Классный час «Страницы Российской истории. 400 лет нижегородскому ополчению».
методическая разработка (3 класс) на тему

Соловьева Ирина Юрьевна

Классный час на тему «Страницы Российской истории. 400 лет нижегородскому ополчению» может пригодиться классным руководителям начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное  специальное (коррекционное)

образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 95»

Классный час

«Страницы Российской истории.

400 лет нижегородскому ополчению»

Провела:

Соловьева И.Ю.

 1 сентября

2012-2013 уч.год.

Классный час

«Страницы Российской истории. 400 лет Нижегородского ополчения»

Цель:

- познакомить детей с периодом «смутных времён» в России (конец XVI- начало XVII века),  познакомить с подвигом Минина и Пожарского.

- сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении,

-воспитание у школьников гражданских качеств,

- формирование базисных знаний о символах российского государства и его истории.

Задачи:

  • дать понятие «смутных времён»,
  • познакомить с подвигом Минина и Пожарского;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспитанников  посредством анализа материала, а также анализ символов Российского государства.
  • развивать у детей интерес к истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;
  • воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Оборудование к уроку: 

  • интерактивная доска
  • разрезные пословицы

2.        презентация с использованием программы Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)

 слайд

1 сентября

слайд

Сейчас вы узнаете почему эти люди стали знамениты и их подвиг помнят спустя 400 лет

Вот настоящие герои.

Они сумели объединить народ против врагов, которые хотели захватить нашу страну.

Они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего, ЗА РОДИНУ...

2 слайд

Было тревожное время – царя не было, а царь в то время был как президент.

Враги стали нападать на Россию.  

В 1610 г. бояре открыли ворота и впустили в Москву польские войска.

Народ  восстал.

Почти вся Москва сгорела. Большинство жителей погибло...

 слайд

Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Враги  рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной…

На борьбу поднялся весь народ.

 слайд

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.

 слайд

Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».

По советам Минина, люди отдавали  третью часть имущества на вооружение.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

 слайд

Люди выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении.

Князь Пожарский, став во главе ополчения и повел своих воинов на освобождение Москвы.

 слайд

Главным воеводой по совету Кузьмы Минина был приглашен князь Дмитрий Пожарский. 

 слайд

Клятва князя Дмитрия Пожарского

 слайд

К.Минин призывает создать ополчение 

Несите все свое добро,

Все, что копили много лет!

     А у кого богатства нет

               Отчизну, родину любя,

               Нательный крест сними с себя!

 слайд

Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. В сентябре 1611г.

нижегородский староста Кузьма Минин призвал жителей города встать на защиту Родины.

 Воеводой был избран князь Дмитрий Пожарский.

Так у народного ополчения стало два вождя.

 слайд

В марте 1612 года двинулось ополчение к Москве. По дороге к нему присоединялись ратники из городов и деревень. Ополчение росло.  

 К концу лета подошли к Москве.          

 слайд

Здесь Минин и Пожарский узнали, что на помощь врагу, засевшему в Кремле, пришли войска из Польши. Множество возов с сухарями, мукой, связками окороков, вином и пивом досталось ополченцам. Голодавшие в Кремле поляки их не получили.

Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли.

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

     В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей.

В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от врагов - поляков.

 слайд

Проявил себя в этой схватке Минин.

 слайд

Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Вскоре сдался и Кремль.

        Москва была освобождена.

 слайд

26 октября (4 ноября)  интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались.

 слайд

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому  на Красной площади

 слайд

Казанский собор, был построен в

20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади в Москве

Строился собор на деньги князя Дмитрия Пожарского

В 30-е годы XX (20) века был разрушен. Теперь его восстановили. Тем самым воскрешена память о славных делах наших предков

 слайд

Икона Казанской Божьей матери находилась во время военных действий при русском войске. Вместе с ней ополченцы вошли в Москву. Верующие считали, что именно эта икона помогла одержать победу над врагом.

С образом пресвятой Богоматери ополчение вступило в бой под стенами Московского кремля. 

 слайд

        Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало война.

В 1818 году на деньги, собранные народом Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для отечества час.  

 слайд

По инициативе мэра г. Москвы Ю.М.Лужкова воссоздан и преподнесен в дар от москвичей жителям Нижнего Новгорода памятник Минину и Пожарскому, которые в начале 17 века возглавили народное ополчение против литовцев и поляков.

