Знакомство с народными умельцами.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Штофель Светлана Ивановна

Занятие- встреча с народными умельцами станицы  в учреждении дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_narodnymi_umeltsami.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества ст. Старовеличковской муниципального образования Калининский район

Разработка занятия

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Занятия «Знакомство с народными

умельцами станицы Старовеличковской объединение «Художественная вышивка»

2-й год обучения

возраст 10-12 лет

        Занятие разработала

        педагог дополнительного

        образования

        Штофель Светлана Ивановна

2013 год

Тема: «Знакомство с народными умельцами станицы Старовеличковской».

Цель занятия: приобщение воспитанников к народному искусству.

Задачи:

в воспитании – привить воспитанникам любовь к малой Родине, к народному искусству.

в развитии – сформировать у воспитанников представление о народном искусстве, о станичных умельцах, как о творческих личностях.

в обучении – научить воспитанников применять навыки и приемы народных мастеров в своем творчестве.

Методическое обеспечение занятия:

  1. Диски с записями народной музыки.
  2. Презентация станичных умельцев.

Оформление и наглядный материал:

- выставка работ станичных мастеров;

- рисунки, схемы, инструменты и приспособления мастеров.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование.

Методы обучения: словесное, наглядное.

Форма работы: групповая

Тип учебного занятия: комбинированный

Предполагаемый результат: формирование у воспитанников первоначального представления о станичных умельцах, проявление интереса к народному искусству. Эмоционально-положительный настрой на дальнейшее творчество.

План проведения занятия.

  1. Организационный момент. (2 мин.)

1.1. Приветствие, проверка готовности к занятию.

  1. Основной этап (35 минут).
  1. Объявление темы, постановка цели, задачи.
  2.  «Знакомство с народными умельцами станицы Старовеличковской». (рассказ)
  3. Демонстрация  слайдов, показ изделий  мастеров.
  1. Подведение итогов (8 минут).
  1. Анализ восприятия полученной информации воспитанниками.

Ход занятия.

Организационный этап (2 минуты).

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Просьба сесть удобно, настроиться положительно, открыть свои сердце и душу для тех, кто через многие годы пронес свое мастерство до наших времен.

           Основной этап (35 минут).

Вышивание – увлекательный  вид творчества, который может принести много радости, заполнит  досуг,  введёт в мир прекрасного.

Если говорить о народном искусстве, то изделия народных мастеров отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, отточенностью приемов выполнения.  Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В наше время, когда почти утрачена традиция, передавать из поколения в поколение свое мастерство, дополнительное образование старается не затерять нить, связующую прошлое поколение с настоящим.

Прекрасна наша станица, богата талантливыми людьми. С нашими народными мастерами,  Галкиной Галиной Григорьевной и Ивановой Евдокией Григорьевной, я познакомилась на День станицы. Напросилась в гости и получила в ответ радушное приглашение.

Галкина Галина Григорьевна  занимается  самодеятельным  творчеством, вышивает пейзажи, сюжетные картины  со сказочными героями, передавая переживания в картинах вышитых крестом. Вышивка пейзажа – искусство, требующее высокого мастерства. Особенность картин Галины Григорьевны в том, что она сама рисует схемы и картины, а потом переносит их на полотно или сразу делает это на канве, как художник кистью. Галина Григорьевна увлеклась вышивкой в школе. Как она вспоминает: «Где арку красивую увижу, деревце, облако по небу плывет, - все на свою картину. У меня чутье есть. Один раз я пыль вышивала из-под копыт лошади чуть ли не месяц, не клубится и все. Но добилась своего, все получилось, как хотела. Теперь вот – картина висит!».

Весь дом Галины Григорьевны увешан картинами. Есть чему поучиться и что посмотреть. Она с удовольствием делится своими секретами и накопленным опытом. Любит рассказывать о своих картинах. Ковер, вышитый крестом,  самая большая из работ умелицы, яркость и красота   которого удивляет.  А то, что такие работы требуют много времени,  большой усидчивости, терпения, аккуратности, вы и сами знаете не понаслышке. (Демонстрация готовых  изделий)

Был бы бабушкин сундук  среди прочих семейных реликвий,  наверняка нашла бы полотенца. О них разговор особый. У нас на Кубани их чаще называют рушниками. С давних пор полотенце – это не просто предмет домашнего обихода. Как в прошлом, так и сейчас, оно по-прежнему занимает особое место в культовых семейных традициях.

Иванова Евдокия Григорьевна – рушница.  Рушники у нее не простые. Ткань, на которой они выполнены, изготовлена ее руками. Сама сеяла  лен, убирала, обрабатывала, сама ткала, отбеливала. «Семья была бедная, детей много, все приходилось делать самой, - вспоминает Евдокия Григорьевна, - меня мама учила вышивать, до сих пор помню, как она «гоняла» меня за изнаночную сторону, чтобы была «чистой».

