Главные вкладки

    «Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»
    методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

    Чумакова Наталья Геннадьевна

    Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется формированию личностных качеств  детей, их чувств, эмоций, те. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnyh_navykov.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наименование темы: 

    «Развитие коммуникативных навыков  у детей через театральную деятельность»

    Автор:

    Чумакова Наталья Геннадьевна, воспитатель МОУ НШДС «Ивушка»

    Актуальность:

            Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

            Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя.

            Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

            Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

    Как сделать это взаимодействие успешным?

            Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами  коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, т.е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества.

    Суть опыта:

    сформировать у детей понятие, что только они сами, их собственные мысли,  чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

    Условия формирования опыта:

    Мой опыт формировался на базе МОУ НШДС «Ивушка», где создана атмосфера общей культуры, уделяется внимание интересам каждого ребенка, его склонностям, способностям, где отношения строятся на доверии и уважении.

    Теоретическая база:

            Теоретическую базу моего опыта составили труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С.Выготского, Б.М. Теплова, Т.Рибо, Л.В.Артемой, Л.Г.Стрелковой, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина,

    А.Н.Леонтьева, Н.Н.Поддъякова, которые отмечают роль театральной деятельности, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном, познавательном отношении, а также успешно развивающей коммуникативные навыки детей.

    Новизна:

    Конкретная цель – развитие коммуникативных навыков достигается посредством театральных игр, которые моделируют жизненный опыт людей, учат конструктивно общаться, обеспечивают успешную деятельность в сфере коммуникации.

    Продуктивность: 

    занятия формируют в ребёнке смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребёнок становится раскрепощённым, контактным, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично. тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. В работе акцент делается на развитие коммуникативных качеств ребёнка.

    Трудоёмкость:

    заключается в вовлечении всех детей в игровую актёрскую деятельность, кропотливом поиске таких театральных игр, которые формируют коммуникативные навыки. Недостаток средств не позволяет готовить качественные декорации, а отсутствие узких специалистов - музыкального руководителя и хореографа -  удлиняют  процесс репетиций, что приводит к малой продуктивности.

    Система работы.

    Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет  решить многие актуальные проблемы  современной педагогики и психологии, связанные с:

    - художественным образованием и воспитанием детей;

    - формированием эстетического вкуса;

    - нравственным воспитанием;

    - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

    - созданием положительного эмоционального настроя, решением конфликтных ситуаций через  игру, ну и конечно же

    - развитием коммуникативных качеств личности.

    Для решения проблемы развития коммуникативных навыков через театральную деятельность мною разработана программа:

                                             «Я + МЫ».

    Цель программы: формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами театральной деятельности.

    Задачи:

    - воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к театральному искусству;

    - формирование целостного представления о роли этой формы духовной культуры в жизни общества;

    - развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельной инициативы;

    - ориентация ребёнка  на развитие себя как личности и индивидуальности;

    - формирование навыков коллективной  творческой деятельности;

    - развитие навыков  межличностного общения как системы коммуникативных качеств.

    Предполагаемый результат.

    В результате работы учащиеся овладевают следующими знаниями:

    - основ театральной культуры;

    - основных принципов актёрской игры, как средства самовыражения;

    - основных аспектов театрально – творческой деятельности;

    - основ постановки спектакля.

    Умениями:

    - грамотно воспринимать, оценивать различные виды театрального творчества;

    - использовать различные средства самовыражения;

    - использовать навыки коллективного творчества в совместной деятельности;

    - анализировать собственную деятельность.

    Основные методы  обучения:

    1. Наблюдение.
    2. Упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера) и  на развитие речи.
    3. Этюды, тренинги.
    4. Импровизации, созерцание, активное слушание.
    5. Беседы о театре, диалоговые формы работы.
    6. Чтение художественных произведений.
    7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
    8. Рассматривание рисунков и фотографий.
    9. Игры с правилами (сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) и творческие (игры – драматизации).

    10.Сочинение историй.

       Программа рассчитана на 3 года по 36 часов, по 1 часу в неделю в каждом классе.

    Тематический план

    1 год обучения

    Тема

    Содержание работы

    Игры на развитие

    коммуникативных

    навыков

    Часы

    1

    Театр, как одно из древних искусств

    Знакомство с историей возникновения театра (обряды, игры). Первые актёры.

    «Что такое «Я»

    «Отражение в озере»

    «Свет мой, зеркальце, скажи»

    «Мой автопортрет»

       2

    2

    Что такое театр.

