Практико-ориентированный проект "Покаяние в произведениях классиков"
методическая разработка по теме

Коваленко Елена Владимировна

Для духовно-нравственного воспитания детей необходимы такие понятия, как "добро - зло", "совесть", "раскаяние". Необходимо воспитывать в детях внимательное отношение к своему внутреннему миру, умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам. Произведения классиков помогут учителю в его работе по воспитанию и развитию детей. А так же предлагаю урок по теме "Совесть и раскаяние"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orient._proekt.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Академия социального управления»

   

                                            Участник регионального

Проблемно-тематического семинара

«Духовно-нравственное воспитание и

Развитие школьников на основе православной

Духовно-нравственной культуры»

Учитель НОУ «Православная гимназия

им.  Константина Богородского»

г. Ногинска

КОВАЛЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Практико – ориентированный проект по теме «Покаяние в произведениях классиков»

МОСКВА-2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.О покаянии

2. Тема ПОКАЯНИЯ  в произведениях писателей для младших школьников

3. Урок по основам православной культуры для начальной школы

     Тема «Совесть и раскаяние»

4.Святые отцы о покаянии

5.Интернет ресурсы

«Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни

провести в покаянии, это великий дар Божий,

дар вечный, как имеющий решительное

влияние на нашу судьбу в вечности».

свт. Игнатий (Брянчанинов)

  1. О ПОКАЯНИИ

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" - читаем мы в Евангелии от Матфея

Согрешили перед Господом и апостол Петр, и Иуда Искариот, первый – своим троекратным отречением от Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 26: 69–75; Мк. 14: 66–72; Лк. 22: 56–62; Ин. 18: 15–18, 25–27), второй – тем, что предал Его  (Мф. 26: 14–16, 48, 49; Мк. 14: 10, 11, 44, 45; Лк. 22: 3–6, 47). Оба они раскаялись в содеянном. Однако раскаяние Иуды Искариота привело его к самоубийству   (Мф. 27: 3–8; Деян. 1: 18, 19) – он так и не смог переступить через свою гордыню и принести покаяние перед Господом, а покаявшемуся Петру Иисус Христос повелел: «Паси овец Моих» (Ин. 21: 15–17).

Следовательно, из–за отсутствия покаяния гибнет человек (Лк. 13: 5). Тогда со всей очевидностью становятся понятными призывы Иоанна Крестителя к покаянию (Мф. 3: 2, 8; Лк. 3: 8), суть его крещения в воде в покаяние для прощения грехов   (Мф. 3: 11; Мк. 1: 4;  Лк. 3: 3), и первая тема проповеди Господа – тема покаяния   (Мф. 4: 17; Мк. 1: 15).Покаяние есть: ОСОЗНАТЬ — грех перед собой и Богом, ОПЛАКАТЬ — грех, исповедать священнику, ВОЗНЕНАВИДЕТЬ – грех. БОЯТЬСЯ – греха или того места, где был этот грех, или сторониться человека от которого идёт соблазн этого греха. Бояться греха, и умолять, просить Бога – «Помоги! Огради!» Чтобы не впасть в этот грех — во второй раз. Вот, всё это вместе взятое и является настоящим ПОКАЯНИЕМ. Когда, что-то одно отсутствует – это уже не Покаяние. А когда мы понимаем, что без помощи Божией мы не сможем избавиться от своих страстей и грехов, тогда мы выпрашиваем у Бога – «Господи, помоги!, Огради!, Исцели, чтобы никогда больше не было никакого влечения ко греху, — вот это и есть Покаяние!

Иоанн Златоуст говорит, что Покаяние – это ДОБРОДЕТЕЛЬ и она приобретается годами, если сердце человек запачкал страстями.

