Творчески-информативный проект
проект на тему

Рябинина Елена Алексеевна

Творчески-информативный проект "Развитие творческого взаимодействия семьи и школы через семейный клуб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_vospitatelnoy_rabote_semeynyy_klub.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

«Утверждаю»                                                                             Рассмотрено на

Директор школы                                                                        методическом совете

_______/И. А. Афонин/                                                            протокол № 1 от 29.08.2013г.

«02» сентября 2013г.            

Творческо–информативный проект

«Развитие творческого взаимодействия семьи

 и школы через семейный клуб»

                                                                                                   

                                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                               Рябинина Е. А.

2013 год

Содержание

  1. Введение.
  2. Актуальность. Цель и задачи.
  3. Содержание проектной деятельности.
  4. План реализации проекта.
  5. План-сетка.
  6. Ресурсы.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Приложение. Диагностические методики.

                                                                       


                                                                          «Нет большей роскоши, чем роскошь 
                                                                           человеческого общения». 
                                                                                                          А.C. Экзюпери 
 Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между школой и семьей. Ребенок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, и зачастую попадает в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

              С принятием Закона российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Школьный мониторинг по изучению семей показал, что большинство родителей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами может повлиять на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все классные руководители уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Формирования системы комплексной работы школы с семьей, направленной на взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в деле формирования всесторонне развитой личности, гуманного воспитания  ученика, его успешной социализации в обществе, говорит об актуальности и значимости.

Образовательное учреждение было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

На основании нормативных правовых документов, анализа ситуации в образовательном учреждении и тщательной диагностики, педагогический коллектив школы стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Реализовать на практике данную проблему поможет разработанная программа взаимодействия семьи и школы «Семейные клубы».

ЦЕЛЬ:  

создание условий для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующих самоопределению и самореализации школьника.

ЗАДАЧИ:

  • формировать у родителей систему ценностных отношений;
  • ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  • проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся;
  • вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Вид проекта: творческо-информативный.

Продолжительность проекта:  среднесрочный.

Сроки реализации: 2013-2017 уч.г.

Участники проекта:

Для реализации программы семейного клуба необходимо кадровое обеспечение:

- классный руководитель,

- педагог - психолог,

  • социальный педагог,
  • педагог – организатор,

- родители,

-  дети.


Содержание проектной деятельности:

Направления работы:

  1. Диагностико - коррекционное.
  2. Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  3. Совместная деятельность.

1. Диагностико-коррекциониое

Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целыо распространения передового и коррекции отрицательного опыта.

Работа проводится совместно с социальным педагогом, психологом школы.

Формы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • исследование;
  • посещение семей учащихся;
  • выпуск памяток для родителей.

2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетенции в семейном воспитании.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • родительские конференции;
  • индивидуальные консультации педагогов;
  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера.

3. Совместная деятельность.

Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.

  • В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности, от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
  • Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
  • Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
  • Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги - родителей;
  • Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах; .
  • Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.

  • Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. В классе проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями.

Многообразен спектр проводимых мероприятий - это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья,- деловые игры, конкурсные программы, посещение театра и кино, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.

Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.


План реализации проекта.

Проект рассчитан на 4 года

1этап - подготовительный (этап проектирования)

2этап, 3 этап - основной (этап становления и стабильного функционирования)

4этап - заключительный (этап подведения итогов и обновления)

1 этап: подготовительный

 Задачи:

  1. Информирование родителей об открытии и задачах семейного клуба;
  2. Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность в рамках клуба;
  3. Согласование тем педагогического просвещения родителей;
  4.  Выборы руководителя клуба.

2 этап - 3 этап: основной        

Задачи:

  1. Реализация содержательного аспекта проекта.
  2. Пропаганда семейного благополучия.

4 этап: заключительный.

Задачи:

       1.      Соотнесение результатов с целями и задачами проекта;

       2.      Определение социального эффекта данного проекта.

