Главные вкладки

    Всестороннее развитие личности ребенка через игру.
    статья по теме

    Мауль Ольга Григорьевна

    «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский Взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Играет в политику, на деньги, играет словами и обещаниями, играет в любовь и порядочность. Как сказал один остряк, разница между взрослым и ребенком – в цене игрушек. Игра стала образом жизни миллионов взрослых. А вот дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта, и прочие детские радости. В статье дан обзор классификации игр, затронута проблема компьютерной "эпидемии", уделено внимание роли педагога (воспитателя) и роли родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая статья

    «Всестороннее развитие личности ребенка через игру»

    Мауль Ольга Григорьевна

    «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4

    VI вида» Советского района г. Казани


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение.
    2. Основная часть.
    1. Значение игры.
    2. Классификация детских игр.

             2.1 Творческие игры.

                     а)  Режиссерские.

                     б)  Сюжетно-ролевые.

                     в)  Театрализованные.

                     г)  Строительные.

             2.2 Дидактические игры.

    1. Формирование коллектива в процессе игровой деятельности.
    2. Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности.
    3. Роль воспитателя.
    4. Роль родителей.
    5. Игрушки.
    1.   Заключительная часть. Выводы.
    2. Используемая литература.

    стр. 2

    стр. 4

    стр. 6

    стр. 6

    стр. 7

    стр. 7

    стр. 8

    стр. 9

    стр. 11

    стр. 13

    стр. 16

    стр. 18

    стр. 19

    стр. 20

    стр. 21

    I. Введение.

    «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

    В.А. Сухомлинский

    Взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Играет в политику, на деньги, играет словами и обещаниями, играет в любовь и порядочность. Как сказал один остряк, разница между взрослым и ребенком – в цене игрушек. Игра стала образом жизни миллионов взрослых. Если подсчитать количество телеигр, то оно, думаю, превышает все другие тележанры.

    А вот дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта, и прочие детские радости.

    Игра для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечных истин. Игры с о сверстниками предоставляют ребенку широкое поле для интеллектуального и морального тренинга, опробования своих возможностей, понимания другого человека, сострадания и сорадование ему. Потому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступал во взрослую жизнь не обремененным детскими проблемами и страхами.

    Игра – это основной вид деятельности дошкольников. С поступлением детей в школу основными видом их деятельности становится учение, но игра по-прежнему занимает значительное место в их жизни.

    Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки.

                                         


    II. Основная часть.

    1. Значение игры.

    В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые бы вызывали общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

    Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

    В игровой деятельности затрагиваются все стороны воспитания.

    1. В игре дети расширяют свой кругозор, повышают знания, запоминают, учатся сравнивать, рассуждать, анализировать, то есть развиваются умственно (конструкторы, пазлы, мозаика).
    2. Подвижные игры развивают детей физически (ловкость, выносливость, быстрота реакции и т.д.).
    3. Эстетическое воспитание. Красивые игрушки, стихи, песни, танцы (в музыкальных играх).
    4. Трудовое воспитание. Знакомство с профессией.
    5. Нравственное воспитание дети получают в общих играх. Усваивают правила поведения, учатся общаться друг с другом. Развивается дисциплина, воля, организованность, коллективизм, честность, скромность, гуманность.

    В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр. Но при условии, что воспитатель хорошо знает методику проведения игр. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

    Тема игры –это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.


    2. Классификация детских игр.

    2.1 Творческие игры.

    Игры детей различаются по содержанию, игровым материалом, по степени самостоятельности и творчеству. Условно игры делятся на две группы:

    1. Игры, придуманные самими детьми (самостоятельные творческие игры). К ним относятся:
    • Режиссерские
    • Сюжетно-ролевые
    • Строительные
    • Театрализованные
    1. Игры с правилами - созданные взрослыми для обучения детей через игру. Они возникают по инициативе взрослого (дидактические, подвижные, спортивные, настольные, игры – забавы и другие).

