Классные часы.
классный час на тему

Курочкина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 «А» классе «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цель: воспитывать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье.

1.Вступительное слово учителя.

Мы с вами много путешествуем, ведь путешествия расширяют не только кругозор человека, но и укрепляют наше здоровье. Вот и сегодня нас ждёт увлекательная, полезное и познавательное путешествие в Грецию – родину Олимпийских игр, чтобы поближе познакомиться с образом жизни эллинов.

В Спарте растили закалённых и дисциплинированных воинов. Большое внимание уделялось физическим упражнениям. Само слово гимнастика – греческое. Гимнасия – так называлась специальная школа, которую мальчик посещал с 12 лет. Здесь он занимался бегом, борьбой, метанием диска и копья. Добиться определённых физических успехов юным эллинам помогал определённый режим дня. Правильный режим дня, с точки зрения греков, это оптимальное распределение в течение суток труда, сна, питания, отдыха, двигательной активности. До сих пор в Греции существует сон или отдых днём «сиеста». По мнению учёных, периоды максимальной работоспособности с восьми до тринадцати часов и  с шестнадцати до девятнадцати часов. Значит, с 13 до 16 – самое подходящее время для обеда и послеобеденного сна.

Вопросы к детям:

1.Что нужно делать, чтобы стать такими же закалёнными и выносливыми, как Спартанцы?

2.Для чего нужен режим дня?

3.Как вы думаете, почему необходим отдых между занятиями?

Выводы:

1.Чтобы стать такими же закалёнными и выносливыми, как Спартанцы, необходимо соблюдать режим дня.

2.Режим дня дисциплинирует, помогает избегать спешки и суеты, вставать утром с расчётом, что бы успеть сделать гимнастику, принять водные процедуры, поесть и в спокойном темпе добраться до школы.

3.Отдых необходим человеку, чтобы восстановить силы, переключить один вид деятельности на другой, получить хороший эмоциональный заряд.

Далее я приглашаю вас в Олимпию.

Чем знаменита Олимпия? – В Олимпии на Пелопоннесе проводились спортивные состязания – Олимпийские игры. Олимпия – это святилище, где стоял храм Зевса, а затем были выстроены различные спортивные сооружения. Согласно преданию, Олимпийские игры учредил в честь своего бога– отца Геракл.

Физические упражнения.

  • Пройти по ровной линии с книгой на голове – это упражнение развивает осанку.
  • Сидя за столом, начертить воображаемые круги ногами – это упражнение позволяет развить пресс.
  • Руки, согнутые в локтях поставить ладонями друг к другу. Сильно сжать их и задержать на 10 секунд. Это упражнение развивает грудную клетку.
  • Одновременное вращение левой и правой руками в разные стороны.
  • Гимнастика для глаз. Вращение глазами вверх – вниз, слева – направо, по кругу. Упражнение сохраняет зрение и даёт отдых глазам.

С древних времён Греки следили не только за чистотой души, но и за чистотой тела. Термопилы – лечебные источники, расположенные в Фермопильском ущелье, в 200 км от Афин, где совершили свой бессмертный подвиг 300 Спартанцев во главе с царём Леонидом. Существовала древняя традиция, которая существует у Греков и сейчас: перед трудным делом необходимо принять водные процедуры.

Вопросы к детям:

1.Для чего нужно принимать душ и чистить зубы?

2.Как часто это необходимо делать?

Выводы:

1.Поверхность кожи подвержена загрязнению пылью и микробами. В связи с этим снижается кожное дыхание, нарушается испарение пота, ухудшается теплообмен.

2.После приёма пищи загрязняются зубы, а так как в ротовой полости всегда много микробов, то они быстро размножаются и способствуют развитию различных заболеваний. Вот почему рекомендуется ежедневно принимать душ, лучше дважды – утром и вечером, чистить зубы 2 раза в день после приёма пищи по 3-5 мин, полоскать рот.

3.Зубную щётку стоит регулярно менять. Каждые 6 месяцев необходимо проходить профилактический осмотр у стоматолога.

