Пути-дорожки краеведческий турнир (путешествие по Липецкой области)
классный час (4 класс) по теме

Попова Вера Сергеевна

краеведческий турнир (путешествие по Липецкой области)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл викторина по Липецкой области 33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий турнир

«Пути - дорожки»

(путешествие по

Липецку и Липецкой

области)

Цели: обобщение знаний об историческом прошлом нашего областного центра  и области, об особенностях народной традиционно-бытовой культуры; воспитание гражданственности и любви к родине;                                    развивать умение работать с дополнительной литературой, делать выводы.

Оборудование: карта Липецкой области, маршрутная карта: плакаты «Придорожный камень», «Воздушный шар», «Древо желаний», указатель, «следы», «Сума) дай ума», листочки из цветной бумаги, таблички, выставка «Народные промыслы»: елецкие кружева, вышивка, игрушки, хохломы, минеральная вода, фишки, картина «Кружевницы», песня «Липецк», стихи., фотографии города Липецка.


 

        

Слайд    1    ( название)

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады, что вы согласились участвовать в нашем краеведческом путешествии «Пути-дорожки». Сегодня мы обобщим знания о нашем родном городе Липецке и Липецкой области. Наш круиз поможет формированию у нас чувства любви к родной земле, её историческому прошлому, а также познакомимся с особенностями народной традиционно-бытовой культуры.                                                            Ученик  Край родной, ты с малых лет всегда со мной,

Милый край, лесной, сиреневый, грибной.

Для меня поют здесь песни соловьи,

Для меня журчат весенние ручьи!

Край родной, здесь корни вечные мои,

Родники моей надежды и любви,

Навсегда с твоей слилась судьба моя,

Мой край родной, любовь моя.

Учитель: Что же мы знаем из истории нашего края? Сегодня мы может быть сделаем какие-то открытия. Итак, в путь! Какой же нам выбрать маршрут?

Учитель: Прошу обратить ваше внимание на этот придорожный камень.

Слайд №    2                                     (камень)

Помните, в сказках на том камне вещие слова появились о том, что тебя может ожидать на той или иной дороге. Вот и у нас есть такой камень. На нем также три пути!

- Прочитали? Итак, какие будут предложения? Куда мы с вами отправимся?                                                                                                                               - Я предлагаю, вначале ума набраться. Уж с умом-то не пропадешь. Идем прямо?

И, пойдя этой дороге,  мы с вами не ошиблись. Дорога прямая ведет в наше прошлое. В древние времена на Руси было много странников. Вот они-то и носили вести о жизни русских людей в других краях, как бы доставая их из своей придорожной сумы. Такую находку мы и обнаружили  в нашем селе Екатериновка Липецкой области у местного жителя Мигунова Сергея Тихоновича.. Сергей Тихонович подарил нам эту сумку и сказал: «Немало дорог обошла наша сума, побывала во многих городах, селах, посетила множество ярмарок и народных гуляний, послушала русскую речь. И набрала сума столько ума, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Эта сума полна знаниями истории Липецкого края». Давайте посмотрим, что в этой суме?

А в этой суме той тесты, варианты ответов написаны на доске.  Викторина будет по истории города Липецка.  Вы разделены на две команды. За правильный ответ команде - фишка.

Учитель: Город Липецк центр Липецкой области. Глядя на его  современные улицы и площади, трудно представить себе, что этого всего когда-то не было, что лишь один из холмов его был заселён. А назывался он – Липецкое городище.

Слайд №  3                                     (липецкое городище)

Вот  с него мы и начнём  экскурсию  по историческим местам Липецка. И первый вопрос:

Слайд №   4                                  

  1. К какому веку относят археологи Липецкое городище?

9 век        15 век        13 век

Учитель: Раньше  это место  называлось просто городище. И в летописи в 1283-1284 годах есть упоминание о князьях Липовецких, которые жили по берегу реки Липовка ,вероятно в честь которых позже и назвали город Липецк. Сейчас на месте этого городища стоит памятник  с надписью « Липецкое городище. Археологический памятник 13 века. Охраняется государством.»

Затем в письменных источниках нет упоминания вплоть до 17 века.  В 18 веке городище переименовано в слободу Липские железоделательные заводы, потому что в это время Липецк становится металлургическим городом.  И следующий вопрос:

Слайд №   5                                  

2.  В каком году началось строительство Верхних  железоделательных заводов по указу Петра I.,

1707        1712        1700

Учитель: в 1700 году Пётр 1 посетил наш край, узнал о запасах железной руды, а так как в это время шла Северная война, требовавшая большого количества пушек и снарядов, то было приказано строить Верхние железоделательные заводы

Слайд №   6                                            (заводы)

Учитель: В адрес нашего турнира пришло письмо от самого Петра I. Он оказывается все знает, что происходит сейчас в нашем крае.

Слайд №     7                                          (письмо)

«Здравствуйте, племя молодое незнакомое!

