Классный час в начальной школе
классный час на тему

Устный журнал на тему "первоцветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_pervotsvety.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Устный  журнал:

 «Тайны первоцветов»

Цель:

- закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе;

-развивать внимание и речь учащихся, навык самостоятельной работы;

- воспитывать ответственность при выполнении заданий;

-прививать экологическую культуру школьникам.

 

Оборудование: запись пьесы П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»; запись песни Ю.Антонова «Не рвите цветы»; картинки с изображением первоцветов (медуницы, гусиного лука, хохлатки, мать-и-мачехи, ветреницы, галантуса, пролеска,); таблички с названиями страниц журнала; рисунки экологических знаков и таблички с их названиями; рисунок динозавра; будильник; кусочек сахара.   

 

Ученик: Гонимы вешними лучами,

              С окрестных гор уже снега

              Сбежали мутными ручьями

              На потопленные луга.

              Улыбкой ясною природа

              Сквозь сон встречает утро года,

              Синея блещут небеса.

              Еще прозрачные леса

              Как будто пухом зеленеют...

                                        (А. С. Пушкин)

   - Какое время года описано в этом стихотворении?

   - Каждое время года имеет свои признаки. О признаках весны очень хорошо написал С.Дрожжин в своём стихотворении «Зима сменяется весною». Послушайте его и перечислите все признаки весны, описанные в стихотворении. (ученик читает стихотворение)


 

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали;

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

Сядут на крыше рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонuлась,

Вся расцвела, распушuлась,

Так и блестит жемчугом.

Кой-где обтаяли кочки

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом...

 


 

(учащиеся перечисляют признаки весны)

Учитель: - Как хочется побывать в весеннем лесу, вдохнуть запах свежести, послушать весёлую песню синицы. А вам,  ребята, хочется? Мы с вами обязательно сходим в весенний лес. Но прежде чем отправиться туда, мы должны подготовиться к экскурсии. Тогда она пройдёт более интересно и познавательнее.

  Поможет подготовиться к экскурсии наш устный журнал. Его название «Таинственные превращения в растительном царстве» (показываются на доске названия страниц журнала). Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты.  Они - то и расскажут о том, что здесь изображено.

 

1-я страница журнала «Первоцветы».

Учитель: - Мы заметили весенние изменения в природе. Благодаря им начинаются таинственные превращения в растительном царстве. У деревьев и кустарников началось сокодвижение. Набухают почки. А некоторые деревья, кустарники и травянистые растения начинают цвести. Как называют такие растения? (Раннецветущими)

-Догадайтесь по описанию, о каком раннецветущем растении идёт речь. А мои помощники - корреспонденты подготовили для вас сообщения о первоцветах.

- Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его охотно посещают пчелы, шмели. (ученик зачитывает сообщение о медунице)

- Зеленовато-желтые цветки похожи на маленькие лилии. Этим растением любят лакомиться гуси. (сообщение о гусином луке)

- Это растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. У каждого цветка есть длинный вырост, похожий на хохолок. (сообщение о хохлатке)

- Растение с золотисто-желтыми цветами, похожими на одуванчик. Листья появляются после цветения. Верхняя часть их холодная, гладкая, нижняя — теплая, бархатная. (сообщение о мать-и-мачехе)

- Это нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. Название свое получил за то, что цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка. (сообщение о ветренице)

- А в последнем окошке нет описания того растения, которое за ним спряталось. Потому что это особенный цветок. Самый родной нам и близкий. Именно по нему мы узнаем: весна пришла! Вы догадались, как называется этот цветок? Опишите, как он выглядит.

- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Подснежник бывает не только с голубыми, но и с белыми цветами. Его называют очень красиво — галантус. Этот цветок восхищает и вдохновляет не только художников, но и писателей и композиторов. Известный сказочник Г. Х. Андерсен написал сказку «Подснежник», а великий русский композитор П. И. Чайковский посвятил подснежнику свою музыку. Послушайте их.

Звучит запись сказки на фоне музыки.

2-я страница журнала «Тайны подснежника».

Учитель: - Какое отношение к подснежникам имеет вот это давно вымершее животное — динозавр? (Учитель показывает картинку с изображением динозавра)

-Подснежники очень древние цветы. Им более 300 миллионов лет. Они росли в то время, когда на земле жили динозавры. Что помогло им выжить, как удалось приспособиться к окружающей среде — это тайна. И нам предстоит ее разгадать.

