Конспект воспитательного занятия. "Ёлочка-зелёная иголочка".
план-конспект занятия на тему

Смирнова Наталья Владимировна

Конспект воспитательного занятия.

Акция "Ёлочка-зелёная иголочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktsiya._yolochka-zelyonaya_igolochka.doc414.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акция: «Ёлочка-зелёная иголочка!»

Цель:

-привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.

Задачи:

Пробудить у детей инициативу, самостоятельность, желание совершать добрые поступки.

На личном примере воспитывать у детей любовь к природе родного края, бережное отношение к хвойным деревьям.

Расширить систему представлений о природе зимой.

Обогатить словарный запас детей и расширить их кругозор знаний стихотворениями, приметами и пословицами о зиме, елке, традициях празднования Нового года.

Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений детей их творческого мышления.

Экологическое воспитание личности младшего школьника через эмоционально-чувственную сферу;

Воспитывать активную нравственно-экологическую позицию учащихся по отношению к       окружающему миру

-осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, костюмы героев, макбуки ( Матроскин, Шарик, Печкин, Галчонок)

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный занятие. К нам пришли гости. А кто они вы узнаете послушав песенку. (звучит фрагмент песни из мультфильма «Зима в Простоквашино». Входят персонажи: Матроскин, Шарик, Печкин, Галчонок.).

- Герои какого произведения к нам пришли? (герои приветствуют детей, представляются)

- Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

  1. Введение в тему

- Сегодня мы отправимся на праздник.

- Какие праздники вы знаете? (дети называют праздники)

- А можем мы услышать праздник? Как?

- А почувствовать? Как?

- Какой праздник приближается? Что за праздник Новый год?

  • Праздник Новый год — самый весёлый. Шумный, радостный из всех праздников.

М- А скажите - ка, ребятки, вот о чем у нас загадка?

Ш -Что же это за девица?

 Не швея, не мастерица,

М- Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ш- Ну, конечно, это елка!

                                        

Вся зеленая, в иголках. 

  1. Первичное восприятие и усвоение нового

- Уже сегодня многие задумываются, как провести Новый год. Вопрос, будет ли ёлка, у наших людей не возникает. Традиция, да и привычка. И если раньше большинство из нас не задумывалось, как поступили с лесными красавицами, то сейчас глубоко в душе все мы осознаём ту глобальную ошибку, которую совершаем, особенно, когда уже 1 января будут выброшены елки, которые, по-хорошему, стоило оставить расти в лесу. Праздник пройдёт, а пожелтевшие деревца на свалке ещё долго будут вызывать неприятные чувства.

Печкин: -«И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла. И много-много радости детишкам принесла». Задумывались ли вы над текстом, напевая эту песенку? Как вы понимаете эти слова?

А радость ли это, когда  в праздник, пусть даже в красивом наряде, на тебя смотрит погибающее деревце. Вы сидите за столом, радуетесь, а рядом с вами – живое «существо», которое не без вашего участия лишилось жизни.

  1. Динамическая пауза

«Ели» — стоя на носках, руки вверх.

«Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Елочки» — присесть, руки вперед. Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки.

Ели-елки-елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках - птичьи голоса,

Внизу на елочках - роса.

  1. Работа по теме

  • Для чего нужны елочки в лесу?
  • А вы знаете, откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год?
  • А какие деревья ставят на Новый год в других странах?

-Ребята очень потрудились и нашли много информации по данному вопросу. (Выступление учащихся, сопровождающееся слайдами презентации)

Дед Мороз добрый дедушка.  Он щедро раздает подарки хорошим детишкам. Живет он  в 11 километрах от города Великий Устюг, на востоке Вологодской области, в лесном массиве.

-Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

- Раньше, вместо ёлки украшали другие деревья. Это были вишни, специально выращенные в кадках. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И развешивая на деревьях угощения - подарки, старались задобрить этих духов. Ну а вечнозелёная ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек на деревья вешали различные плоды, например: яблоки - символ плодородия; орехи - непостижимость божественного промысла; яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

-Как известно, обычай украшать жилище еловыми ветками, пошел от Петра Первого. Ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в

                                                

 XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной ёлки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днём. Так что ставить ёлочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться.

