Классный час "Чрезвычайная ситуация"
классный час (1 класс) по теме

Драгункина Ирина Викторовна

Классный час "Чрезвычайная ситуация", правила поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа

«Поведение в чрезвычайной ситуации»

Картинка 36 из 96000

Подготовила Драгункина И.В.,

учитель начальных классов

МОУ-СОШ №3 г.Аркадака

2014г.

Классный час по теме:

 « Поведение в чрезвычайной ситуации»)

                      Задачи:

                  1.Проверить и закрепить знания учащихся по правилам

поведения в чрезвычайных ситуациях.

 2. Развивать у учащихся внимание, наблюдательность, логическое мышление.

3. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.

Форма проведения: игровая.

Подготовительная работа: класс заранее делится на две команды; на доске прикрепляются листы с чрезвычайными ситуациями; делаются карточки с заданиями.

 Ход классного часа.

Классный руководитель:Среди всех прав, которыми обладает человек, право на жизнь и личную неприкосновенность являются важнейшим. Для его защиты в государстве создаются правоохранительные органы, специальные нормативно-правовые акты. В случае опасности очень многое зависит от взаимопомощи и взаимоподдержки людей. Чтобы предотвратить беду, необходимо распознать, где она может таиться. 

Взрывы в метро… К счастью, люди даже в такой жуткой ситуации могут оказывать помощь себе и близким. Как?

В месте катастрофы:

 1. По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим

Важно:
неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут - а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи. Тут знаете как? - как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом - на ребенка. Если ближе к катастрофам земным - то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

  • 2. Выйдя из зоны непосредственой опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно:
первое, что требуется - оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь. В случае серьезных повреждений - вызвать скорую, наложить повязки, и т.п. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир - домой, на работу и т.п.
2а. Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) - не отпускайте его одного. Обнимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: "Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой" и т.д.
2б. Если в ступоре находится незнакомец - вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: "Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?" Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то теплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта это гораздо лучше, чем ступор.

 II  МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Картинка 36 из 96000

Это такие простейшие средства, которыми должен уметь пользоваться каждый человек, ибо они предназначены для оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий люди получают травмы, им может угрожать поражение сильнодействующими ядовитыми, отравляющими и радиоактивными веществами. Во всех случаях медицинские средства индивидуальной защиты будут самыми первыми, верными и надежными помощниками.

К ним относят: пакет перевязочный индивидуальный, аптечку индивидуальную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10). Помимо этого крайне необходимо иметь свою домашнюю аптечку.

ПАКЕТ ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

Надо помнить: пакеты перевязочные наша медицинская промышленность выпускает четырех типов: индивидуальные, обыкновенные, первой помощи с одной подушечкой, первой помощи с двумя подушечками.

Пакет перевязочный индивидуальный применяется для наложения первичных повязок на раны. Он состоит из бинта (шириной 10 см и длиной 7 м) и двух ватно-марлевых подушечек (Рис. 1). Одна из подушечек пришита около конца бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту. Обычно подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка. На чехле указаны правила пользования пакетом.

При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой. Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую — скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая поду-шечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются.

Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий по-мощь при необходимости может ка-саться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, непрошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах — рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй — выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой.

Наружный чехол пакета, внутренняя поверхность которого стерильна, используется для наложения герметических повязок. Например, при простреле легкого.

Хранится пакет в специальном кармане сумки для противогаза или в кармане одежды.

Пакет обыкновенный в отличие от пакета перевязочного индивидуального упаковывается в наружную пергаментную оболочку и обклеивается бандеролью из подпергамента.

Пакеты первой помощи с одной и двумя подушечками упаковываются в под-пергаментную внутреннюю и пленочную наружную оболочки.

К каждому пакету прикрепляется рекомендация по его вскрытию и употреблению.

АПТЕЧКА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АИ-2

АИ-2 содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями. (Рис. 2).

В аптечке находится набор медицинских средств, распределенных по гнездам в пластмассовой коробочке. Размер коробочки 90х100х20 мм, масса 130 г. Размер и форма коробочки позволяют носить ее в кармане и всегда иметь при себе.

    Рис. 2. Аптечка индивидуальная АИ-2.

В холодное время года аптечка носится во внутреннем кармане одежды, чтобы исключить замерзание жидкого лекарственного средства. В гнездах аптечки размещены следующие медицинские препараты.

 Гнездо №1 — противоболевое средство (промедол) находится в шприц-тюбике. При-меняется при переломах костей, обширных ранах и ожогах путем инъекции в мягкие ткани бедра или руки. В экстренных случаях укол можно сделать и через одежду.