Я приглашаю вас в столицу Греции – Афины, колыбель архитектуры.

Афиняне ведут спокойный, размеренный образ жизни. По статистике, Греки являются долгожителями, потому что правильно питаются.

Что значит правильно питаться?:

  • Не переедать;
  • Принимать пищу регулярно 3-4 раза в день, примерно в одни и те же часы;
  • Не допускать полного вегетарианства (животная пища является источником витамина В12 и микроэлементов – железа и кальция);
  • Употреблять только свежие продукты;
  • Обязательно включать в свой рацион рыбу (источник фосфора и витамина Д);
  • Самое главное – тщательно пережёвывать пищу и не торопиться во время еды.

Я приглашаю вас посетить северную столицу Греции – Салоники, второй по значимости после Афин город страны. Он являлся любимым городом всех царей Македонии.

Представьте себе тихий берег моря, уютное кафе, в котором вам с удовольствием предложат ароматный и чудодейственный чай, который вызывает ощущение бодрости и лёгкости. В нём есть витамин влияющий на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком, его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, и способствует хорошему и крепкому сну.

Сегодня мы с вами познакомились не только с жизнью и традициями греческого народа, но и узнали основные составляющие здорового образа жизни:

  • Режим дня
  • Личная гигиена
  • Здоровое питание
  • Физическая культура
  • Отдых
  • Отсутствие вредных привычек.



Предварительный просмотр:

 

Классный час  «ВАШИ ПРАВА»           

Пояснительная записка

Номинация: Методика проведения классных часов, учебных занятий, внеклассных мероприятий (сценарные разработки) по изучению Конвенции ООН о правах ребёнка для детей и взрослых.

Классный час «Ваши права» знакомит учащихся с международными документами по защите прав ребёнка, формирует представление о правах детей в ходе дискуссии, в игровой форме: при инсценировании и разыгрывании ситуаций, при разборе соблюдений и нарушений прав на примере детских сказок. Дети самостоятельно пользуются словарями, чтобы выяснить значение некоторых слов – правовых терминов.

Цели:

  • дать учащимся представление  о правах ребенка, о Декларации прав человека, принятой в 1948 году;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание  позицию других;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, С.И. Ожегов. Словарь русского языка, диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (DVD).

 

Область применения: внеклассная деятельность.

Формы и методы реализации: групповая, фронтальная работа, диспут, презентация, консультация, игра.

Возрастная категория: 3-4 класс.

Содержательная часть

Конспект классного часа

Цели:

  • дать учащимся представление  о правах ребенка, о Декларации прав человека, принятой в 1948 году;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание  позицию других;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, С.И. Ожегов. Словарь русского языка, диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (DVD).

Ход занятия:

1.Приветствие (дети  сидят буквой «пэ», взявшись за руки)

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

У. Радостно оттого, что мы собрались все вместе для серьёзного разговора.

2. Целеполагание:  

1-й ученик Очень много стран на свете, это знает каждый.
                     Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
                     Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
                     Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

                     Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
                     Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
                     Кем он станет завтра, маленький и нежный?
                     Всей Земле права его – право на надежду!

У. Сегодня мы поговорим о Вас, ребята. А точнее о ваших правах.

И говорим мы об этом потому, что 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.И ещё в декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», в ноябре - «Конвенция по правам ребёнка»  

 У.Сегодня можно получить консультацию у наших «юристов» по непонятным вопросам, или можно будет просто узнать у них значение непонятных

3.Беседа по теме классного часа.

У.Декларация прав человека принята в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Это собрание было связано с окончанием II Мировой войны, унесшей миллионы жизней. Права человек получает от рождения. Мы все равны. Права у нас одинаковые. Права одинаковые у всех людей на Земле, независимо от цвета кожи, разреза глаз, языка, религии, убеждений. Но каждый ребенок еще имеет особые права – права ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

1.Что такое право? Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми

2.Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни

У. Давайте обсудим ряд вопросов. 

* Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

* Всегда ли люди были равны?

* Что объединяет всех людей на земле?

* Что значит «относиться друг к другу по-братски»?

* Что такое дискриминация?

* Назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребёнок?

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дискриминация Умаление (ограничение) или лишение прав и свобод физических лиц по признаку пола, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и иным обстоятельства 

4. Разыгрывание ситуаций.

1. «Право на отдых»

(День рождения, шум, танцы, музыка, смех. В соседней «квартире» мать укладывает ребенка спать. 10 часов вечера).

  • Имеете право на отдых? (да)
  • Вы можете шуметь до 23 часов? (да)

Но вы не должны нарушать права других людей (право на отдых), вы обязаны думать о других гражданах.

2. «Право на образование»

(2 ученика в «классе». Один выполняет задание учителя, другой занимается посторонними делами. После проверки работы первый получает «5», второй – «2»).

  • Предоставлено ли право ученикам учиться в одинаковых условиях? (да)
  • Использует ли второй ученик это право? (нет)

3. Инсценирование с дальнейшим анализом.

Командир:Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

У.Что хорошо усвоено ребятами? О чём они забыли?

У.Все мы разные, у нас неодинаковая внешность, возраст, имена, желания, мечты. Но мы хорошо понимаем друг друга, есть моменты в жизни, которые объединяют нас (мы ученики, учимся в одной в школе, участвуем в конкурсах, соревнованиях, готовимся к праздникам, мы имеем на это право).

Значит, нас всех объединяют права человека.

1-й ученик Мы знаем о законе мало,
                    Не больше всех иных,
                    Мы знаем, делать нужно то,
                    Что благо для других


2-й ученик Ненужно думать и гадать,
                    Пытаться описать закон
                    Его лишь нужно соблюдать,
                    Не наносить урон.

5. Работа с иллюстрациями к сказкам (работа в группах).  

6. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).  

 7. Итог

 У.Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – права человека. Так зачем же все-таки права человека? Есть ответ, который объединяет нас всех ЗНАНИЕ ПРАВ – НАША БЕЗОПАСНОСТЬ!



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»!

Цель проведения: способствовать развитию гармонично – развитой личности через воспитание в семье, в коллективе.

Оборудование: Книжная выставка: «С детства дружбой дорожи!», музыкальные записи, плакаты по теме классного часа, фотографии.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Вы гостям рады? А друзьям?

Дорогие гости! Мы вас ждали.

Мы – это девчонки и мальчишки ,песенки и книжки.

Мы – это слово короткое очень,

Но нет слова на свете волшебней его.

В нём, между прочем , две буквы всего.

Вместе: Мы!                                                      Мы!

Звонче слова в мире нет!                    Это значит ты и я!

Мы!                                                                  Мы!

Это песня и рассвет!                           Значит, встретились друзья!

Учитель. Сегодняшний наш разговор посвящён дружбе и друзьям. Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями?   ( ответы детей)

В.И. Даль в своём  «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы « бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что – то  хорошее сделал, потому что он близок тебе. Близки его взгляды, его интересы, его внутренний мир.

- Что помогает, а что мешает дружбе?    (опорные слова на доске)

Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, взаимовыручка, сотрудничество, вежливость, чувство юмора.

          Мешают грубость, обзывания, клички, драки, обиды, упрямство.

Учитель. Посмотрите на выставку книг из нашей школьной библиотеки. В свободное время вы можете прочитать любую из них .А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме « О дружбе и друзьях»

Викторину проводят подготовленные ученики.

  1. Собрались однажды 4 музыканта, подружились .Вместе концерты давали, вместе разбойников разгоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов. ( Бременские музыканты: Петух, Кот, Пёс, Осёл.)
  2. Григорий Остер написал много рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной кампании. Кто был четвёртым из друзей?   (Слонёнок)
  3. Какая девочка из сказки Андерсена выручила своего друга из ледового плена?    (Герда выручила своего друга Кая)
  4. Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну, что тебе Медведь тебе на ухо говорил»? Что ответил товарищ?     (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают.)
  5. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детёнышем можно дружить?   (  Волк Акела)

      Учитель .- Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.

