рабочая программа дополнительного образования "Бисеринка"
рабочая программа по теме

Галкина  Лариса Михайловна

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Возраст обучающихся по программе от 7 до 11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biseropletenie.docx69.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Н.В. АРХАНГЕЛЬСКОГО»

Рекомендовано: Председатель муниципального экспертного   совета

                                 

Подпись______________                                                            

Утверждаю:                                         Председатель экспертного совета

 МБОУ «Мужевская  СОШ им. Н.В. Архангельского» Рафальская  Л.Г.                

  Подпись_____________    

                                                                                   

Рассмотрено на заседании МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»

Протокол    №_____ от «____»___________2013г                                                                

«____»__________2013г                 «_____»__________2013г                              

Программа  дополнительного образования  

 «Бисеринка»

Возраст обучающихся: 8 – 12 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2013-2015 годы

Автор-составитель программы: Истомина  Л.М., учитель  начальных классов

МБОУ  «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

 

                                                    Мужи, 2013

Пояснительная записка

Программа обучения охватывает детей в возрасте с 8  до 12-и лет.

Направленность программы.

           Настоящая программа направлена на индивидуализацию личностного развития школьника. Главное – не максимальное ускорение развития школьника, а прежде всего,  создание условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В процессе проведения кружковой работы ребёнок формируется как личность, происходит приобщение его к жизни. Содержание кружка осуществляется в соответствии с интересами школьников, с учётом их возрастных особенностей. Проведением занятий является кружковая работа комбинированного типа.

Актуальность. Новизна программы.

       Народное творчество – основа для возрождения лучших нравственных и духовных традиций, средство приобщения молодёжи к культуре, национальным святыням, к формированию исторического и национального самосознания. Создание условий для развития личности ребёнка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, создание условий для интеграции обучающихся в систему мировой и отечественных культур через освоение ценностей культуры – основные направления дополнительной образовательной программы. Программа авторская и рассчитана на 3 года.

      Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, на основе достижений классической и современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся, с учетом современной жизни.

       На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, наблюдают за красотой, неповторимостью  изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой.

        Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общение в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

          Педагогическая целесообразность:

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с учащимися  строится на взаимном  сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

       В начальных классах учителя вынуждены решать проблему развития мелкой моторики рук учащихся в больших детских коллективах, а это  значительно труднее, чем при индивидуальном обучении.  Учащиеся приходят в 1 класс с очень слабой моторикой рук,  не умеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ. Занятия в кружке помогают учащимся преодолеть эти  трудности.

Цели:

  • раскрыть перед обучаемыми социальную значимость изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
  • сформировать  устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:

  • привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • подготовка обучающихся к поступлению в учебные заведения художественного цикла при наличии желающих.

Отличительные особенности программы:

Программа содержит изменения, коснувшиеся и образовательных целей, и форм работы с детьми, и содержания деятельности. Однако основное направление работы – развитие творческих способностей детей. Все тематические разделы программы предусматривают тесную связь с жизнью, с искусством. В процессе обучения большое значение имеет наглядность (образцы работ, выставки работ, работы мастеров – прикладников, произведения искусства) и технические средства обучения (слайды, презентации).

Возраст детей:  с 8 - 12 лет

Сроки реализации и способы определения результативности: 

2013 – 2015 годы.

Формы и режимы занятий: 

- Лекции;

- практические работы;

- комбинированные занятия;

- выставки;

- экскурсии;

- самостоятельная работа.

Значительное место на занятиях отводится самостоятельной работе учеников, что способствует более активному развитию их практических навыков. Занятия по теории и практике чередуются между собой. Кроме практических работ предусматриваются часы для самостоятельной работы.

Режим занятий:

4, 5 часа в неделю:  вторник с 16.00  по 18.00

                                  Четверг: с 16.00   по  18.30

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- владение практическими приемами плетения из бисера;

- умение организовать собственную художественно-творческую деятельность;

- умение составлять графические, живописные, декоративные и оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности.