План - сетка

Класс

Диагностическая работа

Деятельность классного руководителя, специалистов

Совместная деятельность

Сроки реализации

1 класс

Подготовительный этап

- Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия

- Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества

- «Школа – дом – одна семья» (круглый стол)

- «Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности» (дискуссия)

- «Режим дня в жизни школьника» (семинар-практикум)

- «Во что играют наши дети. Правила организации игровой деятельности» (практикум)

- «Каковы батьки-матки, таковы и дитятки» (организационно-деятельностная игра)

- «Созвучие чувств» (семинар)

-«Маленькие секреты здоровья» (дискуссия)

- «Как помочь ребенку быть внимательным?» (интеллектуальная мастерская)

- «Вот и стали мы на год взрослее» (устный журнал)

«Дом, который построим вместе»

Праздник игры и игрушки.

Новогодний калейдоскоп.

«Папа, мама, я – читающая семья. В гостях у сказки»

Прекрасный день – 8 марта. «А ну-ка, мамочки!»

«Грибная карусель»

«Мы за чаем не скучаем»

Как хорошо, что есть семья, которая от бед спасет меня…»

2013 – 2014 учебный год

2 класс

Основной этап

-Диагностика «Определение уровня эмоционального стресса у ребенка»

- Диагностические тесты для родителей

«Как у вас с нервами», «Стрессоустойчивы ли вы?»

- Анкета для родителей «Психическое здоровье»

- «Социометрия»: выявление межличностных отношений в классе.

- «Детская агрессия: что делать» (тренинг)

-«Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий».

- «Что я делаю, чтобы ребенок меньше болел» (обмен опытом»

-«В мире книг» (дискуссия)

-«Компьютер: друг или враг?» (вечер вопросов и ответов)

-«Серебряные струны» (организационно-деятельностная игра)

-«Один дома: техника безопасности» (беседа)

-«Поощрение и наказание» (организационно-деятельностная игра)

- «Делу время и потехе час» (презентация)

«Мама, папа, я – туристическая семья»

«Осенний калейдоскоп»

День Матери.

Новогодняя сказка для детей и взрослых.

Наши семейные увлечения»

Папа, мама, я – спортивная семья»

Поле чудес.

Музыкальная гостиная.

Праздники и будни нашей жизни.

2014 – 2015 учебные годы

3 класс

-Диагностический тест для родителей «Родительская позиция»                                      - Анкеты для родителей и детей на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»

- Анкета для самоанализа «Посмотрите на себя глазами детей»

- «Социометрия»: выявление межличностных отношений в классе.

- «Без языка и колокол нем» (семинар)

- Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало» (семинар)

- «Почему ребенок лжет?» (ток-шоу)

- «Как прекрасен этот мир» (педагогическая мастерская)

- «Тяжело в ученье? Выход есть!» (вечер ответов и вопросов)

- Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться» (беседа)

- «Мой ребенок становится трудным…» (дискуссия)

-Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка» (интеллектуальная мастерская)

-«Неразлучные друзья – взрослые и дети» (конкурс)

«Милости просим, Королева осень!»

Рыбацкие забавы.

Зимние праздники вежливости.

«Рождественская Ёлка. Святки».

«Забавная спартакиада».

«Добро пожаловать. Весна!»

«На улице – не в комнате! О том, ребята, помните!»

«Лето-лето к нам пришло»

4 класс

Заключительный этап

- «Сочинение»

- «Общение»

 - «Социометрия»: выявление межличностных отношений в классе.

- Диагностика уровня развития классного коллектива.

-«Ученье с увлеченьем!» (ток-шоу)

- «Найти свой путь» (дискуссия)

- «Уберечь от беды» (устный журнал)

-«Повышенная тревожность – что это такое?»

-«Еще раз об акселерации» (беседа)

- «Эврика! Или воспитаем творческую личность» (семинар)

- «Авторитет – как завоевать и не потерять» (дискуссия)

- «Ступень вверх: трудности адаптации» (конференция)

- «Перелистывая страницы» (устный журнал)

День осенних именинников.

«Сказочная олимпиада»

Картофельный банкет.

«Поиск Василисы с Стране дорожного движения»

Новогодний карнавал.

