Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания.
методическая разработка на тему

Аниканова Татьяна Анатольевна

Сценарий родительского собрания в ОУ на тему: Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_sobraniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания»

 «Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,

которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

 Задачи:

 Образовательные: пополнение знаний родителей о путях, способах и приёмах воспитания положительных нравственных и духовных  качеств личности ребёнка в  семейных условиях.

Воспитательные: оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни в семье; распространение положительного опыта семейного воспитания; профилактика ошибочных действий родителей по отношению к своему ребёнку.

Организационные: интеграция семьи и школы в деятельности по развитию личности ребёнка.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Сотни тысяч беспризорных детей, потерявших родительский кров, обитают на улицах и в подвалах. Постоянно растет число разводов и суицидов.

Нашему обществу грозит глубокий кризис, если ситуация в семье останется прежней.

Воспитать развитые нравственные потребности -  вот главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Сегодня мы бы хотели вам предложить  и продемонстрировать один из способов  воспитания нравственности у ваших детей. Это семейные традиции.

Что такое традиции?

Традиция– это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность».

Традиции семьи  – это огромная мастерская, в которой переплетается все - вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью.  

  1. К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.  Какие праздники принято отмечать в  семьях  наших учеников мы узнали из рисунков, стихов и плакатов, приготовленных детьми для участия в Неделе начальной школы, которая проходила с 19.ноября по 26 ноября 2012 года. Одним из самых любимых праздников в российских семьях стал «День матери», который отмечается в последние выходные ноября.

Дорогие мамы, мамы мам примите поздравления от самых маленьких наших учеников – первоклассников!

1. Первейшая ценность в России — семья!
Очаг наш домашний согреет любя.
За руки возьмутся родные мои,
Дружнее не сыщешь на свете семьи.

2. Семья – это папа, семья – это я,

Семья – это милая мама моя!

Мама любимая! Мама родная!

Сегодня с Днем матери всех поздравляем!!!

3. Этот  день мы не забудем

Этот день  мы свято чтим,

Эти строки посвящаем

Милым мамочкам своим!

4. Дорогая мамочка, мамуля,
Хорошо, что праздник мамы есть.
Я тебя люблю, моя родная,
Всех твоих достоинств и не счесть.


5. В жизни ты защита и опора,
От ненастий бережёшь меня,
Любишь без оглядок и укоров
И согрета вся тобой семья.


6. Мама - это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.

7. Пожелать хочу тебе здоровья,
Чтоб тревог никто не доставлял.
Ты - одна такая в целом свете,
Мамочка любимая моя!

8. Мамочка, любимая, родная,
Солнышко, ромашка, василёк,
Что мне пожелать тебе не знаю
В этот замечательный денек.

9. Пожелаю радости и счастья,
Мира и удачи на твой век,
Чтобы сердце не рвалось на части,
Милый мой, родной мой, человек!

10.Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам,
Мы за все, за все, родные,
Говорим: “Спасибо вам!”

(Звучит песня в исполнении первоклассников «Песня мамонтенка»)

Дети раздают «Обращение детей к родителям»

  1. Семье, конечно, нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками.

Выступление 1 родителя от 2 класса  «Для чего необходимо в семье чтить традиции?» (3-5 минут) (Ермак Св. Серг).

  1. Есть и другие интересные  традиции – так называемая традиция проведения свободного времени в семье, отпуск. Созданию благоприятного климата, духовной насыщенности, воспитанию нравственности, привитию любви к своему дому, семье помогают чаще всего ужины в кругу родных и близких, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, общение с живой природой, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.  

 Выступление 1 родителя  от 3 класса «Правильная организация досуга в семье» (3-5 минут) (Виноградова Окс.Рудольф.)

Участие в художественной самодеятельности,  семейные концертные номера -  это один их примеров традиции проведения свободного времени в семье.

Представляем вашему вниманию музыкальный номер от семьи Каёвых.

  1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.

«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Работа с родословной, с генеалогическим древом начинается в начальной школы, в рамках проектной деятельности и на уроках окружающего мира. К 4 классу ребята получают достаточный объём знаний, чтобы восстановить цепочку времен, составить исследовательский проект «Моя родословная». На слайдах вы можете увидеть выборку из представленных проектов.

Выступление учениц 4 класса, песня «Неразлучные друзья».

Хотелось бы отметить то, что неоценимый вклад в развитие культуры и моральных ценностей  вносит духовно-нравственное  воспитания в семье посредствам осуществления поездок по святым  историческим местам России. Семья Копачёвых уделяет этому большое внимание. Всей семьей они побывали во многих местах, где не только знакомились с историей нашей культуры,  но и насыщали семейные отношения  духовностью

5. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной. а закончить нашу встречу я хочу притчей.

«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

 «Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

 И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

И мы желаем вам: Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который вы трепетно будете  передавать в вашей семье  из поколения в поколение.

Спасибо всем за участие и внимание!

 А сейчас вас ждут ваши классные руководители.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"

В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...

Формирование интереса к народным традициям как элемент нравственного воспитания

О формировании интереса к народным традициям младших школьников....

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость вобъединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и созданииединого воспитательно-образовательного пространства для р...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...

"Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников"

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...