Главные вкладки

    Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс
    классный час (4 класс) по теме

    В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформления в нем записей. Авторы учебника по русскому языку советовали ребятам начать ведение классного  (коллективного) дневника , но оформлять его не ежедневно  а, например, раз в неделю, месяц.

    Так родился наш классный (коллективный) дневник, который называется «Так мы живем!» Каждый желающий ученик мог написать о самом ярком событии, впечатлении,  как в своей жизни, так и в жизни класса.  

    Наш класс участвовал в районном конкурсе "Русь изначальная". Это было яркое событие в жизни класса, поэтому нашло отражение и в нашем классном дневнике.

    Мы провели классный час "По страницам классного дневника", который посвятили одной из глав дневника, а именно изучению  жизни наших предков-славян.

    Разработку  этого классного часа я предлагаю Вашему вниманию.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_rus_iznachalnaya.docx26.33 КБ
    Office presentation icon 4_b_klass_-_bylina_-_small.ppt705.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 72

    с углубленным изучением немецкого языка

    Калининского района Санкт-Петербурга

    КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА

    «ПО СТРАНИЦАМ КЛАССНОГО ДНЕВНИКА…»

    для учащихся 4»Б» класса

    Автор: Жижина Екатерина Александровна

    учитель начальных классов

    Санкт-Петербург

    2011-2012 учебный год

    В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформления в нем записей. Авторы учебника по русскому языку советовали ребятам начать ведение классного дневника, но оформлять его не ежедневно  а, например, раз в неделю, месяц.

    Так родился наш классный (коллективный) дневник, который называется                «Так мы живем!» Каждый желающий ученик может написать о самом ярком событии, впечатлении,  как в своей жизни, так и в жизни класса. В этой работе сочетается развитие и воспитание личности ребенка с обучением письменной речи.

    Наш дневник стал летописью жизни 4 «Б» класса.

    Цели:

    1. Создать условия для развития компетентностей: культурологической - уважение культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной - умение вести диалог, уважать мнение товарища и право на ошибку.
    2. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ и уважение к славной истории жизни своих предков;  развития чувства ответственности, коллективизма и сплоченности;  развития творческих способностей учащихся путем инсценировки.
    3. Формирование эмоционально-чувственной сферы.
    4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

    Задачи:

    1. продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей на Руси, с разнообразным миром народных игр, игрушек и многообразием материалов, из которых они сделаны;
    2. развивать речь детей, обогащать детский словарный запас;
    3. воспитывать культуру общения:

    Оборудование:

    1. Мультимедийное устройство и ноутбук
    2. Природный материал

    Ход классного часа

    1).Орг. момент.

    2).Основной этап

    1. Учитель: На ваших столах лежат бумажные салфетки.

    Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

    Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

    Дети отвечают.

    Учитель: Мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы.  Каждый человек уникален. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

    - Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

    2. Учитель: Сегодня наш классный час мы посвятим нашему классу, поговорим о том,  как и чем мы живем.

    Ребята, мы поговорим о нас. Мы –4 Б класс.

    -Мы провели исследования и составили портрет нашего класса.

    Наш портрет (говорят дети):
    1. Рост нашего класса – 33 метра  64 сантиметра.
    2. Нам  243 года.
    3. У нас 48 глаз:  20 карих, 8 серых,  14 голубых , 6 зеленых
    4. У нас 24  носа, 48 ушей.
    5. У нас 12 родных братьев и сестёр.
    6. У нас много домашних животных: 10 кошек, 3 собаки, 11 попугаев, 1 хомяк, 1 суслик, 2 крысы,1 дегу, 1 черепаха, 2 морские свинки, 1 кролик,  4 аквариума с рыбками.
    7. Наши увлечения:  футбол, волейбол, фехтование, туризм, плавание, гимнастика, компьютерные игры, чтение книг, музыка танцы, лыжи, рисование.

    - Вместе мы четвертый год, но всех объединяет главное – дружба.

    Учитель: Что же мы знаем о своем классе?

