Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"!

 Длительность одного занятия составляет 45 минут. 

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития сколиотической болезни позвоночника, создание здоровьесберегающей среды в школе.

Плавание,  гимнастика,   содействует решению следующих задач:

·       всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, нормальное физическое воспитание;

·       формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

·       развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

·       коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;

·       содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Учебный материал распределен сообразно возрастным особенностям учащихся.

В 4 классе мы начнём с ознакомительных упражнений  - это упражнения в плавательном бассейне, направленные на освоение с водой и обучение навыкам плавания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   Пояснительная записка

        Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

        Но, следуя за техническим прогрессом, современная школа продолжает наращивать объем и интенсивность информации, что  приводит к переутомлению учащихся, ухудшению их физического и психического здоровья. Наиболее распространенным заболеванием среди учащихся школ являются заболевания опорно-двигательного аппарата.

    По данным НИИ детской  ортопедии им. Г.И. Турнера по России нарушения осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%.

   Физическое состояние детей, проживающих в городе Лебедянь, усугубляется неблагоприятными климатическими условиями: недостатком кислорода, перепадами атмосферного давления, коротким световым днем в зимний период, гиподинамией.

   В сложившейся ситуации посильную помощь детям должны оказывать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе, тренеры детских спортивных секций.

   В основу программы «Здоровым быть здорово!» положены упражнения общего воздействия, направленные на профилактику нарушений осанки и предотвращение заболеваний позвоночного столба. Она адаптирована к условиям массовой общеобразовательной школы  и дополнена упражнениями гимнастики.

Программа «Здоровым быть здорово!» разработана для  обучающихся 4 класса. Она рассчитана на 36 учебных часов при одно разовом занятие в неделю.

 Длительность одного занятия составляет 45 минут.  

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития сколиотической болезни позвоночника, создание здоровьесберегающей среды в школе.

Плавание,  гимнастика,   содействует решению следующих задач:

  • всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, нормальное физическое воспитание;
  • формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. 

Учебный материал распределен сообразно возрастным особенностям учащихся.

В 4 классе мы начнём с ознакомительных упражнений  - это упражнения в плавательном бассейне, направленные на освоение с водой и обучение навыкам плавания.

 

В основе обучения лежат принципы здоровьесберегающей педагогики.

  • Принцип «не навреди». 

      Программа «Здоровым быть здорово!» составлена на основе традиционных упражнений физической культуры, и предполагает контроль со стороны учителя за физическим и функциональным состоянием занимающихся.

  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

      Он соблюдается через проведение запланированных мониторинговых процедур (тестирование,  анкетирование,  ведение

      «Дневников  самоконтроля»).

  • Принципы непрерывности и преемственности.

       Он определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а систематично и в течение  длительного времени (учебного года).

  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

       Он соблюдается через подбор учебного материала, темпа учебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.

  • Принцип активных методов обучения.Они позволяют вовлечь учащихся не только в мыслительную, но  и поведенческую деятельность.

  • Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. 

    Программа кроме профилактической направленности решает воспитательные задачи. Ребята учатся правилам техники безопасности и умению применять их в повседневной жизни. Воспитывается потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

  • Принцип отсроченного результата.  Этот принцип не относится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативности программ и мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Существует немало приемов и тренингов, позволяющих получить быстрый, показательный, но иллюзорный результат.

  • Принцип контроля  за результатами. Он соблюдается через применение мониторинговых процедур.

                                                                                                             

Учебный план

Содержание материала

4 класс

Количество часов

1

Теоретические сведения

1

1

2

Упражнения на суше

2

2

3

Практические навыки по технике плавания применительно к специфике нарушений осанки (подготовительные

 упражнения и обучение технике)

17

17

4

Упражнения на воде

5

5

5

Игровые упражнения

Игры на воде

10

10

6

Тесты         

1

1

Итого:

36

36

Учебно-тематический план

Перечень  разделов

Перечень тем

Время на изучение

Виды деятельности

Контроль

1.

Теоретические сведения

1. Правила техники безопасности на занятиях плаванием

2. Гигиена при занятиях физическими упражнениями

3. Закаливание. Профилактика простудных заболеваний

1

Теоретические сведения даются детям в форме кратких бесед. Беседа на тему: «Знакомство с бассейном».

  1. Рассказ об акватории, бассейне, правилах поведения и безопасности.

«Правила безопасности»,

«Правила купания в открытых водоемах».

Гигиенические требования к пловцу. «Гигиена пловца»

Основы закаливания организма. «Сведения о закаливании, профилактика простудных заболеваний»

  1. Профилактика простудных заболеваний.
  2. Профилактика травматизма на воде.
  3. Основные способы плавания.
  4. Правила ведения «Дневников самоконтроля».