«Колесо истории»

«Встречай весну с Масленицей»

День смеха.

Отправляемся в поход. Эстафета лесных сюрпризов.

«До свидания, начальная школа!»

2016 – 2017 учебный год


Ресурсы.

1.

Личные средства организатора проекта:

  • бумага для печати;
  • катриджы.

1000 р.

2.

Средства школы:

2000 р.

3.

Спонсорская помощь родителей:

8000 р.


Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • приобретение новых знаний, умений, нового положительного жизненного опыта;
  • повышение коммуникативной культуры и навыков взаимодействия со взрослыми;.
  • воспитание привычек здорового образа жизни.

Для родителей:

повышение уровня социально-педагогической и социально- психологической  грамотности;

  • рефлексия нравственных основ жизни;
  • выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Для педагогов:

  • педагогическое просвещение родителей, включение родителей в совместную с детьми деятельность должно принести максимум пользы школе и педагогам в частности. Эта польза может выразиться:
  • в повышении культурного уровня семьи и духовном развитии ребенка,
  • в предотвращении возникновения и развития дурных привычек,
  • во влиянии семьи на формирование устойчивой жизненной позиции.

                       

Приложение.

Диагностические методики.

Диагностики для изучения взаимоотношения родителей и детей.

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?


Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?
    Назовите их.
  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
  5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?


Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?


Методика «Незаконченные предложения»

А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

  • Школа для меня - это...
  • Класс, в котором я учусь - это...
  • Учителя для меня - это люди, которые...
  • Мои одноклассники - это...
  • Уроки для меня - это...
  • Предметы, которые мне нравятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это...


Предложения для родителей:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...
  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...
  • Одноклассники моего ребенка - это...
  • Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...


Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

  • Я радуюсь, когда...
  • Я огорчаюсь, когда...
  • Я плачу, когда...
  • Я злюсь, когда...
  • Мне нравится, когда…
  •  Мне не нравится, когда...
  • Я верю, когда...
  • Если у меня хорошие новости, то я...
  • Если у меня, плохие новости, то я...
  • Если у меня что-то не получается, то я...



Для родителей

  • Я радуюсь, когда мой ребенок...
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
  • Я плачу, когда мой ребенок...
  • Я злюсь, когда ребенок...
  • Мне нравится, когда мой ребенок...
  • Мне не нравится, когда мой ребенок...
  • Я не верю, когда мой ребенок...
  • Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
  • Если у моего ребенка хорошие новости, то...
  • Если у моего ребенка плохие новости, то...
  • Если у моего ребенка что-то не получается, то...

       Тест «Мера заботы о ребенке»

      Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку

можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое

впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по

каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала оценок

  1. - категорически не согласен;
  2. - мне трудно с этим согласиться;
  3. - может быть, это и верно;
  4. - совершенно верно. Я с этим согласен.


Утверждения теста

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок,
  2. чтобы помочь ему в их преодолении.
  3. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения
    только с собственной семьей.
  4. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения  

и ушибы.

  1. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
  2. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим

 увечьям.

  1. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
  2. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
  3. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной

профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

  1. Любовью родителей ребенка не испортить.
  2. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
  3. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии

сделать родители.

  1. Мать - главное лицо в доме.
  2. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»
  3. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с

окружающими.

  1. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.


Итоги

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были

надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно

зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не

развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности

за них.

25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает

достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность

проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка.

Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

       Методика «Типовое семейное состояние»

Цель

Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Инструкция

Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома.

Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя

 в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой

 шкале свое состояние (как вы чувствуете себя чаще всего).