    1. Сколько у нас мальчиков и сколько девочек? (11 и 13)

    2.Назовите самое короткое полное имя мальчика или девочки нашего класса? (Марк, Юлия)

    3. А самое длинное? (Александра)

    4. У кого день рождения раньше всех в году? ( у Даши Байковой)

    5.А позже? (у Лизы Антиповой)                                                                              

    6. В каком месяце у нас больше всего именинников? (в марте)

    Класс наш в школе самый умный,
    Пятерок много в дневнике!
    Мы вам скажем непременно:

    Это наш – четвертый «Б»!

    Класс наш в школе всех активней
    И при деле он везде!
    Мы вам скажем откровенно:

    Это наш – четвертый «Б»!

    Класс наш в школе самый дружный,
    Всех поддержим мы в беде!
    Мы вам скажем без сомнений:

    Это наш – четвертый «Б»!

    3. Учитель: - У меня в руках необычная папка.

    -Что это?

    -Это наш классный дневник «Так мы живем». Мы начали вести его в сентябре и вместе написали первые страницы с надеждой, что они будут напоминать нам о событиях этого года, последнего в начальной школе.

    - Какие события этого года вам запомнились?

    -Перелистаем сегодня наш классный дневник.

    Презентация классного дневника

    - Общее дело объединяет людей. У нас много общих школьных дел, которые сплотили, сдружили вас, ваших родителей за последний год.

    4.Учитель: - Обратимся к главе 11 нашего классного дневника.

    -Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина.

    -А как называлась наша страна раньше? (Русь)

    -Как называли себя наши предки? (Славяне).

    -Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

    -Откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).

    -А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.

    -Ребята, вспомните былины и сказки о богатырях.

    Учитель: Участие в конкурсе «Русь изначальная» подтолкнуло нас заняться не только  изучением литературы – в частности народного творчества - былин, но и  потом   историей образования нашего государства.

    Ученик: Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

    Ученик: Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения, славные русичи всегда оказывались победителями.

    Учитель: Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях. Кто напомнит их имена?

    -А теперь посмотрим  былину «Илья Муромец и Идолище» в исполнении ребят нашего класса.

    Учитель: - Какому князю служили эти богатыри, и в каком городе он правил? (Князю Владимиру, в городе Киеве.)

    Историческая справка.  Ученики класса.

    Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв)

    Былина представляет нам особый мир - мир, который по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами Русской земли с X до XVI в.

    Учитель: Мы заинтересовались этим период истории,   жизнью славян в те времена.

    Историческая справка.  Ученики класса.

    Великий князь Владимир.

    Точная дата рождения неизвестна – вторая половина 10 века. Умер в 1015 г.

    Великий князь Владимир Святославович был младшим сыном князя Святослава.  

    С 969 г. правил в Новгороде, а с 980 г. стал великим князем Киевским – единовластным правителем Русской земли. Много сделал для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Был отважным воином и не знал поражений: разбил поляков, дал отпор печенегам, присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племен. Княжество при нем процветало.

    Владимир вошел в историю как князь креститель.

    Летописцы делят время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин.

    В «языческий» период своего правления Владимир был человеком жестоким и безнравственным.

    В 988-989 г. он ввел на Руси государственную религию – христианство.

    По свидетельству летописи, став христианином, Владимир разительно и неправдоподобно переменился. Он стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Не гордился ни  властью, ни богатством, все дела старался  решать  миром и наказывал только разбойников. Бедным раздавал милостыню, а для больных и немощных велел развозить по улицам хлеб и мясо, рыбу и сало, горячую кашу , мед и квас.

    Не жалел денег на строительство церквей.

    За то, что был пригож лицом и пролил на Русь свет христианства Владимира стали называть Красное Солнышко.

    Русская Православная Церковь причислили Владимира к святым.

    5. Учитель: - Обратимся к главе 13 нашего классного дневника.

    Учитель: -10 февраля мы ходили в детский исторический музей. Нас знакомили с историей игрушки, играми, развлечениями детей на Руси.

    – Знакомы вам эти предметы, для чего они нужны? Дети во все времена любили и любят играть с игрушками.

    Игрушка – великое изобретение человечества, в ней воплощены основные жизненные ценности народа, предаваемые из поколения в поколение. Находки археологов подтверждают, что с игрушками дети играли еще в доисторические времена. Это были уменьшенные копии животных, птиц. Сейчас купить желанную игрушку не составляет большого труда. Их в изобилии изготавливают на заводах и фабриках, а затем продают в магазинах.

