Коммуникативные навыки в процессе музыкально-ритмической деятельности
статья по теме

Левагина Елена Васильевна

Коммуникативные навыки в процессе музыкально-ритмической деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коммуникативные навыки в процессе

музыкально-ритмической деятельности

   С древних времен движение является  одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные ритмические движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.

            Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

        Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально - ритмические  движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.       Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

       В основе музыкально – ритмической  деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия  музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи: движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

       Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления: первое - обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний; второе - дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, движения рук, хлопков, построения и перестроения, движения с предметами, элементов танца; третье – обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Выполняя движение под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ в новых, необычных связях,  комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и их отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А.Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина, С. и Е.Железновы и др.). Такой танец имеет название «коммуникативный танец».

     Методика Анны Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» является наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально-ритмических движений в процессе невербального контакта с партнером и на основе эмоционального подъема.

Начинать разучивание коммуникативных танцев-игр следует с тех, в которых появление нового партнера обусловливается танцевальными движениями (следующий партнер по кругу). Нужно дать возможность ребенку находить партнера визуально, демонстрировать дружелюбие и входит в контакт с ним. Таким образом, в коммуникативных танцах-играх у детей формируется умение по взгляду партнера понять его намерения. Контакт с партнером усиливается тактильно – через рукопожатие, хлопки как элемент открытости.

Некоторые дети испытывают трудности с визуальным поиском партнера, они избегают смотреть друг другу в глаза. Поэтому,  мои основные усилия направлены на формирование способности детей легко вступать в контакт.

 Так же можно добавлять элементы индивидуального исполнения. Например, в танце «Веселый хоровод» ведущий с помощью атрибута – платочка – приглашает в центр круга ребенка для сольного импровизационного исполнения танцевальных движений. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и  станцевать. Здесь очень важен индивидуальный подход к детям. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе со взрослым, с другим ребенком, не выходя в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей, с помощью других, более уверенных в себе детей.

Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в классе.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий и их предпосылок.

Таких как:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр в развитии детей очевидна. Поскольку разучивание не  занимает много времени, их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и в развлечениях, в качестве  динамической паузы и утренней гимнастики. Помимо этого, данный музыкальный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развития. Дети становятся более общительные,  легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них понижается тревожность, повышается уверенность в себе.

                     

Виды музыкально-ритмической деятельности

     К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

     Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

     Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

     Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

     Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

     

Приемы использования движений на уроке

       Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить ребят к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о  двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку,  легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы.    Например, сигналом к построению могут быть звуки трубы, возвещающие о начале действия в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сигналом к тому, чтобы ритмично бегать по классу, может стать сопровождение к музыке на треугольнике, а переход от бега на шаг подскажет удар барабана (подчеркивающий заключительный такт музыки, под которую ребята бегали).

    После того, как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т. д.

         Для двигательных упражнений и входа в класс  использую не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если в их числе будут пьесы, различные по настроению, то, разумеется, выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях ее содержания.

   Одним из простейших элементов движений являются хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представления, например, о длительностях, ритме мелодии. Так, сопровождая хлопками исполнение педагогом - «Экосеза» Ф. Шуберта, а затем «Камаринской» П. Чайковского, ребята почувствуют, что длительности во второй пьесе более короткие, чем в первой, и что восьмые длительности удобны для бега, а четверти - для шага. Сопоставив характеры этих танцев с особенностями их ритмического рисунка, школьники еще раз убедятся во взаимосвязи характера музыки со средствами его воплощения, что в свою очередь будет способствовать осознанию жанровых особенностей танца.

    С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. Убедимся в этом на примере движений под мелодию    песни   « Все захлопали в ладоши». Дети стоят  в кругу, лицом к центру.  На слова:                                     1.«Все захлопали в ладоши дружно веселее.

                                          (хлопки в ладоши в нужном ритме)

     Ножки, ножки застучали громче и сильнее

                                          (притопы в нужном ритме)

2.  По коленочкам ударим тише, тише, тише.

                                           (хлопаем по коленям затихая)

    Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.

3. Покружились, покружились

    На земь опустились

    Покружились, покружились

    И остановились».

     На примере этой песни вводятся динамические понятия (пиано, форте). Дальше, разучивая второй и третий куплет, вводятся понятия темпа  (быстрый и медленный).

    Освоению ритмического рисунка в движении следует придавать большое значение. Необходимо чаще обращать внимание учащихся на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки. Это делается с помощью игр, например « Охотники и зайцы» Здесь каждая группа движется под свою музыку: первая – под музыку  «охотников», которые идут  в ритме маршевой музыки;   вторая - под музыку  «зайцев». Участие в таких играх способствует активизации ритмического чувства, умения вслушиваться в звучание музыки.

     С помощью движений можно формировать ряд музыкальных представлений, например о двух-, трехдольном метре. Так, стоя, ребята поднимаются на носках и опускаются под звуки музыки в размере две четверти, а в размере три четверти  на «раз» опускаются, на «три» поднимаются. Дети исполняют эти движения под хорошо знакомую им музыку (польку и вальс). Они могут быть использованы для «музыкальной зарядки» или в игре «Узнай свой танец». Каждая группа исполняет движения в ритме своего танца.

     В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

    Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок использую песни, прoграммную музыку, подсказывающие содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения. Во время исполнения  помогаю детям достичь их выразительности, показываю, как лучше выполнить новое, ранee неизвестное движение.

       Подбирая музыкальный материал,  определяю, в каких произведениях можно использовать готовую композицию и, какие предложить для импровизации. Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить свой танец, который бы передавал характер произведения, его особенности. В результате постоянного применения на уроках музыкально – ритмических движений у детей повышается общий тонус, улучшается кровообращение и обмен веществ, учащается и углубляется дыхание. Кроме того, музыкальные движения положительно влияют на нервно – психическую деятельность. Дети становятся более уравновешенными, спокойными, веселыми, бодрыми.

     Главная задача учителя – создать эмоциональный настрой у детей во время урока.  Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности учителя музыки: художественное исполнение музыки, выразительный показ движений при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение); умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.

      Последовательная, систематическая работа, а в частности, музыкально-ритмическая деятельность, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслении движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

 

Источники:

  1. dmee.rudocs/100/index-3537.html
  2. emissia.orgoffline/2013/2027.htm
  3. Бубнова О. Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников. [текст]: дисс. … канд. пед. наук. / О. Б. Бубнова – Екатеринбург: – 2009. – 167 с.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Н.А.Ветлугина. 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва. «Просвещение» 1999г. С. 115-118.
  5. Музыка и движение. С. И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина . Москва. «Просвещение» 1994г. С. 4-8
  6. Музыка детям. Н. А. Метлов. Москва. «Просвещение». 2005г. С.60-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Результативность развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности

Исследование развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности показали положительную динамику развития. Применение музыкально-ритмических упражнений способствует повышен...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Статья посвящена вопросам профилактики, лечении и коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Особое внимание обращается на особенности музыкально - ритмических занятий, которые помогают вовлек...