Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на земле"
материал по теме

Литературно-музыкальная композиция посвящена теме Великой отечественной войны (к празднику 9 мая).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ради жизни на земле…

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшими в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен  хотя бы наш разум

Дорогой страданий пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

… Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же полными слез.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА  «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Стихотворения читают учащиеся:

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда ?

Все проходит. Остается Родина,

То, что не изменит никогда.

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище слова Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

В нашу дверь постучался прикладом  непрошеный гость,

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина ! В грозное время войны

Присягают победе твои боевые сыны.

Каждым голосом наших бескрайних полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся тебе –

Уничтожить фашистов в священной войне.

ПРОДОЛЖАЕТ  ЗВУЧАТЬ  ФОНОГРАММА

  «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Стихотворения читают учащиеся:  

Опять трава зазеленела,

Запахло ягодой в лесу,

А гром без всякого прицела

Тревожит раннюю красу.

А может, он напоминает,

Чтоб знали воинов сыны,

Что в мире битва не стихает

И после той большой войны.

Чтоб знали,

Как мы бились смело,

Знамена выплеснув в зенит.

Нет. Гром гремит не без прицела,

Не вхолостую гром гремит.

          Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны,

Сполна всю горечь этих лет познавши,

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины,

Тем полнозвучней голос тишины

Тем все понятней то, что мы свершили.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы, не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Стихотворения читают учащиеся:

Родина !

Пламя ударило в небо,

Ты помнишь,

 Родина тихо сказала:

«Вставайте на помощь».

Кровью закат окрашен,

Молча идем без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен –

В горе, в слезах, в огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвется уже к Москве.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От боли земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

«Нет!» - сказали мы фашистам –

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Шли на врага танкисты –

За Родину !

Уходили в бой корабли -

За Родину !

Взмывали в небо самолеты  -

За Родину !

        В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла. Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Это они -  наши солдаты прошагали полземли, ратным трудом своим, добывая Победу ! Были неимоверно трудные горькие дни, когда казалось, не хватит ни жизни, ни сил, чтобы выстоять.

Но наши солдаты выстояли и победили, пройдя через все испытания, с честью пронесли свою солдатскую ношу, мужественно и стойко.

Смотрим мы сегодня и думаем: откуда они брали силы, бодрость духа, смелость, отвагу, чтобы победить, такого до зубов вооруженного техникой врага, чтобы пройти все эти страшные 1.418 дней ?  Силы им придавала родная земля, потому что воевал каждый  из них не только за мир, за своих детей, жен, матерей и сестер, но и за березку, осинку, за каждую травинку и тропинку, за каждую росинку на земле, за поле золотое, на котором шумели колосья. Словом, за самое святое, дорогое каждому сердцу – за родной край. Каждый воевал, думая о своем любимом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника.

Стихотворения читают учащиеся:

Живые о себе напомнят сами,

Но мертвым не дано уже сказать,-

Заботливо серебряная замять

Прикрыла им горячие глаза.

Когда б они в железном сорок первом

Не встали под губительный свинец,-

Сейчас для нас, оставшихся, не пел бы

На голубой черемухе скворец.

Они ходили по полям и сечам,

Они любили, чтобы дождь на плечи,

Чтоб улыбались им девичьи губы,

Но их позвали боевые трубы.

Мне кажется, они в земле поют,

Когда в природе все вокруг смеется

И солнце пьет из чистого колодца,

Высвечивая чистую струю.

Живые о себе напомнят сами, -

Им  еще долго в сполохах зари

Ходить-бродить полями и лесами,

Глядеть на мир влюбленными глазами

Давайте же о павших говорить.

_______________

Давайте помянем их нашим молчаньем,

Все тех, кто остался на этих лугах

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой прорастая в ее берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим … Пусть они говорят:

Как речка текла человеческой кровью,

Мостя переправы их наших солдат.

Как их убивали с высот пулемета,

Как ржавым железом кромсало тела.

Тонули в болоте стрелковые роты,

А Родина-мать им помочь не могла…

Как их хоронили во рвах и воронках,

В прудах и колодцах над самой рекой,

И мама чужая тайком пред иконой

Свечу зажигала за их упокой.

Никто не считал их и нынче не скажет,

Над кем прорастает густая трава.

Лишь только туман белым саваном ляжет,

Да выйдет на берег седая вдова.

Давайте же вспомним их, ставших травою,

Корнями деревьев и щебетом птиц…

Мы их имена нынче носим с собою,

И лиц их черты есть в чертах наших лиц.

ИСПОЛНЯЕТСЯ   песня  «ЖУРАВЛИ»

        Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Бомбили и днем и ночью. Летели под откос эшелоны, взрывали мосты, на дорогах подрывались машины. Солдаты, не успевая отдохнуть, вновь и вновь поднимались в бой. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино мужество и самоотверженность. Это они, наши вчерашние мальчишки, ушедшие с выпускного бала на фронт, защищали нашу Родину до последнего вздоха и победили. Но не всем было дано выжить в этой войне и вернуться домой. А кто вернулся, помнит. Помни о подвигах боевых друзей. Тридцать миллионов погибших за 1.480 дней. Это значит 21 тысяча убитых ежедневно. 90 человек в час. 3 человека  каждую секунду. Каждый день войны уносил жизни двух наших земляков.

Стихотворения читают учащиеся:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий русский народ.

Выходил он святой и правый,

Отвечая войной на войну.

Постоять за родную державу

За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего

Слава, слава герою-народу

Слава Армии Красной его !

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят советские гранаты.