    – Из каких материалов делают игрушки? (Пластмасса, резина и др.)

    – Что могут делать современные игрушки? (Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п.)

    А вот в старину, например,  во времена князя Владимира, ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. (показ)

    Из чего?

    Историческая справка.  Ученик  класса.

    Первыми игрушками на Руси были полено, тряпичная кукла без лица, деревянные игрушки. Народные мастера создавали игрушки бытовые: детские прялки, глиняную и деревянную посуду, бирюльки (набор маленьких хозяйственных принадлежностей). Из металла делали игрушечные топорики, трещотки, свистульки, дудочки. Хороши были и кони каталки. Все эти игрушки с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности и передавались от старших к младшим.

    Учитель: Куклу можно сделать из любого материла, какой окажется под рукой.

    Попробуйте сделать куклу из таких простых предметов.

    6. Работа в группах. (время 3-5 мин.)

    Каждая группа получает материалы (бересту, полено, деревянную ложку, ткань, тесьму, пряжу и т.д.),  из которых ребята изготовляют игрушки.  

    Учитель: Продемонстрируйте поделки, расскажите о своих  игрушках.

    7. Учитель: Играть можно не только с игрушками, но и без них.

    Назовите игры, в которые вы играете. (Дети отвечают.)

    А как вы думаете, в старину ваши ровесники – дети вашего возраста, знали какие-нибудь игры? (Дети отвечают.)  В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, ответы конкретизируется, обобщаются, педагогом предлагаются варианты, связанные с отсутствием телевидения, кино, компьютеров и т.п.)

    Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и другие. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры.

    Дуга

    Для игры натягивается веревочка, и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже, и в конце побеждает самый гибкий и упорный. 

    Мы сейчас говорили о старинных, забытых играх, забавах, игрушках. Можно подумать, что ваши ровесники только и делали, что играли. Но это не так. С малых лет девочек и мальчиков приучали к труду, к работе по дому. Они помогали взрослым. На игры, как правило, оставалось очень мало времени. Поэтому с таким нетерпением не только дети, но и взрослые ждали праздников, выходных дней, когда можно было повеселиться вволю.

    3). Итог занятия:

    Учитель: Что больше понравилось?

    -Как думаете, чему будет посвящены следующие страницы нашего дневника?

    - Следующий этап нашего районного конкурса - это игры и развлечения на Руси. Это еще одна страница нашего классного дневника.

    4).Орг. момент.

    Список литературы:

    В.Соловьев. Новая популярная энциклопедия. История Отечества. М. :«АСТ-ПРЕСС», 2000 г.

    festival.1september.ru


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час «Страницы Российской истории. 400 лет нижегородскому ополчению».

    Классный час на тему «Страницы Российской истории. 400 лет нижегородскому ополчению» может пригодиться классным руководителям начальной школы....

    Классный часпо правилам дорожного движения 2 класс "Новые приключения Буратино".

    Классный час по правилам дорожного движения "Новые приключения Буратино"....

    Классный час «Страницы истории. Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны»

    Классный час, посвящён 70-летию победы в ВОВ, работе пожарной охраны в годы ВОВ.Предназначен для обучающихся 4-6 классов.Цели:·       воспитание патриотических чувств к и...

    Классный часпо правилам дорожного движения во 2 классе на тему "По дороге в школу"

    формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения...

    Классный часпо по теме: «Огонь — друг и враг человека»

    Программное содержание: уточнять знания детей об огне, его пользе, опасности для людей; учить осто­рожному обращению с огнем; повторять правила поведения при пожаре.Оборудование: рисунок с и...

    Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс

    Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...


     

    Комментарии

    Хороший урок, спасибо за работу. Думаю, многими коллегами будет востребован.

    Большое спасибо.

    Вагу Мария Викторовна

    Хорошая методразработка классного часа в начальной школе

    Уважаемая Мария Викторовна! Благодарю за добрые слова и оценку нашего труда. Этот классный час - итог полугодовой работы ребят класса и учителя.