Викторина "День защиты Чёрного моря"
методическая разработка (4 класс) на тему

Матвиенко Татьяна Николаевна

Викторину "День защиты Чёрного моря" можно использовать на уроках по Кубановедению, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности. Викторина формирует знания о Чёрном море, развивает нравственно- целостное отношение к природе, включает учащихся в творческую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                       

ВИКТОРИНА

«День защиты Чёрного моря»

Тема: «День защиты Чёрного моря».

Цели: формирование знаний о Черном море;                                                                                

            развитие нравственно-целостного отношения к природе;

            включение учащихся в творческую деятельность.

Форма: викторина

Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы викторины,

Подготовить выставку газет, подготовить материал для мультимедиа, подготовка музыкальных пауз, выбрать жюри и определить критерий оценок и баллы каждого задания, оформление места проведения.

Участники:  учащиеся 4-х классов.

  1. Представление команд. ( сопровождается мультимедиа)

- название

- эмблема

1 тур

Конкурс- разминка -1 балл  (сигнальные карточки)

(загадки, отгадки появляются на экране)

Кругом вода,

А с питьем беда.

Кто знает,

Где это бывает?    (море)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая

Ну-ка, в сказку загляни!    (рыба)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет-

Тут и пропадет.      (волна)

Хвостом большим своим виляет,

Зубаста, а не лает.   (акула)

Трава растет на дне морском,

А мы ее в салат кладем.   (водоросли)

Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть забыл.   (морской еж)

Среди камней,

На дне морском

Он ходит боком.

Кто же он?        (краб)

Через море- океан

Плывет чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся за версту.    (кит)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я ……              (осьминог)

2 тур

Представления Черного моря – 5 баллов

( У каждого класса свое домашнее задание.  На экране тема выступления. Материал для выступлений в приложении)

- географическое положение

-легенды Черного моря

- растительный мир

- животный мир

*музыкальная пауза

3 тур

Отвечай-ка  (3 группы вопросов, а потом ответов на экране) – 2 балла

- Какие народы жили на берегах Черного моря в древности?

( тавры, хазары, скифы, турки, греки, киммерийцы, сарматы, татары, итальянцы, черкесы.)

- Какие страны расположены на берегах Черного моря?  

( Россия, Турция, Болгария, Румыния, Грузия)

- Какие города располагаются на берегах Черного моря?

(Сочи, Крым, Туапсе, Батуми, Сухуми, Геленджик, Ялта, Гагра, Новороссийск, Анапа.)

- Какие рыбы, обитающие в Черном море, имеют промысловое значение?  (белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса, камбала, барабуля, ставрида, скумбрия, шпрот, тюлька, тунец.

-От чего зависит цвет водных организмов?

(От цвета окружающей среды.  Медузы плавают на поверхности, поэтому прозрачные, либо голубые или серебристые. Чем глубже организмы живут, тем темнее их окраска)

- Какие приспособления для плаванья имеют рыбы?

(Воздушный пузырь, плавники, хвост, обтекаемость тела)

- Какова площадь Черного моря?

( 422 тыс. км2)

- Какова наибольшая глубина Черного моря?

( 2245 м )

- Какова наибольшая и наименьшая протяженность Черного моря?

( 580 км, 265 км)

- На какой глубине Черного моря нет жизни? Почему?

( от 150 м, из-за сероводорода)

*музыкальная пауза

4 тур

Отгадай-ка ( кроссворд на экране)- 6 баллов

По горизонтали:   

  1. Название морских растений.

 5. О какой птице пословица: «Если ….. села на воду, жди хорошую погоду»

« ……. Бродит по песку, моряку сулит тоску»

По вертикали:    

  1. Орган дыхания рыб.
  2. Обитатель Черного моря, у которого теплая кровь?
  3. Рыба ромбовидной формы, с длинным хвостом?

6.Морской обитатель, тело которого покрыто панцирем?

*музыкальная пауза

5 тур

конкурс капитанов – 1 балл за каждое слово

назовите обитателей Черного моря,  которым даны

названия сухопутных животных.