Формы подведения итогов: участие в выставках работ на различных уровнях: институциональный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный.

Межпредметные связи.

Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.

Культурно-массовая работа: принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях. Конкурсы мастеров.

Программа способствует:

  • повышению внутренней творческой мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию мелкой моторики пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

. Учебно – тематический план  

1 год обучения (4,5 часа в неделю)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Введение в программу. Знакомство с техникой плетения (параллельное, петельное, игольчатое)

8

8

 0

Занятие-лекция

2.

1 тема

История бисероплетения в России.

Техника безопасности при работе с бисером, ножницами, проволокой. Изучение истории культуры  народов Крайнего Севера.

10

2

8

Занятие-лекция

выставка

3.

Различные виды бисера. Изучение  технологий  у мастеров и мастериц   села (украшение  для женщин: колье,  браслет, пояса, головной  убор, сумка для рукоделья,  кошелек- сумка, сак-лопас)

10

2

8

Занятие-практикум

выставка

4.

Изготовление "Обитатели моря".

10

2

8

Занятие-практикум

самостоятельная работа

выставка

5.

Петельное нанизывание

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

6.

2 тема.

Параллельное плетение.

10

2

8

Занятие-практикум

самостоятельная работа

Выставка работ

7.

Плетение простых браслетов

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

8.

Нанизывание в одну нить.

10

2

8

Комбинированное занятие

конкурс мастерства

 9.

Плетение фенечек.

15

4

11

Комбинированное занятие

выставка

10

Изготовление "Знаков зодиака»

15

4

11

Занятие-практикум

Выставка работ

11

Продольное низание.

15

4

11

Комбинированное занятие

Выставка работ

12

Нанизывание в две нити.

15

4

11

Занятие-практикум

Выставка работ

13

Подготовка и проведение итоговой выставки.

15

0

15

Итоговое занятие

конкурс мастерства

Итого

153

38

115

2 год обучения

(4,5 часа в неделю)

 

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие. Введение в программу. Закрепление знаний по организации рабочего места.  Техника безопасности.

3

3

 0

Занятие-лекция

2.

1 тема. 

Виды бисера. Рабочие инструменты.

Тренировочные упражнения плетения.

Изготовление изделий "Обитатели моря"

10

2

8

Занятие-практикум

Практическая работа

3.

Изготовление знаков зодиака

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

4.

Изготовление героев сказки "Муха - цокотуха"

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

5.

Изготовление подарков и сувениров  к праздникам

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

6.

Изготовление цветов «Васильки»

10

2

8

Занятие-практикум

Практическая работа

7.

Изготовление цветов Лилии

10

2

8

Занятие-практикум

Выставка работ

8.

Изготовление цветов Георгины

10

3

7

Занятие-практикум

Выставка работ

9.

Изготовление цветов Нарциссы. Подготовка и проведение итоговой выставки.

10

3

7

Комбинированное занятие

конкурс мастерства

 10

2 тема: 

Виды нанизывания.

Объемное низание

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

11

Параллельное низание

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

12

Угловое низание

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

13

Круговое низание

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

14

Подготовка и проведение итоговой выставки.

10

0

10

Итоговые занятия

конкурс мастерства

итого

153

41

112

3 год обучения

(4,5 часа в неделю)

 

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы проведения занятий

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие. Повторение техники безопасности по работе с острыми предметами.

Повторение техник плетений.

3

3

 0

Занятие-лекция

2.

1 тема.

Изготовление цепочек. Ажурное плетение.

15

5

10

Занятие-лекция

Практическая работа

3.

Изготовление колье и воротников

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

4.

Изготовление сумки для сотового телефона

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

9.

Изготовление закладок для книг

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

10.

Изготовление объемных фигурок

15

5

10

Занятие-практикум

Выставка работ

11.

Оплетение пасхального яйца. Подготовка и проведение итоговой выставки.

