классный час в 4 классе
классный час (4 класс) на тему

Хватикова Евгения Сергеевна

"Экологический классный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologichesik_klasssnyy_chas.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
  4. обобщить и углубить экологические знания учащихся.

Задачи:

  1. Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;
  2. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру;
  3. Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
  4. Доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Оборудование: проектор, жетоны, конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы.

(В игре принимают участие три команды).

Ход занятия

Организационный момент.

(Учитель зачитывает стихотворение)

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко) (слайд 2)

-Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. (слайд 3)

 -Давайте поприветствуем наши команды! (Команды придумывают себе названия и выбирают капитанов)

I. Первая станция. «Царство растений». (слайд 4)

 -Нашу Землю называют «Зелёной» Планетой. Кто подарил ей «зелёный наряд»?  (слайд 5)

-Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

-Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «царство растений».

Когда ты идешь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой. 
Одно «почему?» меж деревьями мчится, 
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек. 
«Что?» мышкой шныряет 
под листьями в норах, 
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох 
Сидит «отчего?» на зеленом листке. 
«Куда?» полетело верхом на жуке. 
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. 
Вопрос за вопросом, и так – 
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем 
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение». (слайд 6)

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос и отвечает на него. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). (слайд 7)

3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

-Вычеркните лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

(на слайде появляются картинки)

Грибы: белый, подберезовик, подосиновик (съедобные), мухомор (ядовитый) (слайд 8)

Деревья:  береза, осина, ива, (лиственные),  сосна (хвойное) (слайд 9)

Животные: лиса, заяц, волк, медведь (впадает в спячку, не меняет шубу на зиму)(слайд 10)

Ягоды: брусника, черника, клюква (растут в лесу), клубника (растет в огороде) (слайд 11)

Насекомые: бабочка, комар, шмель (летают), лягушка (прыгает) (слайд 12)

4-й конкурс. Загадки (слайд 13)

  1. Русская красавица, (слайд 14)
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал. 
    Год прошел – и деревцем 
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет: 
    Листья – звезды яркие, 
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет. 
    Круглые листочки, 
    Светлые цветочки. 
    Вкусен, сладок их нектар... 
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».  (слайд 15)

-Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера  (Учитель зачитывает стихотворение)

Про всех на свете. (слайд 16)

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников, 
Злых и свирепых.

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд – 
Кто делает мед, 
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень 
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны, 
И это все дети

Запомнить должны.

 

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки». (слайд 17)

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери). (слайд 18)
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  9. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока). (слайд 19)
  10. Есть на речках лесорубы 
    В серебристо-бурых шубах 
    Из деревьев, веток, глины 
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  11. Скачет зверюшка: 
    Не рот, а ловушка. 
    Попадут в ловушку 
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  12. Над рекою он в полёте, 
    Этот чудо-самолётик. 
    Над водой парит он гладкой, 
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза). (слайд 20)
  13. На спине я дом ношу, 
    Но гостей не приглашу: 
    В костяном моём дому 
    Место только одному. (
    Черепаха).
  14. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (
    Змея).
  15. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза). (слайд 21)

III. Третья станция. «Царство Грибов». (слайд 22)

-Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы). (слайд 23)

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

-А сейчас мы отправляемся за грибами.

-Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке». (слайд 24)

-Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. (Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.)

2-й конкурс. Загадки (слайд 25)

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).(слайд 26)
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). (слайд 27)

3-й конкурс. «Собери пословицу». (слайд 28)

(Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.)

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»). (слайд 29)

IV. Четвёртая станция. «Экологическая». (слайд 30)

 -Ребята, что такое «экология»?

-Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков) (слайд 31)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

-Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин) (слайд 32)

Как яблоко на блюдце, 
У нас Земля одна. 
Не торопитесь, люди, 
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться 
До скрытых тайников, 
Разграбить все богатства 
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня, 
Нам пировать позорно 
В счет будущего дня.

Поймите это, люди, 
Как собственный приказ. 
Не то Земли не будет 
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Подведение итогов.  (Награждение команд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...