( морской кот -  скат – хвостокол

  морская лисица – скат

  морской еж – скорпена

 морская корова – звездочет

  морская собака – акула – катран

  морской петух – трагла

*Музыкальная пауза

   6 тур – конкурс газет – 5 баллов

 Критерии:

соответствие темы

эстетичность

оригинальность

Подведение итогов. ( жюри)

Награждение дипломами и подарками.

                                 Приложение  

  1. Легенды Черного моря.

Наша страна – великая морская держава. Она омывается водами 14 морей и двух океанов.

Из всех морей, пожалуй, самым интересным и загадочным является наше Черное море.

         Откуда произошло название?

Греки назвали его: Понт Эвксинским (гостеприимное)

Наши предки: Понтское ( русское)

                           Чермное  ( красивое)

Турки: Караден (Черное), так как местные жители оказывали жестокое сопротивление при набегах.

И все таки – почему «Черное»?

Может быть потому, что во время шторма вода темнеет до черноты?

А может быть потому, что металлические предметы ( якоря, цепи)

чернеют из-за большого количества сероводорода?

Однозначный ответ не найден до сих пор.

Наше море бывает то тихое и ласковое, то сердитое и штормовое?

И об этом существует много легенд.

Послушаем одну из них.  

(инсценировка)

Давно это было, кто знает, когда все это было…

Жил на свете богатырь и была у него чудодейственная стрела, которую он прятал в глубоком подземелье за семью замками. Славилась стрела не тем, что была из чистого золота выкована, драгоценными каменьями украшениями , а тем что таила в себе страшную разрушительную силу. Стоило богатырю взять лук, натянуть тетиву и стрела с оглушительным грохотом взлетала ввысь, оставляя за собой огненный след.

И там, где она пролетала, вспыхивал воздух, закипала вода, плавилась земля, гибло все живое.

Страшное это было оружие! К счастью, находилось оно в надежных надёжных руках.

Богатырь был человеком справедливым, мирным и огненную стрелу без надобности в руки не брал.

И вот пришло время богатырю расставаться с жизнью.

Задумался старик:

- Кому передать огненную стрелу? Сыновьям наследникам? Нет молоды еще и безрассудны. Не удержаться им от соблазна испробовать силу огненной стрелы, - и вспыхнет тогда братоубийственная война. Лучше  спрятать стрелу так, чтобы ее никто не смог отыскать.

Позвал отец своих сыновей и говорит им:

 

 

-  Дети мои! Я уже стар, недолго мне осталось жить на свете. Исполните же мое последнее желание. Вот вам ключи, откройте подземелье, возьмите огненную стрелу. Далеко отсюда, на юге есть глубокое море. Отнесите туда стрелу и отпустите ее на дно этого моря.

Исполняя волю своего отца, воины взяли в подземелье стрелу и отправились в путь. Долго они искали море и, наконец, нашли. Это было Черное море, В его водах и было велено братьям захоронить огненную стрелу.

И вдруг братья почувствовали, что жаль им расставаться с драгоценной ношей. И честолюбивые мечты овладели ими.

- Послушай, брат, - начал младший, - зачем выбрасывать такое сокровище в море? Ведь это наследство наше.

- Да, - согласился старший брат, пусть стрела останется у нас.

И договорились братья, что спрячут стрелу в горах, а отцу скажут, что сделали, как он велел.

Спрятали стрелу в пещере и вернулись домой.    

С негодованием набросился старик на сыновей, упрекая их в непослушании.

- Не будет вам моего благословения, - сказал он, - пока стрела не ляжет на дно моря.

Удивились братья:

- Как отец догадался, что мы не послушались его?

Вернулись они к брегам Черного моря и выполнили волю отца.

Огненная стрела опустилась в бездну морскую. Потемнело от гнева море, закипели, заволновались его тихие воды.

До сих пор лежит где-то на дне морском огненная стрела и до сих пор Черное море хранит эту тайну. Только иногда забурлит оно, заклокочет, подымает громадные волны, тщетно пытаясь выбросить из недр своих смертоносное оружие.

