Классный час "Лекарственные растения"
классный час (3 класс) по теме

Кузнецова Светлана Сергеевна

Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_apteka.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Лекарственные растения»

Задачи:

Образовательная: дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Воспитательная: воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

Оборудование:

  1. Иллюстрации растений
  2. Плакат: «Правила сбора, заготовки, хранения и применения лекарственных растений »
  3. Кроссворд
  4. Презентация
  5. Кружки (синие и красные), ваза.

I.Организация деятельностиучащихся

II.Вступление

III.Основная часть

релаксация

IV.Итог  урока

V.Заключение

Учитель: -Здравствуйте, ребята.

И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье.

     А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  • Соблюдать режим дня
  • Проводить  профилактику заболеваний
  • Принимать  витамины
  • По мере необходимости принимать  лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные  болезни.

«Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Учитель: - О каком значении растений говорится в этом стихотворении?(о лекарственных свойствах растений). Правильно. Молодцы.

Тема нашего занятия « Зеленая аптека». Мы с вами узнаем какие травы называют лекарственными, и как ими можно лечиться.

Человек давно заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться, Человек  начал изучать эти растения и их свойства. Изучив свойства растений, они это все заносили в особую книгу. Таких людей стали называть «травниками»

Лес- это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

-А ведь травы и сейчас применяются. Так как таблетки изготовлены из химических препаратов, они действуют быстрее, но они часто дают побочные эффекты, вызывают аллергию. А иногда их просто нет под рукой. Таблетки нужны в экстренных случаях, или когда тяжелое заболевание, а в остальных  случаях могут помочь травы.

 - Лекарственные растения встречаются везде, растут буквально под ногами. Вот, например одуванчик лекарственный. Все его знают? Опишите мне это растение. (ответы детей) А это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней - отвар, а из цветов - ароматное, вкусное варенье.

 - Действительно, в одуванчиках много горечи и витаминов – это очень полезно для печени. За зиму организм очень зашлаковывается. А одуванчик  чистит печень - главный орган, который очищает кровь. Печень  устает, ведь зимой мы болеем, пьем таблетки, когда болеем, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик.

 -Лекарственные растения готовы придти нам на помощь всегда. Вы летом выезжаете в лагерь, там вы много времени проводите на свежем воздухе, ходите в походы и с вами могут приключиться неприятности, может случиться, что не будет под рукой лекарств, вот тут и пригодятся лекарственные растения.

- Бывает,  у ребят  на солнце болит голова? Иногда  даже если они в кепке, что же делать?

- В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. А, кстати,  вы знаете, как выглядит лопух? Опишите мне его.(Ответы детей)

- Если я в походе поранилась, а бинтов нет, могут помочь растения? Дети как вы думаете?(Ответы детей) Подробнее давайте спросим у ведуньи.

-  Да,  в этом вам поможет подорожник, он вам должен быть знаком. Как выглядит подорожник? Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Он кровь остановит, и ранка быстрее затянется. А еще, подорожник поможет, если у вас мозоль или заболел зуб. Небольшую рану можно поспать тысячелистником или полынью. Вот они, посмотрите на слайд. (знакомство с подорожником и тысячелистником)

- В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови, поэтому подорожник поможет. А если мы кашляем, в чем могут помочь растения?

-  Конечно, от кашля помогут отвары корня солодки, чабреца, листья мать-и-мачехи и еще ромашка.

 Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка  горьковатый душистый  отвар.

А еще  ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и  кожу лица чистой и гладкой.

-  При плохом аппетите нужно пить настойку полыни, она очень пахнет. Знаете такое растение полынь? Какое оно?

-  В полыни много горечи, она раздражает стенки желудка и появляется аппетит. Но нужно быть очень аккуратным, в полыни много эфирных масел и у некоторых людей она вызывает аллергию. Но ведь из трав делают не только отвары и чаи. Что же еще? Кто-нибудь знает о других способах лечения травами? (ответы детей)

 -Давайте сделаем небольшой перерыв и отдохнем. Садитесь удобнее, закрывайте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле-еле колышет  ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг вас цветы, они очень приятно пахнут. Вам спокойно и радостно. Вы слышите тихое пенье птиц. Вам спокойно и радостно, вы отдыхаете. Вы отдохнули.

Вы отдохнули?

  • Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.
  • Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.
  • Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
  • Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.
  • Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)
  • Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани. 
  • И не  рвите без надобности цветы и травы.
  • И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

- И помните, что не каждое растение может вас вылечить!

Существует очень много ядовитых растений и сильных аллергенов. А еще нужно знать, когда и как собирать лекарственные травы. Каждой травке свое время, да еще у одних собирают вершки, у других – корешки.

                            -Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

А сейчас мы разгадаем с вами кроссворд. Но главное задание – это отгадать ключевое слово.

  1. Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (ЛУК)

  1. Очень вкусные плоды

И полезные они:

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвём с ветвей? (ОРЕХ)

  1. Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (УКРОП)

  1. Стоит в поле кудряшка

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (РОМАШКА)

  1. Поранил ты в походе ногу,
    Усталость не даёт идти –
    Нагнись: солдатик у дороги
    Готов помочь тебе в пути. (ПОДОРОЖНИК)
  2. Стоит зеленая девица,
    Сибирской елочки сестрица.
    И все мы знаем, что она называется...(СОСНА)
  3. Их в Голландии найдете,
    Там везде они в почете.
    Словно яркие стаканы,
    В скверах там цветут …(ТЮЛЬПАН)
  4. Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (КРАПИВА)

  1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова,
    Спрячу-ка в карманчик бывший ...(ОДУВАНЧИК)

                                             

- Ну вот  и все, ребята. Теперь хотелось бы узнать, что нового вы узнали из нашего занятия? Было ли оно для вас полезным.(Ответы детей)

-Если занятие было для вас полезным, и вы все принимаете, то положите в вазу синий кружок, а если информация была бесполезной и большинство ее вы уже знали, то – красный кружок. Спасибо за внимание!

Презентация по теме

Наглядности на доске

Кроссворд

Загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Охрана растений"

Классный час «Охрана растений»Цель: Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать н...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Классный час "Лекарственные растения"

конспект занятия с презентацией...

Классный час "Охрана растений"

Классный час проводится в рамках акции "Первоцветы"....

Классный час «Растения и человек»

Цели: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями; способствовать формированию бережного отношения к растениям....

Классный час "Растения и животные Бурятии"

Данный классный час направлен на знакомство с животными и растениями республики Бурятия.   Мероприятие развивает познавательную активность детей и воспитывает любовь к родному краю. В данном...