Устный опрос

  1. 2

2-3

Упражнения на суше

Имитационные подготовительные упражнения и техника их выполнения с целью подготовки учащихся к упражнениям в водной среде.

2

Техника дыхания.

Техника движений ногами, движений руками.

4 - 8

Практические навыки по технике плавания (подготовительные упражнения и обучение технике)

Упражнения на освоения в воде

17

5

Научит детей ходьбе по дну бассейна с разными положениями рук;

приседания под воду (с закрытыми, открытыми глазами, с задержкой дыхания);

«Насос» в парах.

Разучить с детьми упражнения на дыхание стоя у бортика:

«Дутье на воду;

«Стирка» (одновременная работа рук);

попытка сесть на дно.

Разучить с детьми упражнения на дыхание при нырянии:

«Медуза», «Поплавок», «Звездочка».

Имитация движений руками способов «Кроль», «Брасс».

Имитация движений руками стоя на дне, с продвижением, положив лицо на воду с задержкой дыхания.

Зачеты:

выдохи в воду; «Медуза», «Поплавок».

9 - 11

Упражнения на всплытие и горизонтальное положение тела

3

Разучивание  с детьми упражнений  в упоре у бортика, взявшись за поручень, выдохи в воду.

Работа ног способом «Кроль» на груди;

То же на спине.

Работа ног способом кроль с дыханием

12 - 16

Упражнения на скольжение

5

Разучить с детьми упражнения скольжение на груди, руки вверх с задержкой дыхания.

Скольжение с работой ног способом «Кроль» с задержкой дыхания и с произвольным дыханием.

Работа ногами способом «Кроль», руки с доской.

Скольжение на спине с разными положениями рук: вверх, вдоль туловища

Скольжение на груди

Зачеты: скольжение на груди и на спине

17 -20

Упражнения на дальнейшее разучивание и совершенствование техники плавания

4

Скольжение  на спине.

Работа ногами; «Кроль» на груди и на спине с доской.

Доставание предметов, игрушек со дна бассейна.

Совершенствование техники способом «Кроль» на груди и на спине с доской, с дыханием.

Разучивание техники плавания способом «Брасс» на груди (руки) с дыханием.

Зачеты: дыхательные упражнения, проплывание отрезков поперек бассейна на технику исполнения: руки способом «Брасс», ноги способом «Кроль»

21 - 25

Упражнения на воде

Элементы плавания

5

Объяснение, показ, имитация движений руками и ногами.

  1. Сесть, согнув одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево.
  2. Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить, носки оттянуть. Сначала выполнять ногами скрестные движения, затем, как при плавании кролем (ноги высоко не поднимать, выполнять движения от бедра, в быстром темпе).
  3. Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно.
  4. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притоптыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд.
  5. То же упражнение, в положении наклонившись вперёд.

  1. Вращение прямыми руками назад («мельница») с постепенным увеличением темпа.
  2. В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация движений ног при плавании кролем на спине.

26 - 35

Игровые упражнения

Игры на воде

10

1.Игра на воде «Поплавки»

Подготовка.

Играют установленное время. Играющие заходят в воду по грудь.

Содержание игры.

По сигналу руководителя игроки делают глубокий вдох и приседают, опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, а руки соединяют впереди. Затем раскрывают руки, чуть касаются дна и всплывают, как поплавки, наверх. После каждого всплытия снова опускаются на дно.

Побеждает тот, кто за установленное время сделает большее число упражнений.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Касание рукой дна обязательно.

2. Игра на воде «Тритоны»

Подготовка.

Играющие опускаются на дно.

Содержание игры.

По сигналу руководителя играющие начинают движение по дну, вытянув ноги и опираясь только на руки, словно тритоны. Игроки должны пройти, таким образом несколько метров.

Выигрывает тот, кто продвинется под водой дальше всех.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Касаться ногами дна нельзя.

3. Всплывать на поверхность водоема нельзя.

3.Игра на воде «Стрелы»

Подготовка.Играющие отходят от бортика и поворачиваются к мелкой части бассейна. С помощью руководителя или его помощников они ложатся на воду головой к бортику, вытянув руки над головой, изображая стрелу.

Содержание игры.Руководитель, захватив одной рукой играющего за ноги, а другой поддерживая снизу за живот или спину (в зависимости от положения играющего — на груди, на спине), мягким движением нарастающим усилием толкает его к берегу.Побеждает игрок, который дольше всех проскользит.

Правила игры:1. Игра начинается по сигналу руководителя.2.Помогать себе руками или ногами при скольжении нельзя.3.Скользить разрешается только в указанном выше положении.

  1. Игра на воде «Бегом по воде»

Подготовка.

Играющие выстраиваются вдоль бортика на мелком месте бассейна и разделяются на пары.

Содержание игры.

