Внеурочное занятие "Город мастеров"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Пекная Галина Петровна

Конспект занятия в рамках "Формирования основ духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_1_klass.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности «Город мастеров»

в 1»А» классе

по теме «Изготовление салфетки»

Цель: научиться выполнять аппликацию; развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование общей культуры обучающихся.
  2. Закрепить умения и навыки резать по кривой линии.
  3. Закрепить навыки наклеивания.
  4. Закрепить правила безопасности работы с ножницами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру труда при работе с инструментами и материалами.
  2. Воспитывать умение оценивать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес учеников.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-групповая, индивидуальная.

Тип занятия: формирование умений и навыков.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.

Обеспечение:

  • Для учителя – образец поделки, клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, цветной картон, шаблоны, заготовки, виды салфеток (бумажные салфетки разных размеров, полотняная салфетка, салфетка-подставка под кружку).
  • Для обучающихся – цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш.

Технология: проблемно-диалогическая, игровая


Ход занятия: (все занятие проходит в свободной игровой форме)

  1. Организационный момент.
  • Собрались.
  • Приготовились.
  • Проверили инструменты (ножницы, клей, цветная бумага).
  1. Подводящий диалог.
  • Вспоминаем правила безопасной работы с ножницами и клеем.
  • Посмотрите, что у меня в руках. Что это?
  • Беседа о истории салфеток.

Бумажные салфетки давно превратились для современного человека в нечто обыденное. Мы пользуемся ими за столом совершенно автоматически. Для повседневных трапез покупаем белые салфетки, для торжественных застолий – цветные, с узорами или рисунками. Салфетки бумажные, как и носовые платочки из того же материала, незаменимы везде, где требуется чистота, - дома ли, на работе, в походе или на даче.

Еще в древности существовали аналоги современных бумажных салфеток. Так, в Древней Греции салфетками служили листья фигового дерева – по размеру и плотности они отлично подходили для использования в качестве салфетки. Первые тканевые салфетки появились в Древнем Риме – возможно, это было связано с устоявшейся привычкой среди римлян вытирать руки о скатерть. Необычный вид салфеток – из асбеста – продавали по высоким ценам богатым людям. Скатертью из асбеста пользовалась даже императрица Екатерина II. Забавляясь, она швыряла эту скатерть в камин, и гости императрицы были шокированы, когда слуга вынимал скатерть из огня совершенно целую и даже не потемневшую.

В Средние века салфетки были особенно широко распространены в тех государствах, где среди мужского населения были принято носить бороду и усы. В России же салфетки получили распространение благодаря Петру Великому.

Салфетки стали изготавливать из бумаги лишь в начале прошлого столетия в Японии. Японцы впервые стали размягчать бумагу и производить из нее одноразовые платочки. Еще в 19 веке бумага ценилась довольно дорого, и подобная традиция удивляла путешественников из других стран. Однако постепенно производство бумажных салфеток было поставлено на поток, и сегодня отличные салфетки бумажные можно купить по совершенно смешной цене.

Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало.

В Россию салфетки попали во времена Петра I, до этого руки вытирали о край скатерти. В русских деревнях искусство украшения и вышивки льняных салфеток передавалось из поколения в поколение.

В книге по этикету, изданной в 1729 году, так описывается предназначение салфеток:

«Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток».

На востоке роль салфеток выполнял тонкий лаваш. В Японии и Китае - листочки рисовой бумаги. Они её разминали, использовали и выбрасывали.

Без салфетки невозможно сохранить опрятность за столом. Она не просто украшает застолье, она создает настроение, чистоту и даже производит фурор. Алебастровыми скатертями и салфетками умело манипулировала Екатерина Великая. Во время дворцовых пышных обедов она в порыве гнева срывала такую скатерть или салфетку со стола и ... выкидывала в огонь камина. Слуги затем вынимали абсолютно белоснежную, нетронутую огнём скатерть, а гости приходили в неописуемый восторг, и быстро разносили по свету молву о сверх возможностях русской императрицы.

Используются два вида салфеток - полотняные и бумажные.

Полотняные салфетки, как правило, идут в комплекте со скатертью, гармонируя с ней по цвету, рисунку и фактуре. Салфетки могут быть того же цвета, что и скатерть (тон может немного отличаться), либо контрастного. Если стол покрывают двойной скатертью, то салфетки должны быть одного цвета с основной скатертью.

Дату появления бумажных салфеток история сохранила для нас точно - 9 июля 1887 год. Фабрикант Джон Дикенсон на торжественном обеде по поводу ежегодной встречи производителей бумаги предложил впервые использовать бумажные салфетки.

(физминутка 1)

  • Посмотрите еще на одну салфетку. Как вы думаете для чего она нужна? Где мы ее используем?
  • Мы с вами сейчас говорили о ... . Как вы думаете, какая тема нашего занятия и что мы будем сегодня делать?
  •  Попробуем с вами сделать салфетку-подставку?

(физминутка 2)

  1. Выполнение работы.
  • Каждый из вас сейчас получит заготовки и шаблоны.
  • Давайте возьмем картонный круг и положим его перед собой – это основа нашей салфетки.
  • Найдите теперь прямоугольники, квадраты и круги, на которых нарисованы контуры листиков. Сейчас по этому контуру мы будем вырезать.
  • Но прежде, чем приступить к работе – давайте еще раз вспомним как надо безопасно работать с ножницами.
  • Молодцы. Теперь вырезайте.

(физминутка 3)

  • У всех получилось: один круг, четыре зеленых листика, 8 фигурных разноцветных листиков. Теперь попробуйте на своей салфетке составить композицию из этих фигур, то есть найти каждой детали место на основе.
  • Получилось? Теперь надо все приклеить. Давайте еще раз вспомним как работать с клеем.
  • Все вспомнили, теперь приклеивайте все детали поочередно.
  1. Итог занятия.
  • Давайте все салфетки мы повесим на доску и посмотрим, что у нас получилось.
  • У нас нет одинаковых салфеток. Как вы думаете почему?
  • Продолжите, пожалуйста, одно из предложений, высказывая свое мнение:
  • Сегодня на занятии мне понравилось …..
  • Сегодня на занятии мне не понравилось …..
  • Сегодня на занятии мне было …..
  • Сегодня на занятии я узнал …..

Физминутка 1 (возле парты).

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) 

Физминутка 2 (возле парты).

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Физминутка 3 (возле парты).

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Планы занятий внеурочной деятельности "Мастерим своими руками"

В данном разделе будут представлены планы занятий внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)

Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение;         -расширить представление учеников о с...