Многообразие рушников поражает, понимаешь, какой труд стоит за этим. На рушниках Евдокии Григорьевны прикреплены маленькие кисточки, одна краше другой. Это благодарность местных мастериц хозяйке за то, что она дала переснять узор. (Демонстрация  готовых изделий рушников) Евдокия Григорьевна  не только вышивает крестом, среди изделий есть вышитые  гладью подзоры, занавески пестрящие красотой узора.

Следующие мастера, о которых я бы хотела рассказать, это семейная пара – Зеленские. Николай Павлович и Прасковья Ивановна прожили вместе более 50-и лет. Их жизнь наполнена интересными событиями. Они любят свою Родину, край. Много трудились, вырастили двух замечательных дочерей, дождались внуков, есть уже и правнук. Свою любовь они пронесли и к народному искусству, храня и передавая свое мастерство молодому поколению.

Николай Павлович, кроме того, что замечательный гармонист, он еще мастер по плетению из соломы. Его работы известны не только в нашей станице, но и в Краснодарском крае. В копилке работ – шляпы, корзины, вазы, кепки. Украшением, конечно, служит шляпа «Брыль». Она выполнена «зубаткой» из ржаной соломки, используя второе коленце. Для изготовления шляпы необходимо 12-14 метров плетеной ленты. Затем её сшивали по форме нитками, натёртыми воском для лучшего скольжения и защиты от влаги. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса. Поля шляпы были большими, что  создавало тень на плечи, сор не попадал за ворот во время скирдования (показ шляпы «Брыль»). Николай Павлович сам сеет, выращивает, обрабатывает и заготавливает рожь для своих работ.  Неоднократно  он делился своим мастерством со школьниками, гостями  этнокомплекса «Атамань», побывал и у нас в объединении «Художественная вышивка», где поделился своим мастерством и научил воспитанников хитростям плетения из соломы.

Об этой паре нельзя говорить отдельно. Верная подруга всей жизни Николая Павловича его супруга, Прасковья Ивановна.  Они на пару занимаются творчеством. В то время, когда Николай Павлович плетет ленту, Прасковья Ивановна сидит за вышивкой, соревнуясь, друг с другом в скорости.

 Вышивать крестиком Прасковью Ивановну научила ее мама, а маму – бабушка. Стебельком вышивала с раннего детства, но мечтала научиться вышивать и гладью. А научила её  вышивать подруга из Украины.

До сих пор в семье хранится рушник, который она вышивала специально для Николая Павловича, когда он уходил в армию. В девичестве вышивала платочки, их принято было дарить парням. Дом украшают вышитые наволочки, женские сорочки, занавески, выполненные гладью и крестом. Хранит Прасковья Ивановна работы и своей мамы, которая была замечательной мастерицей по вышивке «ришелье». Помнит, как мама запекала  в хлебе нитки  мулине, чтобы  они  не линяли  во время стирки. Просто чудо, как эта  мастерица через  столько  лет пронесла любовь к народному искусству, к своей маме и бабушке, которые передали ей своё мастерство.

«В изготовлении изделий  главное  было не выгода  и слава,  а избежание праздности, а также польза  этих  вещей  в необходимом  и каждодневном жизнеобеспечении. Труд  всегда был  умеренным, не до изнурения,  но между тем  лености и поблажек  не давалось» - писала  в своей книге « Народные мастера Кубани»  Е.Г. Вакуленко.

III. Подведение итогов. ( 8 мин)

Ребята,  мне бы хотелось  узнать, какие  впечатления  сложились у вас о  мастерах, которые проживают  в нашей станице.

  1. Кто такой народный мастер?
  2. Что больше всего запомнилось?
  3. Каким видом  народного искусства  захотелось  овладеть?
  4. Занимались  ли в вашей  семье  каким-либо  творчеством?
  5. У кого в семье  хранятся  работы  бабушки или прабабушки?

        

        Предложить рассмотреть  виды вышивок, выбрать узор  для будущей   работы.

        Ребята, мне бы хотелось, чтобы это знакомство  со станичными  умельцами  не прошло бесследно в вашей памяти, а творчество  приобрело  духовность, любовь, терпение, доброту и мудрость наших  народных  умельцев, хранящих традиции нашей малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "В мастерской народных умельцев"

Интегрированный урок ИЗО и эстетического воспитания «В мастерской народных умельцев»...

Планирование недели "Знакомство с народной культурой и традициями" в средней группе

Данный материал включает в себя проводимую в средней группе работу в тематический период "Знакомство с народной культурой и традициями"....

Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.

    Конспект внеклассного занятия по краеведению к  90 – летию  Коми Пермяцкого  округа  в  малокомплектной школе. История,  культура, традиции ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

"Народными умельцами славится Россия". Праздник в начальной школе.

Материал праздника знакомит учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, особенностями народных промыслов России и их историей, способствует воспитанию  любви  и интереса к народному...