        6. Театрализованное представление 

А сейчас мы хотим вас пригласить на «Ёлку в Простоквашино»!

(Матроскин и Шарик перебирают игрушки).

М- Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

П. Да, страдают наши елки в Новый год!

М- И чего ты такой злой, Печкин?

П- Да как же мне не злиться? Скоро Новый год, и опять в лесу будут валяться ветки и стоять обезглавленные елки!

Ш- Да, это ,конечно, нехорошо. Но ведь у ребят будет праздник! У них в домах будут стоять нарядные красавицы- елки! Дети будут  веселиться !

М.- И мы с Шариком тоже пойдем за елкой в лес!

П- Вот-вот! Веселиться они будут! И сколько? Неделю?

М,П- Нет! Две!

П  - А потом их куда?

М- На мусорку!

П- Праздник, называется! Сначала в лесу намусорят, потом у себя, возле дома. Елка умирает, высыхает, иголки осыпаются, ветер их разносит.

                                                

Ш- Но ведь раз в год можно и потерпеть!

М  Да мы уберем! Зато веселья сколько!

К – Вам, может быть и веселье, а  моим собратьям- птицам- горе.

М- Это почему же?

К-  Да потому что им жить будет негде! У них гнезда где- в лесу ! На деревьях! И еда там же!

Ш- Ну не беда, в другой лес полетят!

П- А там свои Шарики с Матроскиными прибегут, с пилами и топориками. Птицам жить негде, а самим дышать нечем будет.

М – Почему?

П- Да потому что деревья кислород выделяют, а мы им дышим. Если каждый рубить начнет, да домой носить, то одни пеньки  и останутся!

М - Ну и что? Пеньки тоже нужны!

К -  Зачем?

М – На них сидеть удобно!

К - А на стульях еще удобнее.

П - А стулья из той же сосны, да ели делают. И еще шкафы, полочки и всю остальную мебель.

М – И от куда ты все это знаешь?

П- В книжке прочитал! А бумагу на книжку, кстати, тоже из хвойных  деревьев- сосен и елей получают. Кстати, Шарик, у  тебя вчера  живот болел, как тебя лечили?

Ш- Таблетки давали, черненькие такие. А при чем тут это?

П- А при том, что таблетки эти из корней сосны делают.

                                                

Ш - Ну и ну!

П - А ты, Матроскин, как телевизор чинил с Дядей Федором?

М – Паяльником деталь припаивал! Уж не хочешь ли ты сказать что паяльник из сосны сделан?

П - Нет, не паяльник. А вот канифоль, которую вы использовали, когда паяльником работали, как раз из хвойных производят.

М – Вот это да-а ! И что еще дает нам ель да сосна?

К- Много чего! Скипидар, краски, доски- все это сосны и ели.

М- Да, Шарик, пожалуй, мы в лес за елкой- то не пойдем, пусть она растет и приносит пользу и нам, зверятам, и людям.

Ш- А  как же праздник? Это же традиция!

К - Традицию ставить хвойное дерево в дом придумали в Германии. Там дерево привешивали корнем вверх- к потолку. Чтобы духов  отогнать. Иголки хвойных выделяют фитонциды- вещества, которые убивают микробы. И люди заметили, что в домах , где висят деревья, люди не болеют. Вот так и началась традиция.

П- А вы свою традицию придумайте. Без живого дерева. Можно панно, букет. А что вы предлагаете, ребята?

  • Чем можно заменить елочку в Новом году? (обсуждение)

7. Обобщение усвоенного

  • А знаете ли Вы: Сколько потребуется лет чтобы вырасти елочке высотой 1,5 метра? (10-15 лет)
  • Сколько потребуется лет, чтобы восстановить вырубленный лес? (60-90 лет)

Почему ель на Руси называют «щедрым деревом»

  • белка питается семенами еловых шишек;
  • дятлы, клесты и другие птицы зимой питаются семенами еловых шишек;

  • заяц и спит, и прячется под густыми ветвями елеи;
  • медведь выстилает берлогу еловыми ветвями, что бы в шкуре за зиму не завелись блохи;
  • взрослая ель дает человеку: лес, музыкальные инструменты, стройматериалы, лечебный воздух, бумагу, искусственный шелк, целлофан, искусственную кожу, глицерин, еловые леса – приятный отдых, лекарства, еловые леса – легкие нашей планеты

А теперь давайте подсчитаем, сколько елочек вырубят для семей нашей школы .