15

5

10

Комбинированное занятие

конкурс мастерства

 12

Орнаментальные узоры

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

13

Браслеты с орнаментами

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

14

Сувениры «Валентинки»

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

15

Плетение техникой  

«мозаика»

15

5

10

Комбинированное занятие

Выставка работ

итого

153

53

100

Содержание программы

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Знакомство учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, приобретение начальных знаний  технологии плетения из бисера прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.

По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе. В процессе проведения кружковой работы ребенок формируется как личность, происходит приобщение его к жизни предков. Веками в народном творчестве отрабатывался свой образ мира и соответствующие ему композиции и художественные принципы, выражались нравственные и эстетические идеалы. Характерной особенностью культуры северных народов является то, что декорированию вещей уделяется не меньше времени, чем её изготовлению.

Межпредметные связи.

Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.

Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами бисероплетения. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

Результаты третьего года обучения - сложные панно и картины, колье, ожерелья. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.

Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.

Обучающимся  всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает детский коллектив.

Методическое рекомендации дополнительной образовательной программы.

     Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов. Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера. Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие. Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой. Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.

По окончании курса "Бисероплетения" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.

Формы проведения занятий разнообразны:

вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса, которые фиксируются в индивидуальных тетрадях обучаемых. На традиционных на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.

Творческую активность личности обучаемых развивает частая работа с различной литературой дома, в библиотеках школы и города. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, начиная с истоков - эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.

В этой деятельности выделяются более одаренные дети. Основная часть обучающихся пользуется готовыми материалами, возможна организация дополнительно индивидуальной работы.

Данная программа курса "Бисероплетения" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.

Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.

Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, поэтому в кружке традиционна диагностика, помощь логопеда, психолога, социального работника, педагога-организатора.

Литература:

1.

Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.

2.

Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г

3.

Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.

4.

Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г

5.

Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

6.

Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

7.

Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

8.

Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.

9.

Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

10.

Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

11.

Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г.

12.

Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

13.

Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.

14.

Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

15.

Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г.

Занятие № 1

Тема занятия: Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты

Цели занятия: познакомить учащихся с историей возникновения бус и украшений. Дать информацию о материалах и инструментах, используемых на занятиях,  развивать познавательную активность, воображение и творческие способности, воспитывать любовь к искусству, совершенствовать эстетическое воспитание.

Оснащение занятия:

Методическое оснащение занятия:

·   план-конспект занятия;

·   книги и журналы с иллюстрациями.

( Божко Л.А. Бисер.- М.: Мартин, 2000.-120 с.;

Ляукина Н. Бисер. М..:Аст – Пресс, 1999.-174 с.;

Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005.-120 с.)

         Материально-техническое оснащение занятия:

·   ручка, карандаш, тетрадь.

Дидактическое оснащение занятия:

·   наглядное пособие «Материалы и инструменты»;

·   кроссворд.

Тип занятия: Теоретический.

Структура занятия:

1. Организационный момент (2-3 мин)

2. Актуализация знаний (5-7 мин)

3. Изложение нового материала (40-45 мин)

4. Закрепление нового материала (20 мин)

5. Задание на дом (3-5 мин)

6. Уборка рабочих мест (3 мин)

Итого: 80 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент  (2-3 мин.)

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовки к занятию.

         2. Актуализация знаний (3-5 мин)

Здравствуйте, сегодня у нас  первое занятие. Тема занятия "Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты". Сегодня вы узнаете  историю бисера, а так же какие материалы будут использоваться на наших занятиях.

         Ученики открывают рабочие тетради и записывают тему занятия.

3.Изложение нового материала (40-45 мин)

Учитель излагает новый материал методом рассказа.

Бисер путешествовал по векам, странам и сословиям.  Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были вкусы и привычки.

Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняют и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.

История бус увлекательна, как  роман, полный тайн и неожиданных поворотов. 

Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы, и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы,  то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.

Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти  фараонов – знаменитые усхи – ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера.

         Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи.

Через Византию бисер попал в Венецию. В Х веке начался настоящий расцвет бисерного производства. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда.  За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близких – темница.

Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Долгое время никто не мог составить конкуренцию Венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти  изделия уступали по качеству Венецианским. Затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров срывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.

         Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси.  В ХI веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, венецианские купцы, увидев в Киеве творение русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах.

В конце IХ века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

История украшений – составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта были одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться.

 Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны  были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияние европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня.

Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами и предметами домашнего обихода.  В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковины и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера, его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы.  Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки, и многое другое стали украшать бусинками. Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль "визитной карточки" владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга "по одежке". По внешнему виду человека, по крою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшения судили не только о недостатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия,  видного положения в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда хотелось, что бы его заметили, запомнили.

С развитием фабричного производства, расширением торговых и культурных связей, унифицируется мода во всем мире, теряются национальные особенности, стираются социальные отличия.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные  уборы, оленью упряжь.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платье роскошной бисерный вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эммануэля Унгаро и Бернара Пери похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки.

Материалы и инструменты.

Для рукоделия годится все: специально купленный бисер или стеклярус, старая или рассыпавшаяся бижутерия,  отдельные разносортные бусины и – в сочетании с ними – стразы, нарядные пуговицы и т.д. Главное,  что бы материал соответствовал выбранной модели. Например, при выполнении торжественного ажурного воротничка требуются мелкие ровные бусинки, а к летнему молодежному  наряду подойдут украшения из крупных, нарочито грубоватых бусин.

На наших уроках мы будем использовать следующие материалы и инструменты:

Демонстрация учителем наглядного пособия «Инструменты и материалы»

Определения заносятся учащимися себе в рабочую тетрадь.

Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, пластмассы, кости, фарфора. Со сквозными отверстиями для низания. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Размер круглого бисера обозначают номером: чем меньше бисер, тем больше номер. Бусины – всегда крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером. Размер бусины определяется ее диаметром.

Бусины бывают самых разнообразных форм и расцветок. Они могут  быть изготовлены из стекла, пластмассы, натуральных камней, дерева, кости и других материалов. Граненые бусины называют "кристаллами", а вытянутые – "рисом"

Рубка – рубленный бисер, короткие трубочки из стекла длинной 1-5 мм.

Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. Он был широко распространен не только в городском, но и в крестьянском быту. При отделке городского костюма чаще выбирали одноцветный стеклярус в тон ткани, обыгрывая его блеск на матовом фоне. В крестьянском костюме использовали разноцветный стеклярус или молочный – под жемчуг.

Страз – имитация драгоценного камня, делается из свинцового стекла. Назван по имени французского ювелира Страза , придумавшего современную форму изделия в середине 18 века. Заменять драгоценные камни стеклом стали еще в древности. Уже в I веке н.э. были широко известны индийские подделки из стекла под камни, затем – китайские  и итальянские.

Блестки -  маленькие плоские блестящие кружечки или пластинки другой формы для украшения одежды и предметов быта. Блестки имеют отверстия для крепежа и могут быть выполнены из металла стекла, слюды, синтетических материалов.

Пайетки – плоские разноцветные металлические кружочки или  пластинки другой формы.

Пуговицы – застежки разнообразной формы с ушками или отверстия для пришивания. Пуговицы долгое время были произведением ювелирного искусства, выполнялись из серебра, украшались эмалью, жемчугом, кораллами и золотом. Раньше декоративность пуговиц была важнее

Замочки – используют при изготовлении колье, браслетов, фенечек, поясов.

Швензы – используют при изготовлении сережек.

Иглы – специальные иглы для работы с бисером (очень тонкие с длинным ушком).

Капроновые нити – для придания прочности перед работой их обрабатывают пчелиным воском.

Леска (рыболовная) обязательно хорошего качества, Ø 0,12 – 0,17 мм – для работы с бисером, Ø 0,2-0,25 мм – для работы с бусинами.

Тетрадь в клетку – для рисования схем изделий.

Цветные карандаши (фломастеры) для раскрашивания бисерин на схемах.

Ножницы – маленькие (маникюрные), обязательно острые.