Бланк


Состояние


Шкала оценок


Состояние


Индекс


Довольным


0


1


2


3


4


5


6


7


Недовольным


У


Спокойным


0


1


2


3


4


5


6


7


Встревоженным


Т


Расслабленным


0


1


2


3


4


5


6


7


Напряженным


Н


Радостным


0


I


2


3


4


5


6


7


Огорченным


У


Нужным


0


I


2


3


4


5


6


7


Лишним


Т


Отдохнувшем


0


1


2


3


4


5


6


7


Усталым


Н




Состояние


Шкала оценок


Состояние


Индекс


Здоровым

Ч норовым


0


1


2


3


4


5


6


7


Больным


У


Смелым


0


1


2


3


4


5


6


7


Робким


Т


Беззаботным


0


1


2


3


4


5


6


7


Озабоченным


Н


Хорошим 


0


1


2


3


4



6


7


Плохим


У


Ловким


0


[


2


3


4


5


6


7


Неуклюжим


Т


Свободным


0


1


2


3


4


5


6


7


Занятым


Н


фамилия, имя, отчество __________________________________________

Обработка

Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (Т, У, Н), суммируются.

Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.

У (общая неудовлетворенность).

Н (нервно-психическое напряжение).

Т (семейная тревожность).


         Методика «Наказания в семье»

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы

 в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей

 в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.

Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по

 изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье.

 Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны

с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.

Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:


Вид наказания


Наказывали вас в детстве (отметьте

знаками «+» или «-»


Отметьте те виды

наказания, которые вы используете в воспитании


Отметьте самые

действенные


I


2


3


4


1. Ставили в угол





2. Прекращали общаться на длительный период времени






1


2


3


4


3. Применяли телесные наказания





4. Ограничивали свободу





5. Лишали любимого занятия





6. Читали бесконечные нотации





7. Стыдили при друзьях и знакомых





8. Оскорбляли и ругались





9. Лишали любимых лакомств





10. Ограничивали в покупках





11. Выгоняли из дому




Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.

 

          Диагностика «Рамочка для фотографии».

            Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

Диагностика «Градусник».

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38˚, 39˚,40˚,41˚(цифры записывает на доске). Нормальная температура человека-36,6˚. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35˚. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:

            русский язык –39˚

            математика –36,6˚ и т.д.

Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

          Диагностическая методика  «Настроение»
         Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Детям предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета.

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками.

          Диагностическая методика  «Школа будущего»
         Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

       Диагностическая методика "Ранжирование".                                                                    Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в третьем классс и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностическая методика. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

      Учащимся предлагают написанные па карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

— Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

 Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

— Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

— Я хочу окончить школу и учиться дальше.

— Я хочу иметь хорошую работу.

— Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

— Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

— Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

— Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

— Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

— Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

— Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

— Я не хочу получать плохие отметки.

— Мне нравится учиться.

— Мне нравится делать домашние задания.

— Мне нравится рассуждать на уроке.

— Мне нравится решать трудные задачи. 

Суждения 1 - 3 - мотивы долга

4 - 6 - мотивы самосовершенсгвования

7 - 9 - мотивы благополучия.

10 - 12 - мотивы престижности.

13 - 15 - мотивы избегания.

16 - 18 - мотивация содержанием.

19 - 20 - мотивы познания

Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Диагностическая методика «Сочинение»

     Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

- Мой самый любимый предмет.

- Моё самое любимое занятие.

- Мой самый грустный день в школе.

- Мой самый счастливый день в школе.

- Что я думаю о моей учёбе в школе.

- Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Можно выяснить, какая проблема доминирует над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации. По результатам работы над сочинением можно организовать индивидуальную консультацию с учащимися, учебную помощь, взаимопомощь.

Диагностическая методика. Анкетирование.

     Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

— чаше хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много друзей

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся


Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:


№ вопроса


Балл за 1-й ответ


Балл за 2-й ответ


Балл за 3-й ответ


1


1


3


0


2


0


1


3


3


1



3


4


3


1


0


5


0


3


1


6


1


3


0


7


3




8


1


0


3


9


1


3


0


10


3


1


0




Вывод: на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации.


Количество

баллов


Уровень


Характеристика


Ведущий мотив


25 - 30

баллов


Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности


Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.


Познавательный мотив.


20 – 24

балла


Хорошая школьная мотивация


Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой


Социальный мотив


15 -19

баллов


Положи-

тельное

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами


Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации


Позиционный мотив


10 – 14 баллов


Низкая школьная мотивация


Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе


Игровой мотив


Ниже 10 баллов


Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация


Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе


Игровой мотив

Диагностика для изучения детского коллектива.