    Режиссерские – разновидность сюжетно-ролевых игр. Их отличие в том, что это индивидуальная игра ребенка, где он придумывает воображаемую ситуацию, действует и говорит за всех участников. Главный компонент игры – речь ребенка. Он меняет интонацию (говоря за каждого героя).

    Режиссерская игра – это индивидуальная деятельность в одиночку. Этот вид игры характерен для детей до 3-х лет, хотя даже в старшем возрасте ( в начальной школе) малоконтактные, замкнутые дети используют этот вид игры, стараясь играть в одиночку.

    Руководство (роль воспитателя) затруднено, так как это индивидуальная игра (личная). Воспитатель создает только условия (ширма, уголок). Осуществляется косвенное руководство (внесение игрушки, рассматривание иллюстраций, подсказ, наводящий вопрос). Нельзя указывать, делать замечание, диктовать.

    Сюжетно-ролевая игра – основой является сюжет из жизни взрослых. Ребенок воображает себя в роли (мамы, папы, врача и т.д.) и выполняет ее по-своему, как увидел у взрослых. Главная особенность – самостоятельность. Они сами выбирают тему, как и с чем будут играть, сами выбирают партнеров, следят за правилами игры, регулирую взаимоотношения.

    Сюжеты этих игр условно делятся на три группы:

    • Бытовые игры (дочки-матери, семья)
    • Производственные (в профессии)
    • Общественные (в праздники)

    Но не всякая игра (сюжет), выбранная детьми, способна воспитанию. Еще А.С. Макаренко выдвинул понятие «Хорошая» игра, где есть:

    1. Идеальные стороны нашей жизни
    2. Дети сами проявляют положительные качества (доброту, взаимопомощь, гуманность, сочувствие).
    3. Оптимистический характер (никого не убили, никто не умер).

    Руководство этим видом игр заключается в следующем:

    • Расширять знания, кругозор детей через игру (экскурсии, чтения, беседы, наблюдения, трудовая деятельность)
    • Учить играть (что и как делать в этой роли). Использует показ, наблюдение труда, разговор о профессии, телевидение.
    • В процессе игры упражнять детей в хороших поступках.

    Приемы руководства игрой: косвенные – это руководства воспитателя без вмешательств в игру (через экскурсии, рассказ, беседы о профессии, совет, вопрос и т.д.) и прямые – это непосредственное участие воспитателя в игре (главной или рядовой роли).

    Театрализованные игры, игры драматизации как разновидность творческих игр детей. Это разыгрывание в лицах, по сюжетам литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

    Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают наличие зрителей. В их процессе у детей формируются умения с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный её период. В процессе игр развивается художественно – речевое творчество, танцевальное, музыкальное, сценическое и певческое.

    Руководство воспитателя: пересказ текста, работа над текстом, беседа по содержанию, создание с детьми атрибутов по игре, распределение ролей.

    Строительные игры – разновидность творческих игр. Дети в постройках, конструкциях творчески отражают жизнь людей и обыгрывают их (мосты, здания, машины и т.д.)

    Особенность этих игр – отражение труда людей в строительстве, использование техники. Строительство часто возникает в ходе сюжетно-ролевой игры. Все постройки возводятся из специальных строительных наборов, конструкторов или их природного материала (песок, снег глина).

    Строительные игры имеют большое воспитательное значение (особенно для умственного развития). Развиваются речь, мышление; закрепляют цвет, форму, величину; ориентировка в пространстве, развивается воображение, память, умение сравнивать, наблюдать.

    Для нравственного воспитания: коллективизм (не конфликтовать); взаимопомощь, трудолюбие, ответственность, уважение к труду строителей.

    Для физического воспитания: развиваются мышцы рук, тела, глазомер.

    Для эстетического воспитания: радость от красивого постарения; эстетический вкус, умение украшать.