Господь в Евангелие (Лука. 13-4) сурово — ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ всех людей об их Ответственности за все совершенные и нераскаянные Грехи. «Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме. Нет, говорю вам; но если не Покаетесь, — все также — ПОГИБНИТЕ». Многие люди совершенно не задумываются о своей жизни и живут беспечно, совершая постоянно всякие грехи и малые и тяжкие, и наивно считают что все у них будет хорошо, что они сумеют без трудностей и проблем прожить до глубокой старости, а сами себя они поберегут. И действительно, многие люди себя берегут, хорошо питаются, соблюдают всякие диеты, ходят на массаж, принимают солярий, занимаются спортом, ездят отдыхать в санатории. Все бы хорошо, но вот уберечь себя от несчастных случаев и трагедий они не могут и не способны, и поэтому часто с ними случаются разные несчастья: то под машину попадут или в автокатастрофе инвалидами станут или погибнут, то разобьются и сгорят в самолете, то бандиты нападут и или искалечат, либо убьют, то отравятся плохими продуктами, или что-нибудь упадет и или обрушится им на голову, и тоже либо придавит, либо на смерть задавит. То есть, с людьми неожиданно случаются всякие несчастья от которых они совершенно беззащитны, как бы они не старались беречься от них. Вот об этом-то и предупреждает Господь, чтобы люди не жили Беспечно и не относились легкомысленно к своим совершенным ранее грехам, и не грешили дальше.

Всякий совершённый Грех – приводит человека к личной Ответственности перед Богом. Вот почему всем людям нужно ходить в храм и честно исповедывать все свои грехи и стараться беречься от новых, чтобы их не совершать, для того, чтобы спокойно жить на земле.

Проблема нашего времени заключается в том, что многие православные христиане, когда идут на Исповедь – каются в Грехах, но не в своей — ГРЕХОВНОЙ Жизни, от которой они — НЕ ХОТЯТ отказываться! И ходя в церковь, молясь Богу, исповедуясь в своих грехах – они тут же с удовольствием эти Грехи — совершают снова и снова: плохо относятся к людям, осуждают, обижают и унижают людей, раздражаются на людей, ругаются, матерятся, не прощают обидчиков, считают себя лучше всех и умнее всех, завидуют, жадничают, обманывают, курят, пьянствуют, сплетничают, клевещут на людей, делают пакости другим людям, играют в карты, занимаются развратом,  спекулируют, обвешивают, обсчитывают, воруют, вымогают и берут взятки, гадают, верят в астрологию, подглядывают, подслушивают, не хотят честно и добросовестно работать, не отдают долги – то есть, по сути все такие маловерные люди — продолжают жить по старому и даже не задумываются о том, чтобы начать новую благочестивую жизнь. Потому что НЕ ХОТЯТ – им так жить удобней, им так жить нравится! То есть, они сознательно — ОБМАНЫВАЮТ Бога и потому – лучше они не делаются, а Бог отворачивается от всех таких лживых людей и перестает им помогать и хранить их от бед!

Вот почему Настоящее Покаяние – это ИСПРАВЛЕНИЕ человека, а значит, и ПЕРЕМЕНА судьбы человека к Лучшему. Если раскается человек в своих грехах, перестанет жить дурной жизнью и творить злые дела, исправится – то Бог его прощает, тогда судьба человека — МЕНЯЕТСЯ к Лучшему.

2.ТЕМА  ПОКАЯНИЯ В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  КЛАССИКОВ

Хочется, что бы дети осмыслили  понятия добро и зло; понимали ,  зачем человеку нужна совесть.

Необходимо воспитывать в них  внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремиться  к хорошим поступкам.

Работая в этом направлении на уроках по православной культуре , на уроках литературного чтения можно использовать такие замечательные произведения, как :

1.«Совесть» А.П.Гайдара, где раскрывается понятия:

БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.

ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.

- Будет ли Нина поступать так и дальше?

Нет, она раскаялась в своём поступке.

2.Рассказ «Пропала совесть» писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Где совесть – мерило нравственности.

На примере этого произведения можно обсудить вопросы:

- в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть?

- Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку.

-  Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

3. Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у В.Осеевой

«Три товарища». Помните, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.

-Хороший поступок. Настоящий товарищ. Помог делом в трудную минуту, а не  советами.