По сигналу руководителя игроки каждой пары бегут как можно скорее по воде вдоль бортика и касаются руками воткнутой в дно бассейна вешки. Побеждает тот в паре, кто выполнит упражнение быстрее. Бег повторяется в обратную сторону.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Игроки во время бега должны держать руки на поясе, за головой или вверху.

3. Касание рукой вешки обязательно.

5 Игра на воде «Рыбаки и рыбки»

Подготовка.

Играющие делятся на две равные команды — «рыбаки» и «рыбки». «Рыбаки» делятся на три тройки, выстраиваются на бортике и берутся за руки.

Содержание игры.

По сигналу руководителя «рыбаки» ловят «рыбок», свободно перемещающихся в воде (глубина по пояс). Отмечается время, за которое «рыбаки» поймали всех «рыбок», после чего команды меняются ролями.

Побеждает команда, которой понадобилось меньше времени, чтобы вывести из игры всех «рыбок».

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. «Рыбка» считается пойманной, если трое «рыбаков» сомкнут вокруг нее руки.

  1. Игра на воде «Успей нырнуть»

Подготовка.

Играющие делятся на две команды. Одна выстраивается по кругу на глубине выше пояса, стоя спиной к середине. Это «охотники». Другая входит внутрь круга и выполняет роль «уток».

«Охотники» получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им «уток». Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания «утка» покидает круг. Через 10 мин игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Попадание в голову не засчитывается.

3. Мяч можно ловить, в этом случае «утка» не считается выбитой.

4. Сужать круг «охотникам» нельзя.

  1. Игра на воде «Дельфины»

Подготовка. 

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Каждую такую дорожку из 6 —10 обручей выкладывают перед командами в воде вдоль бортика бассейна, за последним обручем ставится флажок. Игроки в командах выстраиваются колоннами.

Содержание игры.

После сигнала к началу игры первый из игроков прыгает (вбегает) в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Доплыв до флажка, игрок поднимает его вверх. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят эти упражнения.

Побеждает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко.

  1. Эстафета в воде

Подготовка.

На расстоянии 12—18 м от бортика устанавливаются 2—3 флажка                      ( плавающих с грузом на дне). Против флажка выстраиваются команды.

Содержание игры.

По сигналу руководителя первые номера каждой команды вбегают в воду, плывут до флажка и обратно, касанием руки передавая эстафету следующему.

Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение задания.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Касание рукой игрока обязательно.

  1. Игра на воде «Морские витязи»

Подготовка.

Играющие делятся на две команды, каждая из которых, в свою очередь, делится на пары: одни изображают коней, другие — всадников, т.е. «морских витязей». Играющие входят в воду по грудь и становятся друг против друга.

Содержание игры.

По сигналу руководителя «витязи» сближаются и стараются стянуть друг друга с «коня» — окунуть соперника в воду. В этом им активно помогают «кони». «Витязь», оказавшийся в воде, вместе с «конем» покидает поле боя.

Заканчивается сражение «витязей», когда все игроки одной из команд будут свергнуты в воду.

Побеждает команда, игроки которой сумели удержаться на «конях».

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

В игре одному «витязю» разрешается бороться против двух-трех.

Сталкивать соперника можно только руками.

 Ударять соперника рукой нельзя.

 «Кони» толкают друг друга плечом.

10.Игра на воде «Салки»

Подготовка.

Для игры требуются два-три надувных круга, которые кладут на поверхность воды.

Содержание игры.

По сигналу руководителя водящий старается осалить остальных игроков. Тот, кого осалили, становится водящим.

Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Водящий и остальные игроки могут передвигаться в воде произвольным способом: бегать, плавать с помощью ног и рук на груди, на спине.

3. Не разрешается выбегать на берег и нырять.

4. Салить можно только верхнюю часть туловища.

5. Спасаясь от водящего, игроку разрешается ухватиться за круг. В этом случае водящий не имеет права салить.

6. Запрещается держаться за круг более 5 с.

6.

Функциональные пробы

Тесты на гибкость и силу

1

Подвижность позвоночника

Сила мышц спины

Сила мышц брюшного пресса

Содержание программы:

Теоретические сведения (1 час)

 Даются детям в форме кратких бесед. Беседа на тему: «Знакомство с бассейном».

Рассказ об акватории, бассейне, правилах поведения и безопасности.

«Правила безопасности»,

«Правила купания в открытых водоемах».

Гигиенические требования к пловцу. «Гигиена пловца»

Основы закаливания организма. «Сведения о закаливании, профилактика простудных заболеваний»

Профилактика простудных заболеваний.

Профилактика травматизма на воде.

Основные способы плавания.

Правила ведения «Дневников самоконтроля».

 Упражнения на суше (2 часа)

На первых уроках дается общая характеристика имитационных подготовительных упражнений и техника их выполнения с целью подготовки учащихся к упражнениям в водной среде: техника дыхания, движений ногами, движений руками.