    Устройство театра (сцена, зрит. зал, фойе, костюмерная и т.д.)

    Выразительные средства театра (декорации, костюмы…)

    Профессии театра.

    Разгадывание характеров с опорой на худ.изображение

    «Фото друзей»

    Создание игровых ситуаций:

    «Разговор взглядов»

    «Интервью»

    Игры – импровизации:

    «Разговор по телефону»

    «Игра в другого человека»

    1

    1

    1

    3

    Виды театров.

    Истоки зарождения театра. Знакомство с видами.

    - кукольный театр

    - настольный

    - игры - забавы

    Игры на расслабление различных групп мышц

    «Кулачки», «Пружинка», «Пчёлка мешает спать»

    Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу:

    «Подарки», инсценировка «Лена и Катя идут в школу»

    «4 стихии»

    Этюд «Вот он какой»

    «Где бывали, что видали»

    1

    1

    1

    1

    4

    Восприятие мира.

    Тренинги.

    «Движения по залу»

    «Ответчик»

    «Эмоциональные руки»

    1

    5

    Наши чувства:

    - слова и эмоции.

    - азбука настроения

    Игра в слова, выполнение упражнений.

    Понятие «настроение», виды настроений

    Подбор подходящего цвета для определения эмоционального состояния. раскрашивание.

    «Что там происходит?»

    Сочинение рассказа о котёнке Тиме»

    Этюды: «Удивление»

    «Любопытство»

    «Карлсон»

    «Солёный чай»

    2

    2

    6

    Наши жесты и движения.

    Этюды на имитацию.

    «Я, как зайка…»

    «Знакомство с лисой»

    2

    7

    Как я помню то, что помню?

    Игра – драматизация, игра

    На развитие зрительной памяти.

    «Хомячок – молчун»

    «Художник»

    Рассматривание сюжетных  картинок.

    2

    8

    Актёрское мастерство.

    Игры для создания атмосферы свободного общения.

    Выполнение этюдов, тренингов на раскрепощение.

    Этюдный тренаж на развитие внимания.

    «Походка»

    «Запрет»

    «Песенка хлопками»

    «Биологические часы»

    «Живая иллюстрация»

    «Разговор с глухой бабушкой»

    «Запрещённое движение»

    «Что изменилось»

    «Слова наоборот»

    «Что слышно»

    «Слушай звуки»

    «Видение других»

    2

    3

    4

    9

    Работа над постановкой голоса.

    Артикуляционная гимнастика.

    Произношение скороговорок.

    Игры – тренинги на дыхание.

    Гимнастика губ, языка.

    «Кто больше»

    «Разные голоса»

    «Расскажи стихотворение»

    «Угадай, что это значит»

    4

    10

    Работа над сценической речью.

    Озвучивание персонажей.

    Тренинги.

    Работа над произношением специально подобранного материала.

    Игры, снимающие страх публичного выступления.

    «Царевна – Несмеяна»

    «Зоопарк»

    «Фанты» и др.

    2

    11

    Коррекционно – развивающая работа.

    Игры – этюды по выявленным психологом патологическим доминантам.

    Страхи: «Ночной гость»

    «Собака не хочет оставаться одна»

    «Страхи в темноте»

    Застенчивость: «В гостях, но под диваном…»

    Агрессивность: «Осторожно, злая собака»

    «Что же делать» и др.

    3

    36 часов

    12

    Итог:

    Игра – драматизация «Красная Шапочка» или «Колобок»

    Выступление.

    Тематический план - 2 год обучения.

    Тема

    Содержание

    работы

    Игры на развитие

    коммуникативных навыков

    Часы

    1

    Виды театра.

    Знакомство с видами:

    - театр 5 пальцев

    - драматизация

    (разбор постановки

    «Сказочные истории»)

    Игры на расслабление:

    «Загораем», «Шарик», «Любопытная Варвара».

    Этюды по психомышечной  тренировке (приёмы саморасслабления): «На берегу моря»

    «Солнышко и туча»

    «Игра с муравьём»

    3

    2

    Мы смеёмся.

    Развитие чувства юмора.

    Репетиция.

    Народная игра «И я»

    «Кто расскажет самое смешное стихотворение»

    2

    3

    Какие они – взрослые?

    Моделирование жизненных ситуаций.

    Понятие «моя семья». Репетиция.

    Этюд «Музыкальные и певческие традиции в семье»,

    «Дружная семья»,

    «Любящий сын»

    2

    4

    Добро и зло в пантомиме.