4.Замечательное произведение  П.Засодимского  «Гришина милостыня»

... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая, вместо куска хлеба положил девочке-нищенке в руку камень. Осознал свой поступок, бросился бежать за ней, хотел отдать ей все, что у него есть, но девочку не нашел.

«Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..

Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

Я думаю, это произведение не может оставить равнодушным ни одного ребенка и научит  сочувствовать, сопереживать, любить, быть милосердным.

4. Л.Н.Толстой  повесть «Детство»

Главный герой – мальчик Николенька. За обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть. За это его Наталья Савишна трет по лицу мокрой скатертью и приговаривает “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”.Мальчика  это так обидело, что он  разревелся от злости.

Николенька решает отплатить дерзкой Наталье за нанесённое ему оскорбление. Но через несколько минут Наталья Савичша возвращается

и  просит прощение:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... при этом угощает его карамелькой.

У Николеньки  недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; он отворачивается , принимает  подарок, и слёзы текут  ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

- Как меняется настроение мальчика?

Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости?

- Какое название носит это чувство? Любовь!

Вот тот неполный список произведений, изучающихся в начальной школе , который воспитывает в сердцах наших детей  Доброту, Сострадание, Милосердие, Прощение, Жалость, Совесть, Раскаяние, Любовь, Честь

А  в заключение хочу предложить  призадуматься над словами педагога XIX века П.Ф.Каптерева: «…Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства.

3. УРОК ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема: "Совесть и раскаяние"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи

Образовательные:

- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;

- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока.

Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого “Детство” (отрывок),текст рассказа П.Засодимского «Гришина милостыня», наглядные пособия.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение Слайд 1)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 2

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)

- В православии “добро” - это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

Дифференцированная работа.

- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.

- Какие словосочетания вы составили со словом “добро”? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)

Слайд 3. Определение “добра”.

Учитель: Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья” построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев “Цветик-самоцветик”, героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева “Три товарища”, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).

– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?

(Ответы детей)

Слайд 4

Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.

- Назовите антоним слова “добро”. (Зло)

Слайд 5: определение слова “зло”.

 - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)

- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)

- В православии грех – это:

недобрые чувства;

недобрые мысли;

недобрые дела

Слайд 6

Слайд 7-9: иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”)

- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)

- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).

Слайд 10: девиз урока.

А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”.

Слайд 11: “Совесть и раскаяние”.

3. Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”.

 - Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”. (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)

Слайд 12-15: особенности совести, дела совести.

- Проверяем работу.

- Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)

Слайд 16:

Учитель:

- Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)

- Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36.

- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.

Слайд 17

- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)

- Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.

Слайды 18

“Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.

- Какие важные дела совершает совесть?

 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.

Слайд 19: храм.

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

4. Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома.

Дифференцированная работа.

I группа. Задание 1.

- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?

- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.

II группа. Задание на карточках.

- Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.

Ответьте на вопрос “Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ”.

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?

- Совесть, дочка, - это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт –

Никого не подведёт.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

Проверка.

5. Работа с понятием “раскаяние”.

Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?

Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)

Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38

Слайд 20: шаги раскаяния.

- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)

- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.

- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

Слайд 21

Учитель: Найди дело, противоположное греху:

Украл? – Верни!

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари!

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Спешите делать ДОБРО!

6. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий 1 и 3.

7. Закрепление.

А) - Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке.

(Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

Учитель читает отрывок из повести:    

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

“Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!”

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Вопросы учителя по тексту:

- Как меняется настроение мальчика?

(Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).

- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

Б) ГРИШИНА МИЛОСТЫНЯ

Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке...

- Подай милостыньку Христа ради! — робко проговорила она.

Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.

- Тебе хлеба надо? Да? — спросил он, зажимая камень в кулак. — Подставляй руку!

И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.

- На, бери! — крикнул шалун и положил ей в руку камень.

Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.

Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно — но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.

Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, — девочки нет.

Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..

Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все — даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..

Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

(П. Засодимский)

- Какой поступок совершил Гриша?  (злой)

     - А можем мы сказать, что он поступил бездушно? (да)

     - Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами? (Он понял, что совершил злой поступок и пожалел об этом.)

