« По произведениям классиков русской литературы о Кавказе».
классный час (4 класс) на тему

Ковальчук Наталья Васильевна

Этот материал будет интересен для ребят 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavkaz_kl.chasdoc1.docx20.54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kavkaz.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 -познакомить ребят с красотой Кавказа;

 -проследить по произведениям русских классиков интерес к   Кавказу;    - узнать, как  живут современные жители Кавказа.

Оборудование:  мультимедийный  проектор.

                                        Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с Кавказом.

Слайд №1- 7.

         Кавказ - таинственный край, «где люди вольны, как орлы». В стародавние времена    Кавказ называли «Тёплой Сибирью». Именно туда,  в действующую армию ссылали  неугодных. На Кавказ  ехали  и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес.

        С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами. Участвовали в этой войне и юные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

2 .Кавказ в русской литературе.

   Слайд  №8

Давайте проследим, кто же ещё побывал на Кавказе и оставил нам литературное наследие.

Когда мы с вами изучали сказки А.С Пушкина, то вы узнали, что поэт  бывал на Кавказе.

 Слайды №9-11

  В его стихотворении «Обвал»    изображена могучая и дикая природа.

« Дробясь о мрачные скалы

Шумят и пенятся валы,

 И надо мной шумят орлы

 И ропщет бор

 И блещут средь волнистой мглы

 Вершины гор.»

      Всем известно произведение  Пушкина «Кавказский пленник».  Эта поэма появилась на свет благодаря  тому, что  автор  восторгался красотой Кавказа  и его удивительными легендами, он писал:

 «Забуду ли его кремнистые вершины,

   Гремучие ключи, увядшие равнины».

         Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник».

Слайды №12-15

              Неудивительно,  что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова. Глубоко в сердце Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства,  тоской по  необычному. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая  там, он слушал  рассказы  про  страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец», например, выросла из черкесской народной песни. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор». Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе  три дня жизни на свободе.

 Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого.

Слайды №16-19.

     В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления.

Слайд № 20   Кавказские горы.

          Около двух   столетий  назад  возникла  в русской литературе тема Кавказа. Считается, что   А.С. Пушкин первый в русской поэзии воплотил в Кавказском пленнике  1820- 21 гг. тему Кавказа не по чужим рассказам, а опираясь на личные впечатления жил на Кавказских минеральных водах в июне-августе 1820 г.  Но сам Пушкин ценил в поэме именно отражение кавказской жизни. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга.

Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.

 Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт  в виде драмы. Повесть «Кавказский пленник» - произведение простое и ясное.  Оно как - бы  задаёт вопрос читателю: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения. В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля - свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.

                                                         

 3. Современный Кавказ.

    Слайды №21-23.

    Дети рассказывают о современных жителях Кавказа.

Слайды №24-26.  Национальные блюда Кавказа

4.Итог занятия.

Дети делятся впечатлениями о виртуальном путешествии на Кавказ

и рисуют рисунки.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»

Изучение культуры и истории родного края.Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людя...

"Осень в литературных и музыкальных произведениях классиков"

Литературно- музыкальный праздник для учащихся начальной школы. Это небольшая литературная гостиная, где ведущие ребята 4 класса....

Практико-ориентированный проект "Покаяние в произведениях классиков"

Для духовно-нравственного воспитания детей необходимы такие понятия, как "добро - зло", "совесть", "раскаяние". Необходимо воспитывать в детях внимательное отношение к своему внутреннему миру, ум...

Возрождение традиций семейного чтения произведений иностранной детской литературы, как средство воспитания личности

Что  может сделать учитель, чтобы книги становились  постоянными собеседниками детей, их учебниками жизни?  Как организовать учебно-воспитательную  работу так, чтобы интересно было...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы (УМК"Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: учить детей сравнивать произведения живописи и литературы, находить сходства и различия....