2.Географическое положение Черного моря    

Черное море типичное внутренне море. На западе его воды омывают Балканский полуостров, на севере оно ограничено европейской равниной, на востоке – Кавказским побережьем, а на юге – побережьем Малой Азии. Длина берегов – 4100 км.

Черное море является средиземным морем атлантического океана. Глубокий проливы Босфор связывает его с Мраморным морем, которое проливом Дарданеллы соединяется со Средиземным.

На севере Керченский пролив соединяет его с Азовским морем. Площадь Черного моря – 422 кв.м.

Наибольшая глубина – 2245 м

Береговая линия слабо изрезана. В северной части расположены обширные заливы – Одесский и Каркинитский . На Кавказском берегу – Новороссийская бухта, на турецком берегу – Синопский залив, бухта Самсун и Вона залив, на болгарском – Бургасский и Варненский.

Полуострова – Крымский, Инджебурун, Ясун.

Черное море бедно островами. Самые большие – Змеиный, Березань, Кефкен.

В Черное море впадают реки Европы и Азии – Дунай, Днестр, Дон, Юж. Буг, Кубань, Риони, Кызыл – Ирмак, Ешель – Ирмак, Сакарья,  Чорх, а также много мелких рек.

3.Животный мир Черного моря.

Очень богат животный мир черного моря. В верхних слоях моря обитает такой представитель, как медуза. Вес тела на 90% состоит из воды. Основными частями тела являются колокол и щупальца. Чаще всего встречается медуза «аурелия» и «ризостана».

В нашем море 180 видов рыб: белуга, сельдь, хамса, шпрот, кефаль, барабуля, ставрида, скумбрия, камбала, тунец. Все они Имеют промысловое значение.

Одним из крупных рыб является тунец – до 500 кг. Тунца называют «Золотой рыбкой». Он развивает скорость до 90 км/час и разогнавшись выскакивает из воды, даже может запрыгнуть на палуб.

Многим рыбам даны названия сухопутных животных:  

Морской конек, морской кот, морской петух, морская лисица, морской волк.

Морская собака – акула катран рождает живых акулят. Эти акулы хватают все, что видят перед сбой и потому опасны.

В море водятся не только рыбы, но и звери. Встречаются три вида дельфинов:   белобочка, афалин, азовка. Они дышат легкими, а не Жабрами, Кровь у дельфинов теплая. Живут они до 30 лет. У дельфина есть особый орган – «акустический глаз». Благодаря ему дельфины свободно плавают вслепую и различают форму предмета даже в темноте.

4.Растительный мир Черного моря.   

В Черном море свыше 250 видов водорослей. На линии прибоя можно встретить известковую водоросль розового цвета – кораллину. На глубине до 20-30 метров живет водоросль  цистозира. Глубже обитают зеленые водоросли: ульва, лауренсия. Есть среди водорослей плавающие формы. Некоторые, например перидиней, создают свечение моря по ночам.

Водоросли имеют большое промысловое значение.

Флора, например, во время войны была единственным сырьем для добычи йода. Используется она для производства агароида,  который необходим при изготовлении питательного желе, косметических продуктов. Морская трава – зостера – используется  для набивки матрацев и мягкой мебели. Ульва и лауренсия дают вкусные питательные блюда.

По содержанию витаминов водоросли не уступают апельсинам и ананасам. Из водорослей изготовляют прекрасные супы, салаты и гарниры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опасные животные Чёрного моря.

Презентазия к уроку " окружающий мир" для 2 класса...

Презентация " У Чёрного моря"

Данная презентация была представлена на уроке окружающего мира в 3 классе по теме "У Чёрного моря"....

Тест "У Чёрного моря"

Благодаря обилию картинок данный тест даёт возможность учителю проверить знания каждого, а ученику - повторить, как выглядит изучаемые растения и животные....

Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.

Тема:  Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи:            Обра...

Урок окружающего мира "У Чёрного моря" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном уроке применялся деятельностный метод обучени...

Исследовательская работа "Почему Чёрное море назвали Чёрным?"

Проблема: действительно ли вода в море черного цвета?                 Объект исследования: Черное море...