Внеклассное мероприятие "Чудеса народного искусства"
план-конспект занятия (4 класс)

разработка классного часа для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_2014.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чудеса народного искусства»

Цели: знакомство детей с марийским народным искусством через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр.

Задачи: 

  1. Расширить знания детей о марийском народном искусстве через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр. Пополнить словарь детей новыми словами.
  2. Развивать и корригировать внимание, память, мышление, речь через игровые упражнения. Вызвать интерес к созданию образа из полученной информации. Развивать познавательный интерес в изучении родного края, способность наблюдать.
  3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: компьютер, презентация «Чудеса народного искусства», шаблон золотой рыбки, нарисованные рыбки в аквариуме, закладки – сувениры, музыкальные инструменты, марийский национальный костюм, музыкальный центр, вышитые салфетки, видеоролик «Марийская вышивка».

Ход мероприятия

  1. Организация начала мероприятия.

Психологический настрой «Золотая рыбка»

- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний классный час. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу»

(учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на мероприятии будут сопутствовать удача и успех!

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Ночь!

(Дети кладут голову на парту. В это время под музыку появляется на столе кукла в марийском платье).

День!

- Не знаю, как у вас, ребята, но мои желания уже начали исполняться! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это Сереброзубая Пампалче!

Напомните, пожалуйста, кто это? (Это сказочный персонаж)

Помните, она приходила к вам в сказке «Сереброзубая Пампалче». Живёт она в лесу со своим отцом. Так вот, сегодня она пришла к вам, чтобы отправиться в необычное путешествие, во время которого вы узнаете много интересного о нашем родном марийском крае, а именно о народном искусстве.

  1. Сообщение темы мероприятия.

Тема классного часа «Чудеса народного искусства».

  1. Основная часть.

У нас в классе не все понимают по-марийски, поэтому переводить то, что говорит Пампалче, буду я…

Вы готовы?


- Тогда встаньте на ножки, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:

Поктем, поктем, поктен ом шу! (догоняю, догоняю, догнать не могу)
Кучем, кучем, кидем ок шу! (пытаюсь схватить, но руки не дотягиваются)

(дети хором повторяют)


Откройте глаза и тихонечко садитесь. Едем мы с вами по длинной дороге.

(2 слайд).

А дорог в нашей республике очень много. С одной стороны раскинулись хлебные поля. с другой стороны-зеленые луга

(3 слайд),

На лугах пасутся коровы, овцы, козы.

 (4 слайд).

В республике нашей много деревень с деревянными домами и большими дворами

(5 слайд)

Марийцы с давних времен держат домашних животных. А каких домашних животных вы знаете?


Дети: корова, овца, коза, кошка…

(6 слайд)

Кто из них лишний? (кошка)

(7 слайд)

Правильно. Содержать животных - это большой труд. Но марийцы любят не только трудиться, но и веселиться. У них очень красивая праздничная одежда-белая, украшенная разными узорами.

(8слайд).

Рассказ о марийской вышивке. Демонстрация национальных костюмов. (Видеофильм).

- Какие цвета использовались в марийской вышивке? (белый, красный)

При вышивке «крестом» в основном используют 4 цвета: красныйзелёный, синий и чёрный. Самым главным является красный цвет.

Орнамент марийской вышивки образован из геометрических фигур. Причём каждый рисунок, узор что - либо изображал.

В нашей школе марийской вышивкой увлекается Ямбулатова Надежда Петровна. Она сама умеет и любит вышивать и учит этому детей.

(Предоставим ей слово).

Но марийский народ умеет вышивать не только таким способом. А ещё «гладью». Вам было дано задание: во время каникул поинтересоваться дома у мамы, чем она увлекается. Кто желает поделиться своей новостью?

Артём:

Моя мама умеет вышивать гладью. У нас дома много салфеток, которые вышила она. Некоторые люди из нашей деревни даже просили маму вышивать на заказ. Такие салфетки женщины используют во время танцев, например на свадьбе.

