Сотрудничество школы и семьи
статья на тему

Петрова Варвара Пакловьевна

В статье изложена мысль о необходимости взаимодействия школы и семьи при введении ФГОС. Автор предлагает свои пути сотрудничества с родителями, которые основаны на опыте работы в сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_shkoly_i_semi.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество школы и семьи

Петрова Варвара Пакловьевна

 учитель начальных классов

Тумульской СОШ Усть-Алданского района

Республики Саха (Якутия)

      Необходимость постановки воспитания личности в условиях семьи объясняется с повышением роли человеческого фактора в условиях новых экономических отношений. Сегодня успех в жизни преимущественно зависит от устранения того, что глушит, подрывает инициативу личности, сковывает её всяческую самостоятельность. Всё более острым становится вопрос: как регулировать взаимоотношения личности и общества, чтобы обеспечить высокие результаты воспитательной деятельности. Необходимость рассмотрения вопроса о воспитательной потенции семьи вызвана ещё и тем, что большинство родителей. Несмотря на формальное повышение уровня образования, являются безграмотными в этой области деятельности. Многие родители действуют по известной всем общей формуле воспитания: нарушил ребёнок что-то наказывай, сделал что-то хорошее - поощряй. В реальной жизни каждый ребёнок - уникальное явление, и каждая семейная атмосфера - тоже неповторимая действительность.

Перед педагогической общественностью Республики Саха во весь рост стоит большая и ответственная задача - педагогизация родителей. Родительский всеобуч в школе, работа социальных педагогов и практических психологов, помощь валеологов в комплексе помогут поднять родительскую грамотность в области воспитания детей и молодёжи.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Основными задачами классного руководителя являются:

  • установление тесного контакта с родителями, достижение взаимопонимания ;
  • ознакомление и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • индивидуальная работа с отдельными семьями;

-способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка;

-        психолого-педагогическая поддержка семьи;

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия.

Совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя может быть успешной, если:

-        дети, родители и классный руководитель положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

-        осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учётом желания и возможностей работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

  • создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм, и своей позиции в совместной работе;
  • отсутствие навязывания, давления на детей и родителей; действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Основными формами работы с родителями являются:

  • классное собрание;
  • всеобучи;
  • педагогический практикум;
  • психологические тренинги;
  • конференции;
  • неделя открытых дверей;
  • совместные праздники;
  • классные часы;
  • соревнования;
  • индивидуальные беседы;
  • анкетирование, тестирование;
  • творческие группы;

- психолого-педагогическая поддержка;

  • знакомство с бытовыми условиями4
  • содействие родителей в материально-техническом обеспечении4

Изучение индивидуальности учащегося, изучение и анализ классного коллектива, анализ и оценка семейного воспитания, анализ уровня воспитанности личности и целого коллектива проводится путём анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, с родителями, посещения на дому.

Основными методами психолого-педагогической поддержки семьи могут быть: разъяснение, убеждение, побуждение, рекомендации, принуждение, просьбы, советы. Она предполагает формирование, развитие, активизацию наиболее значимых для семьи потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации и намерений членов семьи.

Анкетирование считается одной из необходимых форм работы с родителями. Анкетирование помогает составить социально-бытовой паспорт, индивидуальные особенности родителей, семейного воспитания.

Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Большое внимание в работе классного руководителя уделяется индивидуальным беседам с учащимися и с родителями. Именно в беседе можно правильно понять и принять человека. Особенно если беседа происходит в домашних условиях. Дома и дети, и родители чувствуют тесную связь с учителем. Индивидуальные, групповые беседы проводятся систематически. Беседы могут проводиться и в школе. Здесь беседы могут быть длительными. Однако они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих детей и учителей. Для беседы родителей следует пригласить в класс, учительскую, предложить снять пальто и сесть, тем самым создавая хоть минимум комфорта. Особое внимание надо уделить неблагополучным семьям. Посещать их дома, убеждать и разъяснять им вопросы семейного воспитания, чаще рассказывать о достоинствах и успехах их детей. Любому родителю приятно слушать добрые слова об их детях.

Другой формой работы с родителями является родительское собрание. На родительских собраниях оцениваются опыт и результаты семейного воспитания, ставятся новые воспитательные задачи, углубляются педагогические знания родителей, создаются условия для расширения их сотрудничества с учителями. На собраниях решаются конкретные вопросы жизни класса. Классный руководитель не должен говорить о неудачах, проблемах ребёнка, для этого есть индивидуальные беседы. Родительское собрание - не урок. Перед педагогом взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт, знания. Поэтому приемлема такая интонация: не нотация, а «советуемся, размышляем вместе». Учитель должен владеть аргументами, фактами, чтобы его сообщение не вызвало протеста со стороны родителей, если всё же есть негативная информация из жизни класса. Родительские собрания стараюсь проводить разнообразно, чтобы родителям не было скучно, не надоедало каждый раз, чтобы родителям не расхотелось приходить на следующее собрание. Оформляю выставки тетрадей, поделок, сочинений, фотомонтаж прошедших мероприятий. Очень много родительских собраний проводятся в 1 и в 4 классах.

Родительские конференции проводятся не чаще 1-2 раз в год. При выборе тем для выступлений следует отдавать предпочтение конкретным злободневным, посильным для родителей, способным вызвать живой обмен мнениями темам. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьникам учиться?», «Адаптация школьников к различным условиям» и т.д.