В былые времена посылал я боярских сынков за границу учиться, а теперь науки дома - в школах да лицеях изучают.

Знаю, есть среди вас отроки, похвалы, царской достойные, дело отцов перенявшие.

Да, вижу, не канули в лету дела мои древние, мирские. Не зря 4 века назад на пепелище слободском, рядом с лесом, повелел я городу быть.

Люд мастеровой в этих краях шибко по сердцу мне пришелся. Мастера искусные на заводах Липских руду железную в дело важное, государственное произвели. Не забыть мне лето красное, когда распустил паруса флот Российский аж до города Воронежа. А на верфрях-то пушки с липским клеймом.

Любо мне, что чтят потомки именитных предков своих, по земле Липской хохаживавших: Пушкина  да Лермонтова, Толстого да Бунина, Пришвина да Замятина; слагают песни о земле своей родимой.»

Учитель: Пётр в письме упоминает о памятнике. Вы все его конечно видели.

Слайд №    8                                    (памятник Петру)

Учитель:  Следующий вопрос как раз имеет отношение к этому памятнику.

Слайд №9

3. В каком году был поставлен памятник Петру I.

1705        1750        1839

Учитель: А в память о заводах в Нижнем парке  установлены три корабельные чугунные пушки.

Слайд №   10                                     (пушки)

Учитель: Кроме того Пётр 1 причастен к тому, что в Липецке  открыт минеральный  целебный источник. И Липецк   превращается в город-курорт. В каком же году это произошло?

Слайд №11                                      

4   Дата, стоящая на первом генеральном плане застройки  Липецкого курорта и города.

1805        1779        1700

Благодаря открытию в петровское правление у нас лечебных грязей и воды целебной и был открыт курорт в 1805 г. С именем Петра I связана целая эпоха из истории нашего края. Давайте здесь сделаем небольшую остановку и узнаем, что находится в чёрном ящике?  

(торжественная музыка) Музыка №

5.Каждая команда даст свой вариант ответа на вопрос: что в  чёрном ящике?

(выносится чёрный ящик – в нём минеральная вода)

Слайд №  12                                    

6.        В Липецке есть сад и аллея в Нижнем парке, носящее имя  нашего земляка

Е.Быханов        Н.Барсуков        М.Орлов

Слайд №      13                                      ( о. Быханове)                                

Слайд №      14                                

7        Какой город в Липецкой области находится на одной географ,  широте с г.Липецком?

г. Елец        Задонск        Чаплыгин

Слайд №    15                     ( город Елец и его герб)                                

Слайд №   16                                  

8  В состав какой губернии входил уездный г.Липецк?

Тамбовская        Воронежская        Орловская

Слайд №    17                                  

9        В честь какого известного писателя назван театр в Липецке?

И.Бунина       Л. Толстого        А. С.Пушкина

Слайд №  18                                ( театр Толстого)  

Учитель:      А на  этот вопрос дайте свой вариант ответа.

Слайд №  19                      ( памятник лётчикам на площади героев)

    10. В честь кого установлен этот памятник?           

    Слайд №  20                      ( о Кривенкове и Шерстобитове)   

Учитель:      Я надеюсь, что эта сума действительно прибавила нам ума. Итак, мы продолжаем наше путешествие в прошлое.. А дорожка-то,  действительно, старая. Никакого асфальта. Одни следы от ног на земле, следы легенд (повесить на доске). Пройдемте-ка и мы по этим следам легенд.

Учитель:      Сейчас каждой команде надо попытаться «прочесть» по одному следу. Есть подсказки в виде рисунков. Легенды рассказывают о городах, селениях нашего края. Надо рассказать легенду или самому придумать, почему такое название? (прикрепить следы к доске)

Слайд №  21              (Добрые люди – крепость Добрый,

   Слайд №  22             река Мартынчик – село Замартынье

 Учитель:      А может вы знаете ещё какую-то легенду?

Учитель:      Изучая прошлое, мы пополнили свои знания. «Без прошлого нет настоящего». Это мудрые слова. Мы снова вернулись к нашему придорожному камню.

Слайд №   23                     (камень)

И я предлагаю пойти направо, камень утверждает, что там мы ничего не найдем. Ноя думаю, что не найдут лишь только те, кто не знает историю нашего края, нашего города„.Дорога современная, асфальтированная. И мы с вами попали в наше время, в наш город.

Слайд №   24                     (современный город)

Сколько много улиц, проспектов, бульваров! Какое движение транспорта! Но мы с вами не боимся его, так как мы знаем хорошо ПДД. На какой свет мы, пешеходы, имеем право переходить улицу? Давайте, чтобы сэкономить время, дальше мы отправимся не пешком, а на воздушном шаре.

 Слайд №  25             (воздушный шар)                    

Сверху мы лучше рассмотрим наш город.  Сколько много заводов и фабрик в нашем промышленном центре!