    Строительный материал делится на крупный (игры на полу) и мелкий (игры настольные). Среди них различают геометрические строительные наборы и тематические наборы (построй дом, городок, сказка).

    Кроме строительного материала в играх используются игрушки (куклы, звери, машины) и дополнительный материал (картон, украшения, куски фанеры).

    2.2 Дидактические игры.

    Относятся к играм с готовым содержанием и правилами, которые создаются взрослыми для обучения детей. К ним относятся:

    • Словесные игры
    • Настольно – печатные
    • Музыкальные
    • Подвижные
    • Спортивные

    Дидактические игры – это обучающие игры. Они развивают детей умственно, кроме того оказывают влияние на трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание. Дидактические игры помогают сделать процесс обучения интересным, легким, привлекательным, в игре дети лучше запоминают и усваивают.

    В каждой дидактической игре есть структура (часть игры).

    • Название и цель игры
    • Содержание игры (ход)
    • Правила (что и как делать? Что нельзя?)

    С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное развитее детей (форма, цвет, величина); развивает речь, мышление, память, внимание, расширяет кругозор.

    Все дидактические игры делятся на три вида:

    • Дидактические игры с игрушками, предметами (посуда одежда, мебель).
    • Настольно-печатные (лото, домино, кубики, шашки, парные картинки и т.д.).
    • Словесные (без предметов). Загадки, потешки, логические задачки, игры со словами.

    Руководство игрой заключается в подборе игр в соответствии с развитием детей, интересами, возрастом. Следить за ходом игры, правилами, воспитывать внимание к словам.


    3. Формирование коллектива в процессе игровой деятельности.

    Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиции каждого ребенка активна: он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игр, сами разрешают конфликты (или не разрешают – тогда игра распадается), сами создают играющие групп, меняют их состав. Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинакова, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны учителя и воспитателя.

    Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний. В игре кто-то выигрывает. А кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у школьников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанные на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.

    Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственные задачи – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющей должен помнить о коллективных интересах, о солидарности членов команды.

    Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре каждому можно найти дело

    Воспитатель должен находить для каждого такую играющую группу, которая оказывала бы на него положительное влияние. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.


    4. Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности.

    Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.

    К.Д.Ушинский писал: « В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучится от этого направления и в действительной жизни». (Ушинский К.Д. Собрание соч., т.8. с.440.)

    Наблюдения за детьми в играх позволяет воспитателю лучше узнать личность ребенка и осуществить индивидуальный подход в формировании всесторонне развитой личности. В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умение подчиняться определенным правилам. Игра, которая включает в себя элемент соревнования на скорость, помогает заметить медлительных детей, а также тех, которые всегда хотят быть ведущими. Их непременно нужно приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой координацией движения, а также несдержанные, чрезмерно подвижные.

    Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видах. В процессе проведения дидактических игр выясняются степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действие на другое.

    В сюжетно-ролевой, творческих игах обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые, активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре, и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, развернуть  свое творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве с играми.

    Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно коллективным. Многие дети интересуются играми и на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. В них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах.

    Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и не решительные. Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависят от особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента.

    Педагог должен так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение. Часто бывает необходимо включиться в игру и самому.

    Очень важен индивидуальный подход при распределении ролей в игре. Если ребенку постоянно предоставлять только главные роли, то тем самым создадутся предпосылки для развития у него зазнайства, чувства своего превосходства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется, а это крайне нежелательно, даже вредно для формирования коллектива в целом.

    Как же должен поступать педагог в таких случаях? Воздерживаться от просьб детей в предоставлении им главных ролей или соглашаться с их желанием? Безусловно, время от времени желание ребенка нужно удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что у них все получится хорошо, что они непременно справятся со своими обязанностями в игре. Ребенку активному, не получившему главной роли, следует помочь, исходя из его интересов и возможностей, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли, подсказать, как проявить инициативу.

    Участие ребенка в игре, выполнение им определенной роли нужно  использовать не только как средство его развития, но в первую очередь как средство воспитания.

