внеурочная деятельность кружок "Занимательная математика"
рабочая программа (1 класс) по теме

Арсанова Наталья Михайловна

рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

      Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Задачи:

· Отрабатывать арифметический и геометрический навык;

· Подготовить ум для более серьезной работе. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Решая проблему развития пространственного мышления, в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.

II. Общая характеристика программы кружка «Занимательная математика»

При разработке заданий руководствовалась:

1. Данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности (И.С. Якиманская);

2. Логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б.Истоминой);

3. Богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;

 4. Результатами исследований, связанных с изучением материала в начальных классах и 5-6 классах среднего звена;

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

     На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

 Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Участники программы: дети от 7  до  11 лет.

Сроки реализации:  1-4 класс

Принципы реализации программы:

· Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· Коллективизм;

· Креативность (творчество);

 · Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;

· Сознательность и активность учащихся;

· Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

· Взаимодействие;

· Поощрение; · Наблюдение;

· Коллективная работа;

· Игра.

Ожидаемые результаты:

· Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

· Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

 · Отличать кривые и плоские поверхности;

 · Доказывать способ верного решения;

 · Опровергать неправильное направление поиска;

 · Уметь читать графическую информацию;

 · Дифференцировать видимые и невидимые линии;

 · Конструировать геометрические фигуры;

 · Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; уметь различать существенные и несущественные признаки.

   Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.

Механизм управления

Родители учащихся

Учителя школы

Психолог

и социальный педагог

школы

Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведение занятий

кружка.

Проведение занятий, праздников, викторин .

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися.

Проведение праздников.

Проведение тестирований и диагностик.

Оказание психологической поддержки учащимся и родителям.

Консультации для родителей по вопросам

III. Описание места программы  «Занимательная математика»  в учебном плане.

Курс «Занимательной математики» введён в часть учебного плана в рамках научно-познавательного направления. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

–  в  1 классе 3 часа в неделю, 66часов в учебном году;
– во 2 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

–  в  3 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
–  в  4 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:    

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  
  •  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

       Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

 – Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности – качества весьма важных в практической деятельности любого человека.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

– Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.


Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Слушать и понимать речь других.

– Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами  изучения курса   являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- воспроизводить способ решения задачи.

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

- анализировать текст задачи; ориентироваться в тексте задачи, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- конструировать несложные задачи.


Контроль и оценка планируемых результатов.

     Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О. А.
  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

  •  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Ожидаемый результат:  1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой отрезке и т.д);

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;

анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

составлять плоскостные фигуры на Геоконте;

конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;

иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Ожидаемый результат:  2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

иметьпредставление о различных видах многоугольников;

конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;

ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;

вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;

придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Ожидаемый результат:  3 класс (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

уметь работать со схемами и лабиринтам;

уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру;

уметь строить параллельные прямые;

знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;

находить периметр геометрической фигуры;

моделировать из бумаги;

иметь представление о разных видах углов;

вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов;

строить диагонали геометрической фигуры;

уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей;

составлять топологический план местности;

знать, что такое площадь фигуры, уметь сравнивать площади.

Ожидаемый результат:  4 класс (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

конструировать по образцу и по собственному замыслу;

иметь представление о различных видах призм и пирамид;

измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;

 измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;

конструировать различные виды призм и пирамид;

решать задачи логического характера;

иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;

конструировать симметричные фигуры;

иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;

конструировать фигуры с центром симметрии;

уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

уметь работать по схемам различной сложности.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной  внеурочной деятельности»

               Уровень

            результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

познавательная

Программа курса «Занимательная мтематика»

Конкурсы «Геометрические художники», «Выложи фигуру», «Запомни порядок», «Музыкальная геометрия», «Найди лишнее», «Геометрический диктант», выставка творческих работ «Волшебная поляна», игра «Проведи прямую так», «Путешествие с весёлой точкой в мир линий», «Морской бой», моделирование, ориентация на местности, построение любой фигуры при помощи конструкторов, блиц-турнир,

Экскурсия «Геометрия вокруг нас», театрализованная викторина «Загадки геометрии» для дошкольников,  геометрический КВН,

 Содержание программы

1 класс

       « Множества и отношения» 6 ч.

Взаимное расположение предметов

Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

Задания на сравнения и анализ зрительных образов

Раздел«Элементы арифметики»10 ч.

Логические поисковые задания

Мозговая гимнастика.

Найди знаки и цифры в природе

Найди лишнюю фигуру.

Решение конструктивных задач разных видов.

Задания на сравнения и анализ зрительных образов

Раздел «Величины» 10 ч.

Знакомство с временем суток

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.

Знакомство с временем суток

Единицы длины вокруг нас.

Задания на сравнения и анализ зрительных образов

Раздел «Геометрическая мозаика» 20 ч.

Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.

Построение индуктивных и дедуктивных умозаключений со словами ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, и др. при решении нестандартных задач.

Решение конструктивных задач разных видов

Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.

Запомни и нарисуй. Задания на развития памяти.

Зеркальное отражение предметов.

Развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.

 Зеркальное отражение предметов.

Раздел «Мир занимательных задач»20 ч

Задачи в картинках.

Математические игры «Муха», «Внимательный художник», «Точки», «Запутанные дорожки»

Прибавление и вычитания чисел.

Решение математических задач.

Таблица тематического распределения количества часов

Разделы, темы

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1кл

2 кл

3 кл

4 кл

303

66

68

68

68

I

Раздел «Множества и отношения»

6

5

II

Раздел «Элементы арифметики»

10

10

15

15

III

Раздел «Величины»

10

13

20

20

IV

Раздел «Геометрическая мозаика»

20

20

13

13

V

Раздел «Мир занимательных задач»

20

20

10

10

VI

Алгебраическая пропедевтика

10

10

 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Печатные пособия

1

Зубков Л.Б. игры с числами и словами.-СПб.:Кристалл, 2001.

2

Синицына Е.И. Умные занятия и игры. М.: Лист, Вече, 2002.

3

Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. – М.:

Росткнига, 2007.

4

Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига,

2007.

5

Сухин. И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.:Союз, 2001.

2. Технические средства обучения

1

Телевизор

2

Видеомагнитофон

3

Компьютер

4

Мультимедийная доска

5

Проектор

3. Экранно-звуковые пособия

1

Аудио и видеокассеты с подбором тематического материала к занятиям

2

Компьютерные диски

4. Игры и игрушки

Тематический подбор игрушек



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"

Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...

Внеурочная деятельность по математике "Математика и конструирование"

Школа РОССИИ.Рабочая программа по математике и конструированию составлена  на основе  рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"

Внеурочная деятельность по математике  3 класс "Занимательная математика"...


 

Комментарии

Акопян Анна Рубеновна

Спасибо автору за педагогически целесообразную образовательную программу.