Я привёз занавески, чтобы показать, как хорошо вышивает моя мама. Такие занавески у нас висят на кухне.

Максим:

А у меня вышивает моя бабушка. Она делает занавески на уголок, где иконы стоят. А мама вяжет крючком и украшает занавески, салфетки.

Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо вам за проделанную работу.

- Как вы думаете, это искусство? (Да, это большое искусство, которое требует много терпения, старания и усидчивости). – 1 вид искусства.

(карточка на доску)

Раньше начинали учить вышивать уже с 7 лет. Каждая девочка обязательно должна была уметь вышивать. И к своей свадьбе она должна была приготовить наряды. Тогда она считалась хорошей невестой, женой. Работа эта требовала большого терпения.

- А сейчас часто ли встретишь людей в национальном костюме?

- Где мы можем их увидеть? (на праздниках, на свадьбе, на концертах)

- Ребята нашего класса также сейчас хотят станцевать в национальном костюме марийский танец.

(Танец «Йолташем»)

- А танец это искусство? (конечно. И это 2 – ое).

(карточка на доску)

Сереброзубая Пампалче предлагает нам дальше двигаться.

 Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!

Наша гостья предлагает поиграть вам в игру «Угадай инструмент». (Музыка)

- тумыр,

- шувыр,

- кусле,

 (сопровождаются рисунками на слайде).

Тумыр – ударный музыкальный инструмент,

    широко распространённый у марийцев.  

   Тумыр обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .

В прошлом тумыр – военный , праздничный и ритуальный инструмент. В настоящее время тумыр употребляется лишь как музыкально-ритмический инструмент.

Шувыр наиболее распространённый музыкальный инструмент марийцев. Шувыр – один из древнейших музыкальных инструментов марийцев .

Марийское слово шувыр означает «мочевой пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .

Как сольный инструмент шувыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тумыра (барабана) или, что очень редко, трещотки.

Кусле являются самым распространённым музыкальным инструментом среди

    марийцев. Марийские гусли

    представляют собой многострунный щипковый инструмент . Играют на гуслях сидя , кладя их на колени . Старинные кусле имели всего 15-17 жильных струн. Звучание кусле напоминает звучание русских гуслей.

Он был любимым инструментом в народе . Герои марийского народа Акпатыр, Акпарс были хорошими гуслярами. Раньше гусли применялись в быту и во время религиозных обрядов в «святой роще». При этом исполнители играли совместно. В прошлом на гуслях играли и мужчины, и женщины, у горных мари была поговорка: «плоха та невеста, которая не умеет играть на гуслях».

Это основные инструменты марийского народа. Они являются одними из древнейших и отличают нас от других народов.

В городе Йошкар – Ола есть памятник музыкантам, играющим на этих инструментах.

И с этой игрой мы справились.

- Марийский народ любит танцевать в своих красивых национальных костюмах… а ещё какое искусство мы не назвали?. Что они любят делать? (петь)

 

(карточка на доску)

- Давайте подарим Пампалче песню о нашем марийском крае.

(песня «Мландем моктем»)

Ну а вам пора возвращаться с путешествия. Встаньте, возьмитесь за руки и повторяйте:
Поктем, поктем, поктен ом шу!

Кучем, кучем, кидем ок шу!

Ребята, понравилось вам путешествие?

(Работа со смайликами).

Сереброзубой Пампалче тоже понравилось с вами путешествовать. Она приготовила вам небольшие подарки на память. Это закладки с марийским орнаментом.

- Что изображено на орнаменте? (лошади, кони).

- Как вы думаете, почему именно этот узор выбрала Пампалче?

Организация завершения мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Матрешка - символ русского народного искусства"

Предлагает сопровождение выступления воспитанников исследовательская работа "Матрешка - символ русского народного искусства"...

Программа курса "Народное искусство"

Программа курса расчитана на дедей 1-3 классов общеобразовательных школ. ФГОС внеурочная деятеьность...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

"Уральская роспись - самобытное явление русского народного искусства."

Урок посвящен самобытному явлению русского народного искусства - уральской росписи....

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...