    - Совершенно верно. Такое чувство ещё называют раскаяние. Гриша раскаялся в своей «злой шутке».

    - А почему Гриша раскаялся? (Мальчик раскаялся потому, что ему стало стыдно, его стала мучить совесть?)

Слайд 22

8. Работа с репродукцией картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.

- Как вам кажется, кто изображен на картине?

- В какой момент жизни изображены два человека?

- Почему один из них не показан лицом зрителю?

- Почему он стоит на коленях?

- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.

- Знаете ли вы, как называется картина?

- Какой сюжет лёг в её основу?

- Из какой книги этот сюжет?

Слайд 23

9. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .

10. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.

11. Итог.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.

4.СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОКАЯНИИ

Преподобный Исаак Сирин:

Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем.

Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости.

Святитель Василий Великий:

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

еподобный Иоанн Лествичник:

Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.

Преподобный Фалассий:

Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатью, тот не получил еще прощения.

Преподобный Силуан Афонский:

Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Преподобный Макарий Великий:

Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанной молитвой; 3) терпением постигающих нас скорбей.

Преп. Петр Дамаскин:

Тогда ум начинает видеть свои согрешения – как песок морской, и это есть начало просвещения души и знак ее здоровья. И просто: душа делается сокрушенною и сердце смиренным, и считает себя поистине ниже всех…

Авва Пафнутий:

Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать.

Впрочем, таким образом забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч. 24, 16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: кто у смотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13), и апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 24). Мы подвергаемся им с такой легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя (1 Ин. 1, 8). Поэтому желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, которые служат доказательством удовлетворения за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели.

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, – мы должны каяться из глубины души, обстоятельно, всесторонне, твёрдо, охотно, потому что во глубине ея гнездятся и коренятся все грехи наши – самолюбие, плотоугодите, сластолюбие, чревоугодие, объядение, леность, саможаление, гордость, самомнение, кичение, унижение других, зависть, неприязнь, ненависть, злоба, ехидство, похоть, блуд, нечистота, своенравие, самочиние, непослушание, неповиновение, грубость, дерзость,  суровость, строптивость нрава, сомнение, неверие, маловерие, безразличность в вере, неблагодарность, корыстолюбие, жестокосердие, скупость, жадность, алчность, ябеда, лживость, лукавство, клевета, лжесвидетельство, божба, клятвопреступление, лицемерие, лицеприятие, мздоимство, придирчивость, притеснение, лихоимство, татьба, похищение, присвоение чужого, злоупотребление, потворство грехам и поблажка, попущение, суетное препровождение времени, игры, пустословие, празднословие, сквернословие, суетность, роскошь, мотовство, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, злопамятство, холодность, нерадение, небрежность в молитве и других делах, – неуважение к старости, неподчинение родителям и начальству, вероломство и неверность; непостоянство в добродетели,  легкомыслие, суетность, тщеславие, боязливость, уныние, малодушие, безнадежность и отчаяние; гнев, раздражение, дерзость рукою или биение по лицу и другим членам; страсть к чтению пустых или соблазнительных книг, – нерадение к чтению св. Евангелия и вообще книг духовного, религиозного содержания, придумывание извинений своим грехам и самооправдывание вместо самоосуждения и самообличения; страстные лобзания или поцелуи, страстные осязания, ласкательство; опущения, недобросовестное исполнение служебных обязанностей, – небрежность и торопливость; неисполнение присяги, казнокрадство или похищение казенной собственности; поджигательство, подстрекательство на зло; убийство, истребление зачатого плода в утробе, отравление, призор очей и порча ближнего, проклятия на ближнего, ругательства; – совращение в секты и расколы, распространение ложных и хульных мнений или учений; суеверие, стологадание, спиритизм или разговор с духами, гипнотизм или усыпление и разговаривание с усыплённым человеком с целью выведать от него какую-либо тайну.

Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Чем доказать это? Это с очевидностью доказывается настоящим состоянием некоторых грешников и свойством самого греха - держать человека в плену своем и заграждать ему все исходы. Кто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, как он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем как они есть в существе своем, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха - омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники - несомненные сыны погибели. Что говорит мне опыт, когда я бываю в плену греха? Я целый день иногда только мучаюсь и не могу обратиться всем сердцем, потому что грех ожесточает меня, делая для меня недоступным Божие помилование: я горю в огне и добровольно остаюсь в нем, потому что грех связал мне силы и я - как закованный в цепи внутренно - не могу обратиться к Богу, пока Бог, видя мое бессилие и мое смирение, и мои слезы, не умилосердится надо мною и не пошлет мне благодать Свою! Недаром человек, преданный грехам, называется связанным пленицами грехопадений [ср. 2 Пет. 2, 4].

Святитель Иоанн Златоуст:

Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание. Не будь же ныне весел, завтра печален, потом опять весел. Напротив - непрестанно плачь и сокрушайся.

Преподобный Никон Оптинский:

Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.

 Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение... В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует.

Св. Феофан Затворник:

Что особенно делает необходимым таинство покаяния, так это, с одной стороны, свойство греха, а с другой — свойство нашей совести. Когда мы грешим, то думаем, что не только вне нас, но и в нас самих не остается следов греха. Между тем, он оставляет глубокие следы и в нас, и вне нас — на всем, что нас окружает, и особенно на небе, в определениях Божественного правосудия. В час греха решается там, чем стал согрешивший: в книге живота он внесен в список осужденных — и стал связан на небе. Божественная благодать не низойдет в него, пока на небе не изгладится он из списка осужденных, пока там не получит он разрешения. Но Богу угодно было небесное разрешение — небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле. Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. … Поди же исповедуйся — и получишь от Бога объявление о прощении…

… Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет.

Да не смущают же тебя находящие стыд и страх — они твоего ради блага сопряжены с этим таинством. Перегоревши в них, больше окрепнешь нравственно. Горел уже ты не раз в огне раскаяния — погори и еще. Тогда один горел ты пред Богом и совестию, а теперь погори при свидетеле, от Бога поставленном, во свидетельство искренности того уединенного горения, а может быть, в восполнение неполноты его. Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти. Притом всегда так бывает, что по мере тревоги, какую проходит исповедающийся, избыточествуют в нем и утешения по исповеди. Вот где Спаситель воистину являет Себя Успокоителем труждающихся и обремененных! Искренно покаявшийся и исповедавшийся опытно сердцем ведает сию истину, а не верою одною приемлет.

В повести о блаженной Феодоре, проходившей мытарства, говорится, что злые обвинители ее не находили в хартиях своих записанными те грехи, в которых она исповедовалась. Ангелы потом объяснили ей, что исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается. Ни в книге совестной, ни в книге животной, ни у этих злых губителей не числится уже он за тем человеком — исповедь изгладила эти записи. Извергни же без утайки все, тяготящее тебя. Предел, до которого надо довести открывание своих грехов, тот, чтобы духовный отец возымел о тебе точное понятие, чтобы он представлял тебя таким, каков ты есть, и, разрешая, разрешал именно тебя, а не другого, чтобы, когда скажет он: «Прости и разреши кающегося, о нихже содела согрешениях», — в тебе не оставалось ничего, что не подходило бы под эти слова.

Интернет ресурсы:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=4

http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_otcy_o_pokayanii

http://www.openclass.ru/lessons/201160

http://www.k-istine.ru/base_faith/opk/opk_tev-09.htm

http://soborpokrova.ru/schola/index.shtml?kuraev_opk&chap=9

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Мастерская «Организация практико-ориентированных внеурочных форм: лаборатория «Экознайка».

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биоло...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

"Осень в литературных и музыкальных произведениях классиков"

Литературно- музыкальный праздник для учащихся начальной школы. Это небольшая литературная гостиная, где ведущие ребята 4 класса....

« По произведениям классиков русской литературы о Кавказе».

Этот материал будет интересен для ребят 4 класса....