Практические навыки по технике плавания применительно к специфике нарушений осанки (подготовительные упражнения и обучение технике) (17 часов).

При благоприятном систематическом воздействии на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое главное – занятия плавание способствует разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.

Для овладения водной средой и техникой плавания разработана следующая последовательность обучения:

  • погружение, всплывание, освоение горизонтального положения, скольжение, выдох в воду;
  • техника дыхания;
  • техника движений ногами с задержкой дыхания на вдохе, с произвольным дыханием, с выдохом в воду;
  • согласование движений ногами с дыханием;
  • техника движения руками с произвольным дыханием;
  • согласование движений ногами и руками с задержкой дыхания;
  • согласование движений руками, ногами и дыхания.

Упражнения на воде (15 часов)

Комплексы упражнений строятся по аналогии со структурой урока физкультуры и состоят из трех частей. Подготовительная часть включает подготовительные упражнения и упражнения на коррекцию осанки. Основная часть нагружена собственно  упражнениями, большинство из которых выполняются лежа на спине, боку, животе. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.

Игровые упражнения. Игры на воде (7 часов)

В плавании игра, игровые упражнения являются частью урока, особенно в младших классах. Игра повышает эмоциональное состояние ребенка, помогает ему преодолеть чувство боязни воды, неуверенности в себе. Различные эстафеты с предметами и без, игры  «Пионербол», «Поиск жемчужин», «Караси и карпы», «Пятнашки», «Стрелка», «Салки», «Водолазы», «Рыбаки и рыбки», плавание в ластах направлены на ознакомление со свойствами воды, на развитие физических качеств.

Планируемые результаты:

  1. Повышение уровня физического развития.
  2. Приобретение и закрепление полученных навыков плавания и обучение специальным упражнениям.
  3. Выработка правильной осанки.
  4. Улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Аппарат контроля предполагает систему тестов, зачетных упражнений, анкетирование родителей:

Тесты:

  • подвижность позвоночника;
  • сила мышц спины;
  • сила мышц брюшного пресса.

Зачетные упражнения:

  • выдохи в воду;
  • «Медуза»;
  •  «Поплавок»;
  •  скольжение на груди и на спине;
  • дыхательные упражнения;
  •  проплывание отрезков поперек бассейна на технику исполнения: руки способом «Брасс», ноги способом «Кроль»;
  •  дыхательные упражнения;
  • скольжение на дальность; плавание до 25 м, руками способом «брасс», ногами способом «кроль»

Все эти упражнения выполняются учащимися   по окончанию изучения тем разделов.

Методическое обеспечение учебного процесса: ведущими методами обучения являются методы физического воспитания, такие как метод демонстрации, метод разучивания упражнений в целом и по частям, метод стандартного непрерывного упражнения, интервального упражнения, попеременного упражнения, игровой метод.

Организация учебного процесса: занятия состоят из упражнений в гимнастическом зале и в плавательном бассейне. Занятия проводятся в плавательном бассейне один раз в неделю длительностью 45 минут. На занятиях используются гимнастические коврики, палки, скамейки, мячи, кубики, плавательные доски, ласты, очки для плавания.

Результаты реализации программы

Программа «Здоровым быть здорово!»  принята к апробированию в 2014-2015 учебном году в 4 классе. Для отслеживания результатов была выбрана контрольная группа обучающихся 4 класса, состоящая из 25 человек.

Учащиеся выполняли тесты.

  1. Сила мышц спины (на скамейке). Лежа на животе руки на пояс, ноги держать. Определить время до полного утомления мышц.
  2. Сила мышц правой (левой) стороны туловища (на скамейке). Лежа на правом (левом) боку, руки за голову, ноги держать. Определить время до полного утомления мышц.
  3. Сила мышц брюшного пресса. Лежа на спине, руки за голову, перейти в положение сидя и обратно (ноги держит помощник). Темп не выше 16 раз в минуту.
  4. Отслеживались результаты медосмотра учащихся.

Условия реализации программы

  1. Тематическое планирование; поурочное планирование.
  2. Наличие материально-технической базы:
  • плавательный бассейн;
  • спортивный зал;
  • доски для плавания;
  • туристические коврики (дорожки);
  • гимнастические палки;
  • гимнастические скамейки;
  • легкие мячи.

Литература, необходимая для освоения курса

Для ученика: программой не предусмотрена литература для учащихся.

Для учителя: Хамленский Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников: Методические рекомендации. – СПб.:

«Детство-пресс», 2001г.

Периодическая печать: Научно-методический журнал Физическая культура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Рабочая программа внеурочной деятельности  В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...

Презентация образовательной программы внеурочной деятельности "В здоровом теле-здоровый дух"

Аннотацияк образовательной программе  внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).Задачи программы:- сохранить и укрепить здоровье учащихся;- создавать межл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»

    АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...