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после конца войны,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверное, я пал поэтому.

Я умер, мама, прости маня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было 20 лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток ?

ИСПОЛНЯЕТСЯ   ПЕСНЯ «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»

        На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были разведчицами, снайперами, связистками, врачами и санитарками. Многих солдат спасли от смерти нежные женские  руки.

Стихотворения читают учащиеся:

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Одной тебе волей-неволей,

А надо повсюду поспеть,

Одна и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Качается рожь несжатая.

шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы  - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Целовались, плакали и пели.

Шли в штыки. И прямо на бегу

Девушка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Мама ! Мама ! Я дошла до цели,

Но в степи на волжском берегу,

Девушка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Стихотворения читают учащиеся:

Не знаю, где я нежности училась,-

Об этом не расспрашивай меня

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах  - обугленные трубы,

Пожары полыхают на Руси.

И  снова не целованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет ! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась,-

Быть может, на дороге фронтовой.

 

Не знаю, где я нежности училась,-

Об этом не расспрашивай меня

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «ТЕМНАЯ НОЧЬ»

Стихотворение  читают учащиеся:

«Знаю, в сердце у тебя тревога:

Нелегко быть матерью солдата !

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой сын ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

До сих пор грохочет канонада

Снова в бой – на линию огня !

Если не вернусь, не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Сын, тебя я под сердцем носила,

Я тобою гордилась, любя,

И со всей материнскою силой

Я теперь заклинаю тебя:

Бей врага! Над твоей головою

Вьется русского знамени шелк.

Каждый недруг, убитый тобою,

Это Родине отданный долг.

Бей врага раскаленным металлом,

Обращай в         его пепел  и дым,

Чтобы с гордостью я восклицала:

«Это сделано сыном моим !»

Бей врага, чтобы он обессилил,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой  был  равен по силе,

Всей моей материнской любви !

Воевали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч  пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15.249 ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Стихотворение читает учащийся:

Ты помнишь, что когда-то

В густом  дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но  все же на фланге правом

Всегда они стоят.

Всегда герои с нами

Стоят в строю одном.

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

(Читается список героев)

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «ОРЛЕНОК»

        9 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

Стихотворения читают учащиеся:

Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен  и огромен

Его приветствует сейчас.

И вот уже у стен рейхстага

Ожесточенный бой кипит.

Русских  воинов отвага

В последней схватке победит !

И над фашисткою столицей,

Пронзая синеву насквозь,

Как вестник славы, вольной птицей

Победы знамя вознеслось !

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя  -

Великой Армии простой солдат.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь  - тихой скорби сияние –

Ты послушай святую минуту молчания.

МИНУТА    МОЛЧАНИЯ

Стихотворения читают учащиеся:

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май !

Давно умолк набат войны,

Цветут цветы в родном краю,

Но будет вечно жить солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечестве всему,

Покой и счастье мирных дней

И эту мирную весну.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Сверкай, салют, стоцветными огнями,

Покройся звездопадом небосклон.

Бей, барабан ! Труби, труба !

Над нами сияние развернутых знамен.

С Днем Победы вас, друзья !

Мира, счастья и удачи !

Пусть родные и семья

Благоденствуют, а значит,

Пусть сопутствует успех,

Чаще радуются дети !

Песни и веселый смех

 Звучат на всей планете !

Стихотворения читают учащиеся:

С Днем Победы, дорогие,

С майским солнышком, с весной !

Отмечаем славный праздник,

Все народом, всей страной !

Пусть цветут в садах деревья,

Распускается листва !

Пусть звучат стихов и песен

Задушевные слова !

Салют в День Победы 9 Мая  -

Волшебная радуга ярких огней !

У мира и счастья -  дорога прямая,

Давайте идти будем только по ней !

Желаем вам радости и обновленья,

Сияния солнца, цветенья весны !

Примите признательность и поздравленья

В день праздника нашей великой страны !

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Стихотворение читает учащийся:

Не нужно множество миров,

Один единственный нам нужен.

В благоухании цветов

С покоем и душою дружен.

Необходимы для людей

Друзья, просторы, книг страницы,

Морщины наших матерей,

Детей пушистые ресницы.

В труде, в кипении мечты,

Давая волю юным силам,

В борьбе, в любви – до полноты

Мы жадно насладимся миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно -музыкальный праздник " О той, кто дарует нам жизнь и тепло"

Литературно-музыкальный праздник  для учащихся начальной школы, посвященный Дню матери «О той, кто дарует нам жизнь и тепло»   Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания...

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся начальной школы "Защитники Земли Русской": литературно-музыкальная композиция и военно-спортивные игры. В 5 частях.

Методическая разработка сценария праздника к 23 февраля для учащихся начальной школы "Защитники Земли Русской" состоит из двух частей: литературно - музыкальной композиции и военно - спортивных игр "А...

Литературно-музыкальная композиция «И победила жизнь в боях под Сталинградом».

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии, и миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким врагом. Началась Великая Отеч...

«Земля – наш общий дом» Литературно – музыкальная композиция

Для младшего школьного возраста Автор-составитель; Воробьёва В.И., учитель начальных классов...

Здоровый образ жизни. Что это такое? Литературно-музыкальная программа.

Литературно-музыкальная программа "Здоровый образ жизни. Что это такое? для учеников 1-4 классов....

Литературно-музыкальная композиция "Несколько сцен из жизни Царскосельского лицея"

Цель этого мероприятия - знакомство детей с биографией А.С.Пушкина, приуроченное к дню открытия Царскосельского лицея...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в друго...