  • В школе 1000 учеников. Значит, для нас  вырубят около 1000 елочек. Это огромное число означает, что только для нескольких дней нужно вырубить несколько гектаров леса.

- Давайте подумаем. Все мы очень любим встречать Новый год! Невозможно даже представить этот праздник без елки. Мы любим наряжать елочку игрушками, золотым дождем. Любим искать подарки под ней. Любим водить вокруг нее веселые хороводы.

Наша планета Земля очень большая. Она будет благодарна вам за то, что хотя бы на маленьком участке земли, вы станете добрым хозяином. Нам нужно научиться вместе беречь нашу Землю, жить в мире, не засорять Землю, бережно использовать ее природные богатства, помогать восстанавливать леса.

            8. Динамическая пауза

Елочки зеленые на ветру качаются,

Низко наклоняются (плавные наклоны вправо, влево, вперед, назад).

Сколько елочек зеленых (на доске 5 елочек),

Столько сделайте наклонов (наклоны вперед – прогнувшись).

Приседайте столько раз,

Сколько бабочек у нас (на доске 7 бабочек, дети выполняют приседания).

Сколько беленьких кружков,

                                                

Столько сделайте прыжков (на доске 10 кружков; прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево. Повторить 2–3 раза).

           9.  Закрепление

- Что мы сможем сделать для того, чтобы спасти леса, чтобы все к природе относились бережно?

- Работа с агитационным плакатом.

- Есть другой способ получить красавицу. Какой? (Возьмем шишку, посеем семена в землю)

- Дальше? (Пересадим наши ростки в землю)

- Чтение стихотворения (заранее подготовленный ученик)

        Не рубили елочку

        Мы на Новый год-

        Возле дома нашего

        Елочка растет.

        Елочка, елочка,

        Зеленая иголочка,

        

                   Шишки золотистые

        Искры серебристые,

        Вся ты в белом инее,

        Только небо - синее.

- Что еще можно сделать? (купить искусственную ёлочку)

Чтение стихотворения (заранее подготовленный ученик)

                                                 Мне елку купили! Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому? Никому!

Просто ветру, метели,

Такой же красивой не спиленной ели!

           10.  Работа с макбуками.

 Учащиеся делятся на  группы. (жеребьёвка). 1 группа: агитационные плакаты;

                              2 группа: рисуем елочки.

Ребята работают в программе ПервоЛого.

11.      Рефлексия деятельности

  • Что у вас особенно получилось на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Кто, по вашему мнению, заслуживает особую похвалу? Почему?

- Пригодятся знания, полученные на уроке, где?

- Что хотел донести до нас гости?

  • О чём должен помнить каждый человек на планете?

Хоровод с героями под песню «Елочка - зеленая иголочка.»

Не рубили ёлочку
Мы под Новый год.
Возле дома нашего
Ёлочка растёт.

Припев: Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка,
             Шишки золотистые, искры серебристые.
             Вся ты в белом инее,
             Только небо синее.

Облепили ёлочку
Звёзды и шары.
И горят не ёлочке
Чудо-фонари.

Припев:Возле нашей ёлочки
            Водим хоровод.
            Здравствуй, здравствуй, ёлочка,
            Здравствуй, Новый год!
Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия в 1 классе

Конспект воспитательного мероприятия по нравственному воспитанию в 1 классе....

Конспекты воспитательных занятий по нравственному воспитанию

Данный материал содержит занятия по формированию нравственных качеств личности детей....

Посвящение в первоклассники.(конспект воспитательного мероприятия)

Подробный  конспект  воспитательного мероприятия  для учеников 1  класса....

Конспект воспитательного часа "Птицы наши друзья"

Конспект воспитательного часапо теме «Птицы наши друзья»....

Конспект воспитательного часа День Защитника Отечества

Конспект воспитательного часа День Защитника Отечества...

Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"

Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"...