Поднимите руку у кого из вас много друзей? А у кого из вас друзья – взрослые? Почему вам нравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?   ( ответы детей)

- Дружба начинается в семье.

Чтецы. 1) В семейном кругу мы с вами растём

                Основа основ – родительский дом.

               В семейном кругу все корни твои

               И в жизнь ты выходишь уже из семьи.

2) Изначально в России слово «семья»

 И от века Россию семья поднимала:

Наши предки, традиции, наша земля –

Всё семья берегла, сохранял

  Учитель. Папа, мама, сынок, дочка. Когда они все вместе возникает то непередаваемое чувство теплоты и радости, которое исстари называется семейным очагом. Семейный очаг – это маленькое солнце. Какой бы холодный ветер не подул, тепло семейного очага всегда согреет нас с вами. Семейный очаг надо беречь, нельзя дать ему угаснуть. А, что помогает сберечь тепло родного очага? Верно – любовь, терпение, взаимопонимание, дружба. Сегодня у нас в гостях семья Кукиных.

Кукина И.С. показывает детям семейные фотографии, рассказывает о семье.

Как вы думаете, ребята, можно ли назвать семью Дениса Кукина дружной? Почему?   (ответы детей)

  Учитель. Наш класс – это тоже семья. И у нас сложились свои традиции. Мы поздравляем наших именинников, также вместе отмечаем праздники. И, как в любой семье, у нас бывают проблемы, например, как у героя следующей песни.

Звучит фрагмент песни «Сосиска» в исполнении  группы «Король и шут»

Что  вы посоветуете главному герою песни?  ( ответы детей)

Учитель. Герои нашей сценки помогут вам найти правильный ответ на наш вопрос.

Сценка. «Хулиган и ребята».

Хулиган. Так, кого же мне подразнить? Вон Юрка бежит. Эй, малявка, а ну иди сюда.

Юра. Я не малявка. Да ну тебя !  (уходит обиженным прочь)

Хулиган. Ага, вон Нинка идёт. Эй,белобрысая, побегай за мной!

Нина. Я не белобрысая! Не белобрысая!   (плачет и убегает)

Хулиган. Так кого бы ещё подразнить. Сейчас я к Оле пристану. Эй, дылда чего читаешь? Ты чего молчишь? Дылда, дылда!  

 (Хулиган бегает вокруг Оли, показывает ей язык. Она не обращает на него внимания, и спокойно читает книгу.)

- Да, ну тебя ты чего не дразнишься? Побегу лучше других дразнить.

Учитель. Почему хулигану было не интересно дразнить Олю?  ( ответы детей)

- Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни не ссорился. Ну, а что делать, если всё – таки упрёки прозвучали и ссора состоялась? Ответ один – миритесь!

Инсценировка стихотворения с. Погореловского «Два друга»

Побил меня Гуляев Колька: зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько, я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери, ничком свалился на кровать.

А я – то в дружбу нашу верил! Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться, как настоящие друзья!

На теплоход один просится: матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, - что ж ты это? Такую дружбу не сберёг!

Ты не сберёг мечты хорошей, и вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да, это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:

- Прости уж!  Сердишься? За дело! Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться и говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придёшь!

Учитель. Давайте, друзья, встанем в круг и сыграем в игру « Мы – друзья»! Возьмите в свой круг того кого вы считаете своими друзьями. Много у нас получилось разных кругов. Ведь наш классный час называется «Давайте жить дружно»! А, сейчас давайте построим для нашей игры один общий « Круг дружбы».

Нет пословицы, ребята, верней, той, что гласит « Имей сто друзей».

Пусть растёт и ширится Дружбы круг, чтобы рядом был верный друг.

Слева и справа друг, а вместе это Дружбы круг,

Другу справа ты руку пожми, передай ему тепло твоей руки.

Много в мире нужных вещей, но друга иметь – намного важней.

Имей друга всегда и два, и три и слева другу улыбку дари.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» сл. В. Шаинского, муз.М. Танича. Все подпевают.



Предварительный просмотр:

Декларация прав ребёнка.

ЦЕЛИ: ознакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка.

1 Вступительная часть.

   Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

-Как вы понимаете это изречение?

   Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый  не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появились на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рождённого в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку. Только в 20 веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди придумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека. И вот в беседах между собой, путём международных переговоров, на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав.

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответы детей)

   Эти права записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация объединённых наций (ООН). Права взрослого человека и права ребёнка надо знать. Но не менее важно помнить  и то, что, кроме прав, у человека есть обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

2 Основная часть.

- Послушайте основные стать Декларации прав ребёнка.

1 В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

2 Ни один ребёнок не может быть продан или куплен.

3 Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

4 Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со свое матерью. Кроме исключительных случаев.

5 Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании.

6 Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на гражданство и собственное имя.

7 Никто не может быть подвергнут жестокому обращению.

- Каким вы представляете себе жестокого человека? Как он себя ведёт?

- Как вы понимаете такие пословицы?

- Злой не верит, что есть добрые люди.

- Зло порождает зло.

- Доброе слово лечит, а худое калечит.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Каким вы представляете доброго человека? Какие поступки он совершает?

   Мы сегодня вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле. Какие уроки вы для себя сделали? Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

- умей выслушать собеседника, не перебивая;

- умей признать, что был не прав;

- помогай товарищу, старайся договориться с ним;

- говорите всегда только правду;

- радуйся успехам товарища;

- дал слово – держи его!

   На сегодня наша беседа закончилась, помните о правах другого человека и соблюдайте главное правило:

ХУДО  ТОМУ, КТО  ДОБРА  НЕ  ДЕЛАЕТ  НИКОМУ.



Предварительный просмотр:

Классный час "Когда и почему возникает ссора?"

http://tapisarevskaya.rusedu.net/gallery/1415/lady_news_anchor_md_wht.gif Поговорим  о собственном поведении в конфликтной ситуации. 

Прошу детей ответить на вопросы теста «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации ( когда ссоритесь)?»

 Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше  поведение. Если подобным образом ведете себя 

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 балл

 Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске: А (1,6,11); Б(2,7,12); В(3,8,13); Г(4,9,14); Д(5,10,15)

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

 А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

 Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение,  удовлетворили бы обе стороны.

 В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

 Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью  вы встаете на  точку зрения противника, отказываясь от своей.

 Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 Делаем выводы из тестирования.

     Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

      В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

  1. Разделимся на группы.
  2. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
  3. Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации. 

Ситуация №1

      Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

 Ситуация №3

       На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

 Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь  мудрее.

Выясни причину ссоры, попытайся предотвратить возможные моральные  травмы.



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Цели: углубить представление  детей о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать  детей к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

            Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой. Тема   весьма актуальна в 4 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков (дети стоят на рубеже перехода в 5 класс). Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир будущего подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.

Подготовительная работа с детьми и предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем Друге».

Оборудование: компьютерная презентация, косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику), толковый словарь.

План классного часа

1.Вступительное слово.

2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

3.Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

4.Интервью «Расскажи о своем друге».

5.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».

6.Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.

7.Игра «Знаю ли я своего друга?»

      8.Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?:

      9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

1)Вступительное слово

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий     друг». Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

В крепкой дружбе наша сила

Дружбе-слава и хвала.

  (В.Г. Белинский)

 

2)Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»

 Классный руководитель. И начать наш разговор мне бы хотелось со  сказки. (Читает  сказку Пермяка Е.П. «Две пословицы»)

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

— Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

— Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.

— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.

Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

— Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

 

Классный руководитель.  Как вы думаете, благодаря кому Костя нашел дорогу на ярмарку и брод через реку, и вообще накупил всяких разностей? Дружба с кем ему помогла?

Ещё на ярмарке, что понял Костя?

За что Костя отблагодарил Подарком своего друга?

3) Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли было в начале сказки назвать этих   мальчиков друзьями? А в конце? Каковы признаки настоящей дружбы?»

Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг - это тот...»

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? (Дети поднимают руки.)