          Диагностическая методика «Урок физкультуры».

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

            Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

         

          Диагностическая методика «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.



           Диагностическая методика  «Пьедестал»

            Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой    в жизни класса.

            Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

          Диагностическая методика «Дом, в котором я живу»

         Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.



        Диагностическая методика «Круги на воде»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.


      Диагностическая методика «Мультфильм о нашем классе»

      Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить много информации о классе.

1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.

         Диагностическая методика «Самые памятные события из жизни моего класса»

         Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.

       Диагностическая методика . 

     Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
  2. Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
  3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
  5. Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это…


       Опросник «Мой класс»

Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем классе каждый ученик — мой друг.
  4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  8. Многие дети в нашем классе любят драться.
  9. Все ученики в нашем классе — друзья.
  10. Некоторые ученики не любят свой класс.
  11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш класс веселый.
  14. Дети в нашем классе много ссорятся.
  15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья

Анкета

Цель: выявить характер отношений между учениками.

  1. Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
  • Да, доволен. 
  • Скорее да, чем нет. 
  • Скорее нет, чем да. 
  • Нет, не доволен.
  1. Твои отношения с одноклассниками? 
  • Дружеские.
  • Ровные, нормальные.
  • Равнодушные. 
  • Враждебные, конфликтные.
  1. Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
  2. Что не нравится?
  3. Охотно ли ты ходишь в школу? 
  • Всегда.
  • Не всегда. 
  • Иногда. 
  • Редко. 
  • Никогда.
  1. Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
  • Всегда. 
  • Иногда. 
  • Редко. 
  • Никогда.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
  • Да. 
  • Нет.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
  • Да. 
  • Нет.
  1. Каким ты считаешь свой класс?
  • Дружным.
  • Не очень дружным. 
  • Совсем недружным.
  1. Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?

Диагностические исследования личности учащегося. 

Диагностика «Десять моих «Я»


Учащимся раздаются листочки бумаги на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например: 
Я- умный.
Я- красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.


 Диагностика «Звезда эстрады» 

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребёнком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму ( сами или в этом им помогает педагог). Задача ребёнка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевает учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Диагностика «Мои любимые вещи»

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет- …
  2. Любимое имя- …
  3. Любимое дерево- …
  4. Любимый цветок - …
  5. Любимый плод - …
  6. Любимая ягода - …
  7. Любимый праздник - …
  8. Любимый день недели - …
  9. Любимый певец (певица) - …
  10. Любимое животное - …
  11. Любимая книга - …

    Методика "Кем быть?"

   Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". 

Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 

   
Методика "Мой герой"

    Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах. 

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 

3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как..."

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. 

    Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе


     Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?___________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?_______________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_______________________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. 

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов


Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

·   лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;

·    рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;

·    одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;

·    отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Список литературы: 

  1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Е. Н. Арсенина. – М.: Глобус, 2007.
  2. Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Губкина Т.К. Программа работы с родителями (сценарий родительского клуба) // Завуч начальной школы. – 2002. - № 3.
  4. Детские праздники. М.А. Михайлова. Ярославль. 2001 г. 
  5. Журнал “Классный руководитель” (2010–2012 гг.)
  6. Калейдоскоп родительских собраний. Е.Н.Степанов. М.: Т.Ц. Сфера, 2004 г. 
  7. Настольная книга классного руководителя 1- 4 класс. Л. И. Саляхова. – М.: глобус, 2007.
  8. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1 – 4 классы.- М.: «ВАКО», 2006.
  9. Праздник в подарок. Ярославль,2007 г. 
  10. Проектная деятельность в начальной школе. М. К. Господникова.- Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Родительские собрания. Н. И. Дереклеева. -  М.: «ВАКО», 2005 г. 
  12. Отцы и дети в меняющемся мире. В.И. Соколова. М.: Просвещение, 2001 г. 
  13. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Т. Н. Захарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 
  14. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.

Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...