Гнездо №2 — средство для предупреждения отравления фосфорорганическими отравляю-щими веществами (OB) — антидот (тарен), 6 таблеток по 0,3 г. Находится оно в красном круглом пенале с четырьмя полуовальными выступами на корпусе. В условиях угрозы отравления принимают антидот, а затем надевают противогаз. При появлении и нарастании признаков отравления (ухудшение зрения, появление резкой одышки) следует принять еще одну таблетку. Повторный прием рекомендуется не ранее чем через 5-6 час.

В тех случаях, когда произошла авария на АЭС, а у жителей аптечек индивидуальных АИ-2 нет и они не могут принять радиозащитное средство № 2 (йодистый калий), можно йодистую настойку приготовить самим. Для этого берут стакан воды и капают туда три-пять капель 5% раствора йода. Детям до двух лет — одну-две капли.

Это делается для того, чтобы исключить внутреннее облучение щитовидной железы от попадания в организм радиоактивного йода. В первые 10 дней аварии йодная профилактика крайне необходима.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОТИВОХИМИЧЕСКИЙ ПАКЕТ

Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 предназначены для обеззараживания капельножидких 0В и некоторых СДЯВ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и на инструмент.

ИПП-8 состоит из плоского стеклянного флакона емкостью 125-135 мл, заполненного дегазирующим раствором, и четырех ватно-марлевых тампонов. Весь пакет находится в целлофановом мешочке. (Рис. 3).

При пользовании необходимо вскрыть оболочку пакета, извлечь флакон и тампоны, отвинтить пробку флакона и его содержимым обильно смочить тампон. Смоченным тампоном тщательно протереть подозрительные на заражение открытые участки кожи и шлем-маску (маску) противогаза. Снова смочить тампон и протереть им края воротника и манжеты, прилегающие к коже. При обработке жидкостью может возникнуть ощущение жжения кожи, которое быстро проходит и не влияет на самочувствие и работоспособность.

Необходимо помнить, что жидкость пакета ядовита и опасна для глаз. Поэтому кожу вокруг глаз следует обтирать сухим тампоном и промывать чистой водой или 2% раствором соды.

ИПП-10 представляет собой металлический сосуд цилиндрической формы с крышкой-насадкой с упорами, которая крепится на ремешке. Внутри крышки имеется пробойник. При пользовании пакетом

крышку, повертывая, сдвинуть с упоров и ударом по ней вскрыть сосуд (под крышкой). Снять крышку и через образовавшееся отверстие налить на ладонь 10-15 мл жидкости, обработать лицо и шею спереди. Затем налить еще 10-15 мл жидкости и обработать кисти рук и шею сзади. Закрыть пакет крышкой и хранить для повторной обработки.

Если противохимических пакетов нет, капли (мазки) 0В можно снять тампонами из бумаги, ветоши или носовым платком. Участки тела или одежды достаточно обработать простой водой с мылом при условии, что с момента попадания капель на тело или одежду прошло не более 10-15 мин. Если время упущено, то обработку все равно сделать необходимо. Это несколько уменьшит степень поражения и исключит возможность механического переноса капель и мазков 0В или СДЯВ на другие участки тела или одежды.

Обезвредить капельно-жидкие 0В можно и бытовыми химическими средствами. Для обработки кожи взрослого человека нужно заблаговременно подготовить один литр 3% перекиси водорода и 30 г едкого натра (или 150 г силикатного клея), которые смешивают непосредственно перед использованием. Применяется полученный раствор так же, как и дегазирующая жидкость из ИПП. Обработка с помощью индивидуальных противохимических пакетов или подручных средств не исключает необходимости проведения в дальнейшем полной санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА

В повседневной жизни, а тем более в чрезвычайных ситуациях, всегда появляются травмированные. У одних—раны, переломы конечностей, ожоги, у других открылись кровотечения, возникли сердечные, головные, желудочные боли, простудные и иные заболевания.

Важно всегда помнить, что всякая, даже самая небольшая рана представляет угрозу для жизни человека — она может стать источником заражения различными микробами, а некоторые сопровождаются еще и сильным кровотечением. Основной мерой профилактики и оказания первой медицинской помощи является наложение стерильной повязки на рану. Вот для этого в домашней аптечке надо иметь необходимый перевязочный материал: пакеты перевязочные, бинты, салфетки стерильные, вату.

Вместе с тем, скомплектовать медицинскую аптечку на все случаи жизни практически невозможно. Однако при разумном подходе можно создать ее оптимальный вариант, ориентируясь на болезни членов семьи, на санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе, городе.