4)Интервью «Расскажи о своем друге»

Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

     5)Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель: Дружба, товарищество, друг и товарищ… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удаётся сберечь и отстоять в себе и окружающих, человеческое, зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберёмся, чем отличаются понятия «друг» и «товарищ». Эти понятия очень близки друг другу, но всё же различаются. Как?

Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).

*Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете..- (товарищ).

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг).

6)Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читаеm- Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

* Ситуация №1

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от устать, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя ежалеть».)

*Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до  дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

*Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами  плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

Классный руководитель. Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

7) Игра «Знаю ли я своего друга?»

Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей - одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.) Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

 

·         Какой урок у него любимый?

  • На чем он любит кататься?
  • Какой вид спорта любит?
  • Кем хочет стать, когда вырастет?
  • Какое животное  самое любимое

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отнощения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)

8)      Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»

Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. I Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

9)      Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Классный час «Правила этикета».

ЦЕЛИ: сформировать у детей навыки культурного поведения.

  Поведение для человека – главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя в столовой и в гостях.

  Одна из главных наук это знакомство.

- Для чего мы знакомимся?

- Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться. Как правильно поступить в данной ситуации? (Ребята разыгрывают ролевую ситуацию).

  Давайте запомним простые правила:

  • Первым должен назвать своё имя тот, кого представляют.
  • Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» - и назовите имя человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы ставите человека в неловкое положение.
  • Если представленный человек вам неприятен, нельзя подавать виду, держаться необходимо вежливо.
  • Вы привели друга домой. Представляйте его родителям, т.е. младших по возрасту представляют старшим.
  • Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

  Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве:

  1. Мальчик с девочкой – мальчик при этом встаёт.
  2. Младший со старшим – младший должен встать.

  Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве.

                Разрешите познакомиться.

                Знакомьтесь, пожалуйста.

                Очень приятно.

                Я рад знакомству.

- Отгадав загадку, вы узнаете о чём пойдёт речь далее.

                Через поле и лесок

                Подаётся голосок.

                Он бежит по проводам-

                Скажешь здесь, а слышен там.        (Телефон)

  Телефон появился на службе у человека с 1876 г. С его помощью мы слышим звуки на очень большом расстоянии. Но несмотря на то, что собеседника мы не видим, вести разговор с ним – большая наука.

- Кто знает, с чего надо начинать телефонный разговор?

  Конечно обязательно с приветствия. Затем раз вы звоните , вы обязаны себя назвать.

- Предположим. Что набирая номер вы ошиблись и попали в чужую квартиру. Каковы будут ваши действия?

Вы зря побеспокоили чужого человека .Надо обязательно извиниться.

- В каком случае вы звоните другу?

Самая распространённая ошибка, когда люди звонят друг другу от нечего делать, решают задачи по телефону, диктуют упражнения, пересказывают фильм. Ведь в это время, может, кто-то пытается дозвониться к вам по важному делу.

- Каков поздний срок возможного звонка другу? Почему?

Итак, телефон – ваш друг и помощник, но не только ваш, а общий. Поэтому говорить по телефону надо: КРАТКО, ВЕЖЛИВО, ПО ДЕЛУ. Чтобы не получилось, как в стихотворении:

                ГОВОРИТЕ  КОРОЧЕ.

                Вы…

                Это самое…

                Того…

                Когда,

                Вы говорите,

                То,

                Значит,

                Это…

                Как его…

                Ну,

                В общем,

                Не тяните.

                Вот, между прочим, так сказать,

                Что мне хотелось вам сказать.



Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе по теме: "Энергосбережение"

«Ресурсов Земли достаточно для того,

чтобы удовлетворить потребности каждого

из нас, но не жадность каждого из нас» -

Махатма Ганди

Цели и задачи:

  • способствовать воспитанию  экологического  сознания  у  детей;
  • способствовать воспитанию навыков  экологически  устойчивого  и  безопасного  стиля  жизни;
  • привлечение внимания   к  проблемам   использования   энергии,   экономии   энергии   и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения  ресурсов  и  энергии:  
  • вовлекать  школьников  в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  • стимулировать  интерес к  научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Инсценировка     Сказка А.Исаакян «Самая нужная вещь»

Автор. Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него 3 сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу. Призвал царь сыновей и решил с ними поговорить.

