Развитие личности ребенка через театральную деятельность.
учебно-методический материал по теме

Смертина Елена Викторовна

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_smertina_e.v._mbou_sosh_4.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №4 имени Виталия Валентиновича Бианки»

Развитие  личности ребенка через театральную деятельность.

                 Выполнила:

                                          Учитель начальных классов

                                                            МБОУ «СОШ №4 имени В.В. Бианки»

                                             Смертина Елена Викторовна

Бийск 2013

     Школьный театр «Петрушка»

     При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе.

     Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках ФГОС ( общекультурного  направления).

          Участники программы: дети младшего школьного возраста (1 -4 класс). Количество обучающихся в группе  14 человек. Занятия проходят              1 раз в неделю.   

Сроки реализации программы: 4 года, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе. Со 2 по 4 классы – 1 раз в неделю по 45 мин.

Актуальность

   Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

     Кукольный театр воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

     

Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами    кукольного театрального искусства.

     Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  2. знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
  3. систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  4. развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  5. обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  6. формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  7. формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  8. развитие коммуникативной культуры детей.

   

 Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

1.Личностные

  1. умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

2. умение соблюдать правила игры и дисциплину;

 3. умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

 4. умение выражать себя в различных доступных  видах творческой  и игровой деятельности.

  1. Коммуникативные
  1. ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
  2.  учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  3. умение слушать собеседника;
  1. Регулятивные

1. способность принимать, сохранять цели и следовать им ;

2. умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

3. преодоление импульсивности, непроизвольности;

4. умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

5. целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

6. готовность к преодолению трудностей, формирование установки на 7.поиск способов разрешения трудностей;

  1. Познавательные
  1. рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3.  самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
  4. анализ объектов с целью выделения признаков;
  5. синтез;
  6. установление причинно-следственных связей.

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  1. включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  2. создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  3. моральное поощрение инициативы и творчества;
  4. продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  5. регулирование активности и отдыха (расслабления).

     

На занятиях широко применяются:

  1. словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  2. метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  3. наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  4. работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

     

     Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

     Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

      Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  1. игрового самочувствия;
  2. от простого к сложному;
  3. от элементарного фантазирования к созданию образа.

     

     Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

     

    Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

    Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  1. картинки – куклы на фланелеграфе;
  2. куклы-Петрушки;
  3. тростевые куклы;
  4. куклы-марионетки;

   Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол.  Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

     В репертуар кукольного театра включены:

  1. инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
  2. адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

     При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

     Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

   Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:

  1. выступления перед зрителями в школе;
  2. участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Используемая литература

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  9.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  15.  Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

    18.Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979.                          Михеева    Л. Н.  Молодёжный    любительский    театр    / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

19. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.

 20. С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.

21. http://pochemu4ka.ru   Детский портал «ПочемуЧка». Сценарии, пьесы, игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

Всестороннее развитие личности ребенка через игру.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциатив...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...

Развитие личности и индивидуальности младших школьников через театральную деятельность

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театральная деятельно...