Подготовка рабочего места.

Процесс изготовления бисерных изделий превратится в увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место.  Что бы бисерины не укатывались, понадобится ворсистый материал (фланель, драп), лучше однотонный, черный (будут меньше уставать глаза). Размер ткани 40*40 см.    Рабочее место в любое время суток должно быть хорошо освещено. При изготовлении разноцветных изделий бисер раскладывают на "коврике" небольшими кучками.

4.    Задание на дом (3-5 мин):

Повторить материал, который прошли на занятии.  Найти литературу о бисере. Принести на следующее занятие материалы и инструменты: леску, бисер, иголки и т.д.

5.      Уборка рабочих мест (3 мин)

Занятие окончено, убираем рабочие места.

2.2.5 Развернутый план – конспект занятия на тему: " Браслеты и фенечки – быстро и красиво"

Занятие № 4

Тема занятияБраслеты и фенечки – быстро и красиво.

Цели занятия:

.

1. Обучающая: дать представление учащимся о разнообразии браслетов и фенечек, ознакомить с методами изготовления их.

.

2. Развивающая: развивать мелкую моторику рук, творческое начало личности.

3. Воспитывающая: воспитывать  аккуратность, усидчивость.

Оснащение занятия:

Методическое оснащение занятия:

·   план-конспект занятия;

·   книги и журналы с иллюстрациями.

( Божко Л.А. Бисер.- М.: Мартин, 2000.-120 с.;

Ляукина Н. Бисер. М..:Аст – Пресс, 1999.-174 с.;

Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005.-120 с.)

         Материально-техническое оснащение занятия:

·   тетрадь, ручка, карандаш, цветные фломастеры, материалы и инструменты (бисер, леска, иголки)

Дидактическое оснащение занятия:

·   ИТК по видам браслетов и фенечек.

.

Тип занятия: Комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент (2-3 мин)

2. Актуализация знаний (5 – 7 мин)

3. Изложение нового материала (20 мин)

4. Практическое задание (35-40 мин)

5. Подведение итогов занятия (2-3 мин)

6. Задание на дом (3-4 мин)

7. Уборка рабочих мест (3 мин)

Итого:  80 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 мин)

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовки к занятию.

2. Актуализация знаний (5 – 7 мин)

Тема нашего занятия "Браслеты и фенечки – быстро и красиво". Сегодня вы узнаете много нового – какие украшения бывают, что такое орнамент, узор, а также научимся делать браслеты и фенечки. Откройте рабочие тетради и запишите тему занятия. В ходе занятия не забывайте заносить в тетрадь основные записи и рисунки.

3.Изложение нового материала (20 мин)

Учитель излагает новый материал методом объяснения.

Плетение бижутерии начинается с маленьких браслетов «фенечек», которые можно носить не только на руке или сочетать с другими украшениями. Сочетание цвета, различных видов плетения делают эти украшения неповторимыми и оригинальными, принося радость своей хозяйке. На основе этих браслетиков плетутся более сложные изделия: ожерелья, колье. Они требуют усидчивости, прилежания, терпения и плетутся не один урок. Изделия из бисера прочны и долговечны, не теряют цвет и форму.

Украшения бывают различные:

Демонстрация учителем иллюстраций с изображением украшений.

Учащиеся заносят к себе в тетрадь следующие определения.

Браслет – кольцеобразное украшение, которое носили женщины и мужчины на руках, реже на ногах, у щиколоток. У германских  воинов он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII века браслет становится исключительно женским украшением.

Фенечки бывают:  бисерные, кожаные, деревянные, плетеные (из мулине, шнурков, проволоки), металлические, вышитые и т.д.

Брошь – украшение для дамских платьев или блузок.

Воротник – деталь мужской и женской одежды, появившаяся в XIII веке.  Бисерные воротники носят сейчас только женщины. Это, как правило, накладное украшение бывает различной формы и размеров.

Гердан (гайтан) – нагрудное или наспинное народное украшение в виде ленты из  разноцветного бисера, концы которой соединены медальоном.

Диадема – неширокая полоска из материи, металла и др., которую носили на голове или лбу мужчины и женщины. Появилась впервые на востоке, служила символом власти.

Корона – у римлян первоначально лавровый или оливовый венок, который  носили на голове уважаемые люди. Позже корона превратилась в символ высшей власти.  Представляет собой обруч, украшенный сверху зубцами.

Колье – ожерелье с подвесками.

Медальон – украшение, подвешенное на ленте или цепочке. В медальоны вкладывали фотографии, волосы близких людей и др. Особенно были распространены в эпоху романтизма.

Ожерелье – шейное украшение в виде нити с нанизанными на нее одноцветными или разноцветными камнями, жемчугом, ракушками и др.

Подвески – украшения к чему то подвешивающиеся. К ним относятся ушные украшения, брелки и др. Известны с давних времен, использовались как указатели пола, рода, сословия и др.

Пояс – важная деталь мужской и женской одежды, помещаемая на талии. Пояса были известны уже в бронзовом веке. В средневековье он означал символ чести и целомудрия. В России,  в народном костюме, пояс выполнял обрядовые функции защиты человека от злых сил.

Серьги – украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки. первоначально серьги были преимущественно мужским украшением, которое  позже сохранилось только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды.

Узор и орнамент в изделиях из бисера.

Узор – это рисунок, представляющий собой переплетение линий, сочетание фигур. Узор создается специально: художник (или мастер) тщательно продумывает рисунок узора, цвет, размер. Но порой и случайное сочетание линий рождает неповторимый узор – например, на замерзшем окне.

Орнамент – это тот же узор, но повторенный несколько раз. Орнамент может состоять из очень простых геометрических узоров. Орнамент может быть довольно сложным. Поэтому, для изделий с орнаментом, обязательно нужно иметь перед глазами схему – рисунок орнамента на бумаге.

Рисовать орнамент во всю его длину, конечно, не нужно. Обычно делают рисунок раппорта.

Раппорт – это часть рисунка, которая повторяется без изменений.

Несколько полезных советов:

1. Перед плетением (особенно если фенечка широкая) необходимо нарисовать ее схему и разложить по цветам, чтобы не запутаться.

2. Помните, что для орнаментальных украшений (где узор повторяется периодически и главную нагрузку несет цвет) следует брать бисер одной формы и размера, иначе браслет перекашивается.

3. Наручные фенечки редко бывают с застежками, обычно их носят не снимая. Лучше завязывать их прямо на руке, а кончики сплетенного на леске браслета аккуратно заплавить. Если вы, закончив плетение, выяснили, что немного ошиблись с размером, не расстраивайтесь - самый узкий браслет можно надеть "с мылом" (буквально), а со временем он еще растянется от воды.


4. Практическое задание (35-40 мин)

Кружковцы приступают к самостоятельному выполнению браслетов и фенечек. Учитель раздает инструкционно - технологические карты по видам браслетов и фенечек, наблюдает за работой учащихся, следит за выполнением правил охраны труда, порядком на рабочих местах.

Если у кружковцев возникают вопросы, учитель дает на них исчерпывающие ответы. Разъяснение и инструктаж может вестись в индивидуальном порядке, но если преподаватель видит, что у кружковцев возникают затруднения на определенном этапе работы, следует отвлечь их от работы и объяснить трудовую операцию всем вместе.

5. Подведение итогов занятия (2-3 мин)

Итак, занятие подходит к концу, завершаем работу и подводим итог сегодняшнего занятия.

Сегодня на занятии вы узнали какие бывают украшения, что такое орнамент, узор. А также ознакомились с некоторыми способами выполнения фенечек и браслетов.

6. Задание на дом (3-5 мин)

Доделать свой браслет, повторить пройденный материал. Принести необходимые инструменты.

       7. Уборка рабочих мест (3 мин)

Наше занятие окончено, убираем рабочие места и идем домой.

                                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...