Но знаете ли вы о том, что в нашем крае до сих пор сохранилось кустарное производство? А вот какое, вы должны будете угадать.

Наше путешествие по Липецкой области продолжается уже на воздушном шаре. Итак:

Первая остановка.

«Девицы-красавицы взяли поглядели,

Как переплетаются звонкие метели.

И рисуют девицы белые картинки

Кружево стелется тоньше паутинки»

(Елецкие кружева)

Слайд №   26                      (елецкие кружева)

«Не душа ли женская

В кружевах красуется,

И гармонь Елецкая

В них поет, мне чудится.

Кружево елецкое

То белой дымкою - то нежной просинью,

Мне светлеет зимами,

Мне синеет веснами,

И желтеет осенью».

Вторая остановка, с. Доброе.

Изделия из этого промысла трижды празднуют свое рождение: в руках мастера, в печи, в росписи (глиняная игрушка).

Слайд №     27                  

Наша область богата запасами глины от самых светлых до самых темных тонов, имеются все оттенки красного, с этим связано такое распространение в прошлом на территории края гончарного промысла.

Игрушка лепится, сушится, покрывается краской, обжигается.

В нашей области имеется не один центр изготовления глиняной игрушки. Ее делают в Добром - мастер Пустовалов Иван Константинович. В селе Ленино работал замечательный мастер - Иван Федорович Гункин. В селе Измалково изготовление игрушки продолжается потомственным гончаром - мастером Семеновым Егором Яковлевичем. Изделия наших мастеров привлекают внимание на различных выставках народного творчества. А вы непосредственно знакомы с изготовлением этих изделий. Вы сами делаете эти изделия на уроках технологии. Вот выставка ваших работ.

(выставка работ)

Третья остановка.

«Держится подружка за мое ушко

Стежкою одною все бежит за мною».

(игла, нить - вышивка)

Слайд №     28                   (вышивка)

Вышивка - это своего рода письмо. Информация, которая закладывалась вышивкой в древние времена, могла быть расшифрована даже неграмотным человеком. Значение вышитых - это и отвод нечистой силы, воззвание к солнцу.

Вышивка крестом наиболее распространена в нашем крае. Также характерна тамбурная вышивка (от названия г. Тамбова). Территория Липецкого края входила в состав Тамбовской губернии.   Дети нашей школы тоже овладели вышивкой. Вы можете посмотреть на выставку.     (выставка работ)

Четвертая остановка.

«Звонкие, резные

Ложки расписные,

Золотые терема

        хохлома».

(липецкая) А почему так называется? Так называется село Хохлома Нижегородской области. Вид народной росписи на деревянных изделиях. Посмотрите на выставку ваших изделий В нашей школе работает кружок хохломской росписи, и здесь представлены ваши работы, сделанные на этом кружке.

(выставка работ)

Учитель:  И вновь мы возвращаемся к камню -указателю.

Слайд №    29                    (камень)

 Теперь нам осталась дорога налево. Направляясь по ней, мы попадаем в будущее. Каким вы его видите, представляете?

Давайте выйдем из нашего воздушного шара на поляну и посадим там дерево желаний,

Слайд №  30                      (ДЕРЕВО ДЕЛАНИЙ)

Какой вы видите нашу школу? Спорт? Образование? Природу?

Какое яркое красивое дерево! Пусть таким будет ваше будущее. Вот и сделайте так, чтобы ваша мечта осуществилась.

Наш круиз завершился. Мы посетили все пункты нашей маршрутной карты.

Традиции прошлого лежат в основе культуры настоящего, и мы

должны очень бережно относиться к нашему наследию, сохранять и

и, приумножать его, как это делают мастера и мастерицы нашего края.

Учитель:  А сейчас самое время подвести итоги нашего путешествия.

Завершить урок я хочу словами нашего земляка, замечательного писателя И.А.Бунина.

Слайд №   31                    

«Та красота, что мир стремит вперед, в ней тоже след былого».

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.

Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....

Исследовательский проект по теме :Животные Липецкой области".

Вработу включены подборки материала о животных Лтпецкой области, Красной книге области с презентацией....

Презентация по теме :Животные Липецкой области".

Презентация к проекту"Животные Липецкой области"...

Архитектурные памятники Липецкой области

В презентации рассказывается об архитектурных памятниках Липецкой области....

Сочинение « Если был бы я… Дениской»Выполнил ученик 2 б класса МБОУ лицея №5 города Ельца Липецкой области

Творческая детская работа «В стране Фантазии».   Сочинение « Если был бы я… Дениской»...

Классный час 2 класс "Символы Липецкой области".

Классный час для 2 класса "Символы Липецкой области"....

Классный час в 3 «В» классе «Путешествие по Липецкой области»

Подготовила и провела :учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. УсманьЛомакина Л.М.Цель: знакомство ребят с историей образования Липецкой области; расширение знаний детей о природе, культур...