойчивой основой для формирования фундаментальных ценностей подрастающего поколения, развивают неповторимые человеческие и личностные качества детей. Хорошие традиции не забыты и ребята вновь объединяются вместе для добрых и интересных дел. Главной же задачей педагогов является популяризация детского движения как такового и привлечение ребят в их ряды.

Литература:

  1. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.(Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). — Челябинск, 2003. — 250 с.
  2. Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации/ В.Г.Новиков, Т.Е. Петрова, В.В.Фещепко.— М., 2001.
  3.  Программа «Развитие воспитания в системе образования» на 2008–2010 г. Вестник образования. 2008 № 1.
  4.  https://www.menobr.ru › ... › Детские организации в школе
  5. Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

Формирование российской гражданской идентичности школьника: потенциал курса ОРКСЭ

Большое значение имеет введение  в школах курса ОРКСЭ, который имеет целью формирование у учащихся, целостной картины мира, нравственных установок и ценностей. В рамках данного курса учащиеся зна...

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»

        Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...