Домашняя аптечка должна содержать хотя бы минимум медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи при травмах, острых воспалительных заболеваниях, различных приступах.

III. Игра-викторина

А готовы ли вы к неожиданностям, мы сегодня проверим.    Слайд 1

Викторина. Слайд 2-6

Вопросы командам задаются по очереди. Один верный ответ приносит команде один балл. Если команда ответила неправильно, то предоставляется право ответить другой команде.

Вопросы для первой команды:

1. Перевязочный материал для ран? (Бинт)

2. Чем обрабатывают рану? (Зелёнка, йод)

            3. Чем пережимают вену при сильной кровопотере? (Жгут)

4. Чем промывают желудок при пищевом отравлении? (Водой)

5. Какой телефон у пожарной  службы? (01)

         6. Школьный сигнал к эвакуации? (Сирена)

7. Какое средство облегчает дыхание в дыму? ( Повязка, смоченная в воде)8. Какие продукты содержат много витаминов? (Овощи фрукты)

9. Какое устройство помогает погасить очаг возгорания (Огнетушитель)

           10. Как называется «водное» бедствие весной (Наводнение)

11. Как называется быстрое смещение пластов земной коры? (Землетрясение)

12. Что прикладывают на место ушиба, растяжения? (Холодное)

  1.  Какой предмет позволяет видеть в темноте? (Фонарь)
  2.  Какой телефон у милиции? (02)
  3. Вопросы для второй команды:
  4. Что накладывают при переломах? (Шину, гипс)
  5. Запахом, какого вещества приводят человека в сознание? (Нашатырный спирт, аммиак)
  6. Каким инструментом делают уколы? (Шприц)

Какой телефон у скорой помощи? (03)

  1. Какой напиток дают пить при тепловом ударе? (Прохладный чай)
  2. Что спасёт от комаров в квартире? (Сетка)
  3. Какое газообразное вещество необходимо при дыхании? (Воздух)
  4. Какое лекарственное средство эффективно при головной боле? (Анальгин)
  5. Каков международный сигнал о помощи? (SOS)
  6.  Как называется перемещаемое средство связи? (Рация)
  7.  Каково другое название смертельно опасных веществ? (Яды)
  8. Какой предмет позволяет смотреть в даль? (Бинокль)
  9. Какое опасное вещество содержится в табаке? (Никотин)
  10. Кто является министром по ЧС? (Шойгу)

Твоя безопасность в твоих руках!

 Каждой команде даётся задание, на обсуждение которого отводится 3 минуты. По истечении времени каждая команда отвечает. Максимально каждая команда может получить 5 баллов. Учитывается быстрота, правильность, логичность, оригинальность ответа.

Задание для первой команды:

  1. Новый сосед звонит в дверь твоей квартиры, когда родители на работе, и предлагает посмотреть щеночка (котёнка). Твои действия?
  2.  Задания для второй команды:
  3. Ты задержался у друзей, подошёл к своему дому, а в подъезде темно, знакомых нет. Твои действия?

 Команды могут задавать друг другу вопросы по заданной ситуации. Вопросы и правильные ответы приносят командам дополнительные баллы. За вопрос даётся 1 балл, за правильный ответ - 1 балл.

Кто быстрее себя спасёт? Слайд 7-9

  1. От каждой команды выходит один человек.
  2. Кто быстрее наденет правильно ватно-марлевую повязку. Максимально за это задание команда получает 1 балл.

 От каждой команды выходит один человек.

  1.  Задание 2.
  2. Кто быстрее наденет правильно противогаз. Максимально за это задание команда получает 1 балл.

ΙV.  Медицинская помощь.

  1. Командам предлагается наложить шину на руку  «больного». Учитывается быстрота и правильность перевязки. Максимально каждая команда может получить 5 баллов.
  2.  Спасай себя.
  3. Каждой команде предлагается обыграть ситуацию. На подготовку даётся 3 минуты.
  4. Задание для первой команды:
  5. В городе наводнение. Твои действия.
  6. Задание для второй команды:
  7. В школе случился пожар. Ты находишься на третьем этаже здания школы. Твои действия.

 Учитывается правильное поведение в чрезвычайной ситуации, сценическое мастерство. Максимально каждая команда может получить 6 баллов.

V.Подводятся итоги игры. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

Классный час «ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ".

Беседа с уч-ся о опасных и безопасных ситуациях....

Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»

Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных  ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...

Классный час "Основы безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных и опасных ситуациях"

Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации....