Главные вкладки

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ в условиях внедрения ФГОС
    проект (1 класс) по теме

    Исламгалиева Гульсара Жакотовна

    здоровье- драгоценный дар и сохранение его одно а из  главных задач учителя в условиях внерения ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл здоровье- драгоценный дар38.59 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Исламгалиева  Гульсара  Жакотовна

    учитель начальных классов

    МБОУ « Средняя общеобразовательная школа  п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  УЧИТЕЛЯ  

    В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

                                                                     

                                                             

                                                             

    Актуальность педагогического проекта 

         Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

         Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

         В Законе  РФ  «Об образовании» в  ст.№51 говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

         В Проекте федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации"(редакция на 1 декабря 2011 года) в  ст. №50 говорится: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни».

        В.В. Путин  в своем послании Федеральному Собранию РФ (от 5 июня 2013г.) отметил: « Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».

           Да, действительно, многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога .  Встал вопрос, что нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того,  чтобы учебно – воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.                   

           По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.  Результаты медицинского осмотра в 2012 году учащихся МБОУ  «СОШ  п.Октябрьский»  показали, что из осмотренных 14 детей, моего класса, здоровых  оказалось только 6 человек – 42 %.    

          Выше,  указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель  может сделать для сохранения  здоровья школьника гораздо больше, чем врач.  Поэтому считаю, что ключевая компетенция учителя – это сбережение здоровья у учащихся.

    Цель проекта: создать условия для  обеспечения  школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе;  сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Задачи проекта:

    • проанализировать состояние здоровья младших школьников;
    • разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;
    • формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни;
    • развивать потребность в активной жизненной позиции, в отношении к себе, к одноклассникам.

    Объект проекта: учебно – воспитательный  процесс.

    Предмет проекта: организация образовательного процесса.

    Гипотеза: если использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать санитарно-гигиеническую  культуру, то  улучшится психическое и физическое здоровье  и возрастет потребность здорового и активного образа жизни.

    Этапы педагогического проекта.

           Проект реализуется в три  этапа  на базе  муниципального общеобразовательного учручреджения  МБОУ « Средняя общеобразовательная школа    п. Октябрьский Перелюбского  муниципального района Саратовской области». Временные рамки всего проекта -2012 – 2015учебный год.

    1. Диагностический (сентябрь - декабрь 2012 год).  Анализ  психолого-педагогической, специальной и методической литературы.

    2. Практический  (январь 2012-март 2013 года) . Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе. Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения.

    3.Обобщающий (апрель-май 2013 года) .  Заключительная диагностика обучающихся . Выводы, обобщение результатов. Распространение опыта.

    Прогнозируемые результаты.

    Снижение уровня заболеваемости учащихся.

    Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

       Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям      физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.

       Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие  их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.

     Повышение качества успеваемости.

    Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.

           

    Описание системы работы по проекту

          Начала свою работу  с  диагностики  по исследованию состояния здоровья .  Определена группа здоровья у детей, незначительные отклонения в здоровье ученика , уровень физической подготовки (Приложения 1 – 6).  Проанализировав данные  диагностики  по исследованию состояния здоровья школьников, нужно было построить так систему работы по сохранению и укреплению здоровью, чтобы этот процесс был не эпизодическим, а систематическим.    

           Использован вариант экспресс – оценки («Паспорт здоровья школьника»), позволяющий проводить мониторинг уровня физического здоровья учащихся для направленного проведения коррекционно - оздоровительной работы .

           В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровье сберегающих технологий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.        

           Наиболее разработанной системой здоровья сбереженья в образовательном процессе начальной школы является технология,  разработанная  доктором медицинских наук В.Ф. Базарным, включающая  в себя: телесно-моторную  активность,  режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

           Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  я взяла технологию  В.Ф. Базарного, которая помогает  решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

           Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем.

     Основные формы работы с родителями:

    Родительские собрания, индивидуальное консультирование ,совместные мероприятия , конкурсы ,  анкетирование,  семейные праздники , практические и учебные игры, заочные путешествия , экскурсии, презентации,  проекты,  утренники, занимательные беседы

    Формы  работы    с   учащимися :

    физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах; спортивные праздники; соревнования,  «Веселые старты»;  туристические походы, экскурсии;  «Дни здоровья»;спортивные викторины;  устные журналы спортивной направленности; теоретические занятия, беседы, семинары;  тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).


     Практическая значимость педагогического проекта

    Применение здоровьесберегающих технологий направлено на – обеспечение психического и физического  здоровья учащихся.

      Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека) в создании благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

       Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению   мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

       И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

    Оценка здоровьесберегающих направлений:

      Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

            Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

          Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации.

         Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

    К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.

        Она  состоит в следующем:

    1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

    2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

    3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

    4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

    Большое внимание уделено урокам ОЗОЖ, на которых учащихся учат ,  как сохранить свое здоровье , и не навредить здоровью других.

     Не  маловажную роль играет и экологическое воспитание  школьников: воспитание  у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии , приусадебный участок школы , формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

    Мероприятия, проводимые в классе по

    здоровьесберегающим технологиям:

      -Факультативный курс «Разговор о правильном питании»

      -Конкурс сочинений и стихотворений на тему: «Как быть здоровым?»

      -Неделя здоровья    -День здоровья

      -  Классные часы по обучению здоровью: «Чистый поселок»,«Личная гигиена и здоровье»,

      -Конкурс рисунков на асфальте «Наш здоровый класс»

      - Экологический десант на территории школы.

    - Уроки практической гигиены: «Режим дня школьника», «Как уберечься от простуды», «Правильная осанка», «Личная гигиена», «Правильное питание»  - Театрализованное представление «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»    

    -  Книжная выставка «В здоровом теле – здоровый дух»

    - Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    -  Научно-практическая конференция «Охрана жизни и здоровья»

    Заключение

             Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе применяю здоровьесберегающие образовательные технологии. Учу детей сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Провожу интересные праздники, утренники, походы. Все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях.

         На уроках, применяя инновационные педагогические технологии, воспитываю культуру здоровья своих учеников, создаю «ситуацию успеха», применяю активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья учащихся в условиях школы.

         Изложенное  выше  показывает, что внедрение в обучение

         здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей     заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском  и педагогическом коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Проводимые мною мероприятия направлены на решение вопросов сохранения и коррекции здоровья учащихся, на то, чтобы помочь учащимся в решении их детских проблем – это и есть ключевая компетенция учителя.

        Стараюсь и родителям,  и детям все выявленные результаты показывать в   таблицах, различных диаграммах, так как наглядность заставляет задуматься  принять нужное правильное решение.

    Предполагаемое использование результатов:

       Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях на уровне школы, района.

         Включение проекта  в программу развития МБОУ «СОШ  п. Октябрьский   Перелюбского муниципального района Саратовской области».

    Литература

    1. Н.Г. Ежкова «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников».

    2. А.В. Корягин «Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».

    3. С.В. Кулева «проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».

    4. М.М. Безруких «Здоровье детей и школа».

    5. И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью».

    6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135уроков здоровья».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО

    В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....

    О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

    Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

    Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

    выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"

    "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")...

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

    Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

    Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

    Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...