«Как организовать и провести классный час»
статья по теме

Юрченкова Галина Фёдоровна

Материал представлен для начинающих классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditeley.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей

«Как организовать и провести классный час»

Подготовила: Юрченкова Г.Ф.,

классный руководитель

Как организовать и провести классный час?

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается коллектив в это время - решают ученики и классный

руководитель.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного

часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Это время распределяется и планируется классным руководителем и учащимися. Но также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или

иным причинам,

Следует отметить, что, классный руководитель, проводя воспитательный час или

классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа тесно связаны друг с другом.

Итак, час классного руководителя (классный час) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию У них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую,

формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает

возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения у учеников к объектам окружающего мира и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания

собственного мнения.

Методика организации и проведения классного часа помогает определить его

содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а так же целей и задач, которые определил классный руководитель.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи

анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа классный руководитель должен - выполнить

следующее:

-определить тему и сформулировать цель;

-подобрать соответствующий материал, наглядные пособия,

музыкальное оформление и Т.Д. по теме;

-составить план (сценарий) про ведения классного часа;

-дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если

это предусмотрено планом (сценарием);

-определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Задача классного руководителя разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных задач воспитания.

Советы по организации классного часа.

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок - к развернутым суждениям.
  1. В процессе обсуждения поставленных вопросов, классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
  1. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

Ни для кого не секрет, что еще и в ХХI веке встречаются классные часы, на которые дети иногда боятся идти или идут с большой неохотоЙ. Если классные руководители, которые готовят классный час как монолог одного актера, без учета интересов учащихся, их возможностей, их мнения.

Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час или лучше его называть час общения играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Классные собрания.

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (про водится примерно раз в месяц). Это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений и Т.Д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся при необходимости обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний про водится самими учащимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:

-как представитель общеобразовательного учреждения, наделенный определенными официальными полномочиями;

-как член классного коллектива, где он связан со своими учениками дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрание, как правило, обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятие какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с учениками в этом процессе претерпевает изменения от года в год, по мере накопления опыта.

Педагогическое руководство процессом становления классных собраний будет протекать успешно, если классный руководитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-7 класс, так, чтобы к 8-9 классу ребята научились самостоятельно организовывать и вести собрания при консультативной помощи учителя.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15- 25 минут.

По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение.

Одна из основных задач классного руководителя - постепенное вовлечение в про ведение собраний все большего числа учеников класса. С этой целью отдельным учащимся даются поручения подготовить, например, доклады на заданную тему.

В б-м классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководителя потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними: следует помочь школьникам, которые стесняются публично выступать, поощрять активность таких учащихся на собрании.

Как правило, у 7 -му классу складываются традиции и правила проведения

классных часов. Для детей этого возраста характерны: возросшее стремление к самостоятельности, независимости и самоутверждению, поэтому у классного руке» водителя появляется возможность для предоставления максимального проявлений активности. Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Преимущества часа общения перед другими формами работы. Преимущество первое.

Общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией на обсуждаемые вопросы.

Преимущество второе.

Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Преимущество третье.

Классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Преимущество четвертое.

Классный час, на котором решаются разные проблемы позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.

Классный час важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Лучше всего, если классный час поставлен в школьном расписании в субботу, между третьим и четвертым уроком. Это дает возможность классному руководителю чаще встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Проведение классного часа в субботу дает возможность обсудить те проблемы и разрешить те конфликты, которые накопились у ребят за учебную неделю. Иногда слышишь от классных руководителей, что в школе требуют, чтобы классный час длился по времени 45 минут, как школьный урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться с ребятами 20 минут, а иногда можно говорить очень долго. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы классного часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения на классном часу способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.

При подготовке классного часа классный руководитель должен четко следовать

методике организации и про ведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа.
  2. Определение времени и места про ведения классного часа.
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана

подготовки и про ведения классного часа.

  1. Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
  1. Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.

Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: - беседа (этическая, нравственная);

- диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с

подростками );

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- КВНы;

интерактивные игры; игры - путешествия; театральные премьеры; тренинги;

читательские конференции.

методике организации и про ведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа.
  2. Определение времени и места про ведения классного часа.
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана

подготовки и про ведения классного часа.

  1. Определение участников подготовки и про ведения классного часа.
  1. Распределение заданий между участниками и группами. б. Анализ его результативности.

Для того, чтобы классный час был интересен всем учащимся и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения и Т.д. Результат классного часа очень часто в многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

В педагогической литературе выделяются следующие формы классного часа: - беседа (этическая, нравственная);

- диспуты (диспуты чаще используются в воспитательной работе с

подростками );

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- КВНы;

интерактивные игры; игры - путешествия; театральные премьеры; тренинги;

читательские конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Классный час. Как правильно подготовить и провести классный час»

Презентация содержит методические рекомендации по теме "Класный час. Алгоритм подготовки и  проведения личностно-ориентированного классного часа. Формы проведения"....

Как организовать и провести круглый стол

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равны...

Как организовать и провести экскурсию с учащимися начальной школы

Цель экскурсии: формирование патриотизма и культуры учащихся, создание условий для раскрытия их личностного и творческого потенциала....

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Как организовать и провести эффективное родительское собрание онлайн?

В статье рассматриваются моменты- как начать подготовку, выбрать площадку,как быть с вопросами родителей, какая техническая поддержки и так далее при проведении родительского собрания...

Как организовать и провести эффективное родительское собрание онлайн?

В статье рассматриваются моменты- как начать подготовку, выбрать площадку,как быть с вопросами родителей, какая техническая поддержки и так далее при проведении родительского собрания...

Как правильно организовать и провести занятие с ребенком дома

laquo;Как правильно организовать и провести занятие с ребенком дома» ...