Народное искусство в эстетическом воспитании детей
статья по теме

Лебедева Алла Павловна

            Помимо получения умений и трудовых навыков, учащиеся прикасаются к прекрасному, эстетически развиваются. От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Воспитание творческих способностей у школьников осуществляется в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета.

        Каждый педагог знает о стремлении детей к самостоятельной жизни, желании  испробовать свои силы, проявить творческие способности, активность. Но эти пожелания не всегда могут быть удовлетворены в ходе учебной работы, то есть на уроках. Несравненно более широкие возможности для этого предоставляют занятия в объединениях дополнительного образования.

        Известно, что у человека, занятого творческим трудом, складывается определенная система теоретических знаний и практических умений. При этом важно, чтобы он не оставался ее пленником, а был способен проявлять творческую инициативу и воспринимать новое. На занятиях высоко ценится выдумка, самостоятельная работа учащихся, когда благодаря творческой работе получаются работы разные по композиционному и цветовому решению.

        Как показывают наблюдения, для развития творческих способностей требуются задачи, содержание которых отражает признаки, характеризующие изобретения и конструкторские разработки . К ним относятся: наличие нового элемента в изделии, изменение числа деталей, их формы, новое сочетание по цвету.

        Благодаря творческим способностям, возникли дополнительные возможности по развитию у учащихся зрительной памяти, образного мышления и пространственных представлений, аккуратности, точности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, других положительных качеств, необходимых не только при выполнении изделия, но и для последующей практической деятельности.

        Проведение занятия для педагога дополнительного образования связано с тщательной подготовкой: изготовление наглядных пособий, образцов, составление плана работы, подготовка инструментов и материалов.

        Осваивая новые приемы изготовления и оформления изделий, учащиеся с первых занятий принимают активное участие в творческом процессе- подбирают бисер по цвету, форме, размеру, вносят изменение в конструкцию изделия в соответствии со своим замыслом. Все эти элементы творческой работы требуют от детей определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать.

        Творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, добавить что-то свое, отличают настоящего художника (творца) от исполнителя. Поэтому постоянно развивая интерес учащихся к творческим занятиям, я стремлюсь выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного подхода к заданию. Вместе с тем, направляю творческую деятельность детей, помогаю им в выполнении поставленной задачи, развивая у них способность выбрать тему, подумать о способах выполнения изделия.

        Вся работа объединений дополнительного образования художественно-эстетической  направленности базируется на изучении народного искусства, которое оказывает неоценимую помощь в творческой работе. В план теоретической части занятий необходимо включать посещение музеев, выставок декоративно-прикладного творчества, беседы об истории создания игрушек в различные периоды.

        Помимо получения умений и трудовых навыков, учащиеся прикасаются к прекрасному, эстетически развиваются. От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

        Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация.

        Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенное средство развития художественно-творческих способностей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться.

        Ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

        В народном декоративно-прикладном искусстве все основано на великолепнейших приемах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что что они позволяют достигать большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными. Обучение многим из технических приемов доступно детям уже в раннем школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества.

        Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. В творческих проявлениях детей,  как и в творческих проявлениях народных мастеров, мир воспринимается по-особому радостно и мажорно. Так же радостно и ярко воплощается он в творчество.

        Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: сочинять орнаментарные узоры, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

        Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше  уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

        Являясь во многих своих видах отображением природы, народное искусство способно ослабить пагубные последствия влияния удаленности от природной среды у детей больших городов. Оно учит умению любоваться простыми вещами, умению наблюдать и видеть красоту в простом и непритязательном, жить среди живой природы. Таким образом, использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании детей призвано способствовать их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"

Данная  статья была  представлена  на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Языки  и  культура  коренных  малочисленных  народов ...

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

Роль ДПИ в эстетическом воспитании детей

Декоративно-прикладное искусство  играет большую роль в эстетическом  воспитании младших школьников....

Театральное искусство как средство эстетического воспитания детей

Эстетическое воспитание детей средствами театральной деятельности...