Ещё одна форма работы школы с родителями - педагогический практикум. Его лучше проводить после лекции или беседы для того, чтобы закрепить изучаемый материал, углубить его, связать с опытом семейного воспитания.

Я работаю в школе более 30 лет и накопила немалый опыт работы с родителями. В сельской местности остро проявляется психолого-педагогическая безграмотность родителей. Большинство родителей не имеют постоянной работы, живут за счёт пенсии и пособий детей. Некоторые многодетные родители не в состоянии купить школьную форму, школьные принадлежности. В селе нет театров, музеев, нет спортивных, музыкальных центров, где дети могли бы получать всестороннее развитие. Только учителя и классный руководитель может заменить всё это. Классный руководитель совместно с родителями планирует такую работу, где бы дети смогли реализовать себя, смогли развить свои внутренние качества, стали бы готовы к реальной жизни в будущем.

Особое место уделяю проведению вместе с психологом психологическим тренингам. На тренингах родители и дети ближе общаются, познают друг друга. Психологические тренинги детям и родителям очень нравятся, они ждут этих встреч.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс организуется с помощью таких форм работы, как организация родителями кружков по интересам для детей, проведение классных часов, внеклассных мероприятий. Посещение уроков, экскурсий, походов. Помощь в участии детей во внутришкольных мероприятиях, в организации генеральных уборок, в укреплении и оснащении кабинета.

Чтобы вовлечь всех родителей в учебно-воспитательный процесс мы создали в классе творческие группы. Это группы:

«Перо» - помогают в оформлении класса, в выпуске стенгазет, выполняют компьютерные работы.

«Затейник» - организуют праздники, утренники, встречи, концерты, походы и другие внеклассные мероприятия.

«Помощник» - сюда входят отцы, они принимают участие в оформлении кабинета, в ремонте класса, в столярных работах.

« Прикладное творчество» - проводят кружки: «Настольные игры», «Бабушкина школа», «В мире животных», «Хозяюшка».

Таким образом, все родители принимают активное участие в учебно-воспитательной работе класса.

В своей практике использую различные формы вовлечения родителей в совместную деятельность:

  • участие во всех формах внеурочной деятельности (походы «Здравствуй, золотая осень!», «Лето красное настало», экскурсии на предприятия, тематические вечера, ремонт и благоустройство класса)
  • участие родителей в подготовке традиционных праздников (Первое сентября, Последний звонок, Новогодний утренник, Слёт хорошистов, туризм и т.д.)

          - читательские конференции, конкурсы «Читающая семья», «Семейное чтение»

  • семейные праздники «День отца», «Ийэ5э махтал!»«День пожилых»

-        спортивные соревнования, конкурсы («Мама, папа и я - спортивная семья», соревнования по шашкам, пионерболу, футболу, настольным якутским играм)

В течении года проводится конкуре «Лучший родитель». В классе вывешен экран «Активность родителей». На экране отмечаются все посещения родителей, участие родителей во всех мероприятиях класса, школы, улуса. Учащиеся класса по полугодиям выводят итоги конкурса. Победители конкурса «Лучший родитель», а их бывает 3-4 родителя, отмечаются Грамотами, подарками.

Для улучшения материально-технической базы класса мы не собираем деньги, а устраиваем ярмарки, организуем буфеты. Вырученные средства используем для классных нужд, оплачиваем проезд детям на конкурсы, на соревнования, покупаем подарки, поощряем активных родителей и хорошистов учёбы. Например, в 2010-2013 уч.г. в фонд класса было собрано 6000 рублей, а в классе у нас было всего 8 учащихся.

Высокий интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Члены родительского комитета – это мои самые лучшие помощники. Важно, чтобы в состав классного родительского комитета вошли люди активные, деятельные, всегда готовые к сотрудничеству. Они должны стать инициаторами всех дел, готовыми вовлечь других родителей во все начинания. Все вопросы я решаю сперва с родкомитетом. Если возникают различные непредвиденные обстоятельства, то разу обращаюсь к родкомитету, который доводит до сведения всех родителей.

   Суть творческого сотрудничества и взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в раскрытии развитии в нём лучших качеств и свойств, в создании комфортных условий для развития личности.

Любовь родителей и учителей к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной работы - союз учителя, родителя и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи в работе социального педагога

Работа с семьей занимает большое и основное место. Для успешной работы в этом направлении большое внимание было уделено изучению психолого-возрастных особенностей вновь прибывших детей, интересов восп...

Лекция для родителей "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка"

Данная лекция поможет решить проблему целенаправленного, логично выстроенного воспитания ребёнка в семье и школе....

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».

Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка.

Стажерская площадка для учителей начальных классов. Данный материал может быть использаван для выступлений на педсоветах, на родительский собрания. Презентация....

"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление

VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление   "Сотрудничество школы и семьи в системе  нравственного воспитания подрастающего поколения"...

Сотрудничество школы и семьи в воспитании детей.

Сотрудничество школы и семьи в воспитании детей.Родительское собрание в спортивном зале (2-3 классы)Подготовка к собранию:Выявить учащихся, занимающихся в спортивных секциях.Выявить уровень физической...