    Знакомство с пластическим видом искусства – пантомимой.

    Этюды по психогимнастике: «Скульптура»

    «Под стеклом»

    «Ветер»

    2

    5

    Пластика – элемент оздоровления и самоценное театральное искусство.

    Рождение пластического образа.

    Тренинги.

    Координация движений и равновесия.

    Движение и музыка.

    Освоение пространства.

    «Марионетка»

    «Пьяный танец»

    «Точка»

    «Неудобная поза»

    «Тень»

    «Стоп – кадр»

    «Тело – звук»

    «Персонаж и музыка»

    «Импульс», «Мысль – движение – эмоции»

    2

    1

    2

    2

    6

    Сценическое движение.

    Тренинги.

    Разминка плечевого пояса.

    Элементы акробатики.

    Сценические падения.

    «Ветряная мельница»

    «Миксер»

    «Пружина»

    «Кенгуру», Кувырок»,

    «Кузнечик», «Лягушка».

    «Вперёд – назад»

    3

    3

    7

    Театральные игры.

    Создание игрового самочувствия.

    «Поводырь», «Зеркало – ёлочка», «Существительное – прилагательное»,

    «Поменяться местами в кругу», «Сесть по числам дней рождения» (1-31), «Диспетчер».

    4

    8

    Речевое и внеречевое поведение.

    Озвучивание немого кино.

    Мультфильм.

    Этюд «Маленький кролик»

    3

    9

    Сценарий.

    Принципы написания сценария.

    Театральная игра «Я – сценарист»

    2

    10

    Режиссура.

    Импровизации, мини – спектакль.

    Театр. игра «Сам себе режиссёр»

    3

    36 часов

    Итог:                спектакль «Сказочные истории»

    Тематический план – 3 год обучения.

    Тема

    Содержание

    Игры по развитию коммуникативных навыков

    Часы

    1

    Виды театра.

    Знакомство с видами театра:

    - теневой театр

    - театр кукол – марионеток

    (разбор постановки «Играем для души»)

    Творч. игра «Интервью»

    3

    2

    Сценическая речь

    Тренинги (подготовительный комплекс)

    Дыхательный комплекс.

    Рождение звука.

    Речевой способ произношения. Артикуляционная гимнастика.

    Развитие диапазона голоса.

    «Квадраты и круги».

    Технология «стрейч» Абрамова, творч. игра «Диалог»

    «Арлекин», «Мельница», «Кофемолка»,

    «Тряпичная кукла»

    «Корни», «Орган», «Фонарь», «Антенна»

    «Часы», «Улыбка – хоботок», комм. игра «Пожалуйста»

    «Этажи», «Маляр», творч. игра «Знакомство»

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    Художественное оформление.

    Роль художника в театре.

    Д/и «Какие неполадки?»

    1

    4

    Грим.

    Виды грима:

    - эстрадный

    - характерный

    - абстрактный

     Творч. игра                   «Я – гримёр»

    3

    5

    Постановка к Новому году.

    1

    6

    Пастиж.

    Виды пастижа:

    - натуральный

    - стилизованный

    С/р игра «Парикмахерская»

    1

    7

    Костюм.

    Знакомство с видами костюма разных эпох.

    С/р игра «Швейное ателье»

    2

    8

    Актёрское мастерство.

    Этюдный тренаж на развитие внимания, памяти, воображения.

    «Повтори быстро»

    «Подмигни»

    «Слова наоборот»

    «Как один» и др.

    4

    9

    Разбор постановки к выпускному вечеру.

    2

    10

    Работа над сценической речью.

    Работа над произношением текста

    Т/и «Угадай, как меня зовут»

    2

    11

    Работа над образом.

    Этюды, упражнения.

    Т/и «Правила»

    2

    12

    Костюм.

    Подбор костюмов персонажам.

    Т/и «Собираемся в гости»

    1

    13

    Художественное оформление.

    Декорации.

    Придумывание декора.

    Изготовление.

    3

    14

    Итог:

    Выпускной в 4 классе.

    1

    36 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие личности ребенка через театральную деятельность.

    Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо....

    Развитие творческих способностей через театральную деятельность

    Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

    Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

    Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

    «Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

    Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

    Программа ВД на 4 года «Развитие коммуникативных навыков учащихся через внеурочную деятельность»

    Программа развития класса расчитана на 4 года обучения в начальных классах. Включает в себя все стороны жизни человека. Учит ценить то, что человек имеет, и стремиться к тому, чего еще не достиг....