    Есть дети, с которыми все хотят играть, но есть и такие которые не могут или не хотят вступать в отношения с другими. Дети с которыми никто не хочет играть, требуют особой поддержки со стороны взрослых. Задача в том, чтобы включить их в игру. Для  этого воспитатель должен разносторонне оценить достоинства каждого такого ребенка. Именно достоинства ребенка могут сделать его присутствие в той или иной группе интересным и полезным.


    5. Роль воспитателя.

    Весьма значима и своеобразна роль педагога в детских играх. Он является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьёй, который разрешает конфликтные отношения детей, и наконец, может быть и товарищем по игре.

    Воспитателю необходимо помнить, что в играх испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость, благодарность, зависть и обиду, недоброжелательность. Задача учителя – постоянно анализировать нравственную сторону между детьми, управлять ими.

    Очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность.

    В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Чтобы направить игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.

    При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

    Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия;  в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат; во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с эти воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло.

    Таким образом, воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.


    6. Роль родителей.

    Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание родителями нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных качеств часто делает этот процесс стихийным. Не понимая педагогического значения игры, родители не учитывают, что в игре дети по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Если старшие члены семьи не помогают детям использовать этот опыт, то в игру переносятся лишь наиболее яркие моменты семейной жизни.

    Работа с родителями по этой проблеме содержит следующее:

    • Помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания детей, используя для этого игру
    • Осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений с взрослыми
    • Помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка в ходе игры

    Воспитатели должны стремиться разносторонне рассматривать проблему формирования личности в игре, учитывая возрастные особенности детей, сочетая теоретические положения педагогики и психологии с анализом конкретных фактов воспитания детей в семье, опираясь на личный опыт родителей и одновременно вооружая их конкретными приемами педагогического воздействия на детей. Для этого воспитатель знакомиться с условиями воспитания детей в каждой семье. Наиболее эффективный путь изучения условия – посещения семей.


    7. Игрушки.

      Говоря об играх, нельзя не сказать о роли игрушек. Во что играют сейчас наши дети? Игрушек море. Оказывается, игрушки – прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом. К мягким и механическим игрушкам добавляются электронные и компьютерные.

    Широко рекламируются компьютерные игры для детей младшего и среднего школьного возраста, которые якобы способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Однако реальный опыт свидетельствует об обратном: посвящая все свое  свободное время компьютерным играм, ребенок теряет интерес к общению со сверстниками, чтению, подвижным и ролевым играм. Снижается целеустремленность ребенка, его способность к волевому усилию, уменьшается общий энергетический потенциал, нарастает усталость.

    В компьютерной игре создается искусственный мир легко достижимых целей. Автоматизируется навык немедленного действия и, в силу этого, автоматизируется само мышление: оно становится стереотипным и свернутым. Компьютерные игры не требуют координации усилий с другим человеком, а потому и не способствуют развитию навыков общения. Иллюзия легко достижимой цели в компьютерной игре снижает мотивацию и способность к волевому усилию в реальном мире. В силу этого у ребенка может возникнуть зависимость от компьютерных игр по типу наркотической. Поэтому очень важно вдумчиво относиться к выбору игр и игрушек.


    III. Заключительная часть. Выводы.

    Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности, в правильной организации её заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. И воспитатель, совместно с семьей должен постоянно использовать игры для всестороннего развития каждого ребенка.

    «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…» (Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959г.)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
    2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
    4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
    5. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.
    6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
    7. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
    8. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
    9. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
    10. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
    11. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
    12. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.
    13. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
    14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
    15. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение,1974.

                                                                                                                                                                                       

                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."

    В современном  учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся....

    Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

    Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

    Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

    " Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

    Развитие личности ребенка через театральную деятельность.

    Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо....

    Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени

    Статья посвящена системе работы учителя на максимальное раскрытие способностей каждого ребенка...

    Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

    Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

    Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

    Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...