Творческое повторение памятника работы скульптора И.Мартоса, безвозмездно осуществил известный скульптор, народный художник РФ Зураб Церетели.

Памятник установлен на площади перед храмом Иоанна Предтечи на Скобе,      с паперти которого Минин призывал нижегородцев пожертвовать часть своего имущества на дело спасения Отечества.

 слайд

Памятник К. Минину  в Нижнем Новгороде.

 слайд

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Поэтому 4 ноября 1612 г. можно считать Днем народного единства, концом Смутного времени, окончанием междоусобиц и гражданского конфликта, началом восстановления независимой российской государственности.

 слайд

24-38- Нижний Новгород

39

 слайд

Пословицы

40

 слайд

Спасибо !

Ведущий:

 Над Волгой широкой просторное небо,

Бескрайняя даль за Окой.

И где бы я только, друзья мои, не был-

Я помнил свой город родной.

Как счастлив я тем, что пришлось мне родиться

У Волги и синей Оки.

Ведь Минин отсюда на помощь столице

Победные двинул полки.

- О каком городе это стихотворение? Как называется наш родной город?

Какие улицы и площади Нижнего Новгорода вы знаете?

(Рассматриваются фрагменты старого и нового города. Сравнение.)

Ведущий: - Сразу заметны изменения: город молодеет, расцветает, благоустраивается. А много лет назад Кремль был деревянным. Вокруг него были вырыты огромные рвы, чтобы враги не прошли к городу и не захватили его. Несколько раз Кремль горел, а сегодня мы видим каменные стены. Много в нашем городе памятных мест: памятник Минину и Пожарскому, площадь Минина и Пожарского, Нижегородская ярмарка. Наш город всегда был городом торговым, город купцов. Нижний Новгород знаменит во всем мире, мы гордимся нашим городом. Любите Нижний Новгород, берегите его.!

Ведущий: - Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

Родина-мать, умей за нее постоять.

Жить – Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Где кто родится, там и пригодится.

- Посмотрите на экран, там пословицы «перепутались». Давайте их восстановим.

(Игра « Собери пословицы»).

Ведущий:  - Ну, что пришло время прощаться. И последняя игра, которая проводится со всеми вами.

Зал делится пополам.

Вновь игра приходит к нам

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают: «нет»!

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?..Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?..Нет!

Может богатырь – атлет

До Луны допрыгнуть?..Нет!

Все стоят на красный свет –

И авто и люди?..Да!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?..Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?..Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?..Нет!

Может водный пистолет

Застрелить жирафа?..Нет!

Может модница жилет

Надевать на праздник?..Да!

Надо покупать билет

На проезд в трамвае?..Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?..Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?..Да!

Может очень старый дед

Вновь учиться в школе?..Нет!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

Давайте на прощанье

Крикнем: «До свиданья!»

Рефлексия. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий торжественного мероприятия, посвящённого памятным событиям Российской истории. «Солдаты Отечества»

Содержание  вечера-встречи  направлено  на  ознакомление  учащихся  с  историей  Российских  войн 20-21 века: Великой Отечественной войны, афганской ...

Классный час "Путешествие во времени", посвященный Году Российской истории

С помощью виртуальной "Машины времени" ребята знакомятся с одними из самых значимых событий в истории России - созданием Российского государства, Ледовым побоищем, изгнанием из Москвы польских интерве...

презентация к классному часу по теме: "400 лет Нижегородскому ополчению"

Нижегородский кремль — крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города, каменный пояс, охватывающий вершину гористого мыса и уступами, лежащий на волжских склонах. По заключению истор...

Классный час «Страницы истории. Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны»

Классный час, посвящён 70-летию победы в ВОВ, работе пожарной охраны в годы ВОВ.Предназначен для обучающихся 4-6 классов.Цели:·       воспитание патриотических чувств к и...

Конкурс «Письмо губернатору. Год российской истории на Тамбовщине» Номинация «Моя семья в истории Тамбовской области» Руководитель Паршина Т. П.

Рассказ о том,  как  судьба   одной  семьи  тесно переплелась с историей Тамбовщины. Известная мудрость гласит, что нет будущего у народа, который не стремится к познанию...

Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс

Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Разработка классного часа по теме: «История в лицах», по страницам электронной версии газеты «Республика Татарстан»

Разработка пресс-конференции по теме: "История в лицах", по страницам электронной версии газеты "Республика Татарстан" стала победителем муниципального этапа Международного конкурс...