1-я тайна. Рассмотрите на рисунке растения — подснежники. Какой признак их объединяет? (Подземная часть утолщена или образует луковицу, клубень).

2-я тайна. А вторая тайна скрыта вот в этом продукте (учитель показывает сахар).

Как они связаны? У кого есть предложение?

- Случается, что во время цветения подснежников возвращается зима со снегопадами и морозами. Но цветок выдерживает мороз до 10 градусов. Заледенеет до корней, а появится солнце — оттает и цветет себе дальше. А все это потому, что в соке подснежников содержится сахар.

3-я тайна. Следующая тайна — вот в этом предмете. (Учитель показывает часы-будильник). Среди зимы случаются длительные оттепели, по несколько недель температура бывает равна нулю и выше. Однако подснежники не зацветают. Кто сможет разгадать эту тайну?

- А секрет в нем — будильнике. В каждом растении есть свои биологические часы. Как только долгота дня увеличивается до определенного времени — звучит сигнал подснежникам: «Трогайтесь в рост!»

4-я тайна. Прежде чем разгадать следующую тайну, вы должны дать ответы на мои вопросы:

1. Как называется лес, в котором растут ели, сосны?

2. Как называют лес, в котором растет дуб, липа, береза?

3. А о каком лесе я не спросила?

-В каком из них не растут подснежники? Почему?

-Весной в хвойном лесу темно, т.к. хвоя не пропускает солнечного света. А лиственный лес стоит весной еще голый, и солнечные лучи легко проникают через ветки и прогревают почву. К тому же в лиственном и смешанном лесу слой опавшей листвы и снега больше, чем в хвойном. А клубням и луковицам нужна теплая шуба, чтобы не промерзнуть.

5-я тайна. Почему цветы нарядились в яркие синие, розовые, желтые платьица?

-Это они для насекомых — пчел и шмелей — так нарядились, чтобы их заметили. Цветы угощают насекомых сладким нектаром, а насекомые переносят на своих лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этого не образуются у подснежников плоды и семена.

Конечно, это не все тайны. В природе насчитывают десятки тысяч цветущих растений — и у каждого своя тайна. Но если вам понравилось разгадывать тайны, то у вас есть много возможностей для того, чтобы сделать открытия.

3-я страница журнала « Цветочкины слёзы»


 

(ученик читает стихотворение)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

 

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

 


 

Учитель: -Я боюсь: вдруг наступит такое время, когда исчезнут на земле эти прекрасные цветы. Ведь их с каждым годом становится все меньше. А почему, вы узнаете из сказки.

Сказка о подснежниках

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы, а насекомые там просто жили. Однажды на эту поляну забрел мальчик Вова. Он взглянул на цветы и замер. Ему захотелось унести эту красоту с собой. Вова набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей. Ребята позавидовали, что у Вовы такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрый» мальчик, он рассказал друзьям о полянке. Мальчишки гурьбой побежали туда.

По лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную полянку. Что он там увидел? Вместо небесно-чистых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, он заплакал.

-Говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Какой урок мы должны извлечь из этой сказки?

- Я думаю, что дети просто не знали правил поведения на природе. А вы знакомы с этими правилами? Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в игру. Перед вами экологические знаки. Подберите к ним подходящие названия и соедините их стрелками.

Осталась лишней табличка с надписью «Не рви цветы», а подходящий знак вы должны придумать сами и нарисовать.

Стихотворение «Подснежник» (читает ученик на фоне записи песни Ю.Антонова «Не рвите цветы»)

 


 

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки...

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать!»

(Н. Абдулаева)


 

 

Подведение итогов

- Надеюсь, что вы, прослушав наш журнал, всегда будете бережно относиться к природе, помнить, что у каждого цветочка есть своя тайна. А какую тайну подснежников вам было интереснее всего разгадывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....

Классный час в начальной школе "Как правильно общаться"

 В конспекте предлагается беседа с учащимися и узучение  особенностей общения учащихся...

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" Афанасьева Татьяна Константиновна учитель начальных классов

Данный классный час  воспитывает жизнестойкость учащихся, даёт возможность понять, что в жизни есть друзья. с которыми всегда можно поделиться своими проблемами, попросить их о помощи....