Царь. Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом.     Видите вон то вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на свете, чем бы я осчастливил весь мой народ. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её вы и заполните моё хранилище.

     Автор. Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили, ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных и в назначенный день предстали перед отцом.

    Царь. Добро пожаловать, бесценные мои сыновья. Удалось ли вам найти самую нужную вещь?

    Старший сын (вынимает из кармана горсть зерна и протягивает отцу). Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

   Средний сын  (вынимает из кармана горсть земли и протягивает отцу). Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?

    Младший сын (берёт кувшин и зажжённую свечу). Светом я заполню это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А ещё свет знаний - самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!

   Царь. Многие лета тебе, мой сынок! Ты по праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрасного, чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее.

Учитель: Как давно это было. И уже тогда люди понимали, что самое главное и нужное на Земле.

Ученик 1:

Знают взрослые и дети,

Что светлей всего на свете,

Что всего нужней для всех?

Ну, конечно, это …… (дети отвечают свет)

Учитель:

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!

Ученик 2: -А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Учитель:

 -  А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.

Ученик 3: - Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Борьба человека за существование состояла не только в добывании пищи и обретении крова. Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры,  который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)

Ученик 4: - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно  было переносить в любое место. Но лучины быстро сгорали, на пол от неё падали искорки, от которых жилище могло сгореть. Тогда люди стали подставлять под лучину корыто с водой, падая, искорки попадали туда и гасли. Это был не очень удобный способ освещения жилищ, тогда люди придумали свечи.

Ученик 5: - Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них – канделябры.

Ученик 6: - Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата  семья.

Ученик 7: - На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Учитель:

 - А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)

Ученик 8: - Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад. 23 марта 1876 года Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.

Учитель:

 - Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

Учитель: - Благодаря чему они совершают свою работу? (электричеству)

- Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?

Ученик 9: - Энергия – это сила приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничего вокруг нас не происходит без участия энергии. Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  • В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
  • Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия;
  • Освещение квартир;
  • Работа электроприборов, лифтов в подъездах;
  • Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.

Учитель: - Какие бывают источники электроэнергии?

        

 Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники  энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые  восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.  Ученые подсчитали, что для восстановления запасов нефти, которой человечеству хватило бы на 1 год, необходимо 3 миллиона лет!

 Ученик 10: Сегодня люди используют больше энергии, чем когда-либо. Глобальное потребление

ископаемого топлива возросло на 10% с 1992  по 1999 год. Если существующая тенденция

использования энергии сохранится , в 2035 году мы будем потреблять в 2 раза больше энергии, чем в 1998 году и в 3раза больше в 2055 году. 80% энергии в мире производится и потребляется на основе

сжигания ископаемого топлива.

Учитель:

Выделяют следующие виды энергии:

Для того чтобы вырабатывать энергию, люди сооружают электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции.

Ученик 11: -  Сегодня более 50% всей электроэнергии  в мире производится на тепловых электростанциях. Часто в городах используются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, производящие не только электроэнергию, но и тепло в виде горячей воды.

Ученик 12: - ГЭС – гидроэлектростанции, производят дешёвую электроэнергию. ГЭС строят как на равнинных реках, так и на горных. На них энергию получают с помощью воды. Важным недостатком ГЭС является их сезонность работы.  Все мы знаем, что недалеко от нашего города идет строительство ГЭС.

Ученик 13: - Первая в мире АЭС – Обнинская была пущена в 1954 году в России. АЭС являются наиболее современным видом электростанций и имеют ряд преимуществ:

  • Не загрязняют окружающую среду;
  • Могут быть размещены практически везде.

Однако в работе АЭС есть и минусы:

  • Захоронение радиоактивных отходов;
  • Катастрофические последствия аварий
  • Тепловое загрязнение водоёмов

Учитель:

- Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.) На промышленность, на транспорт.

 - Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества. Нет света, не работают электроприборы, нет воды. Что нам остаётся делать, кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию. А как вы понимаете, что же такое энергосбережение?

Ученик 14: - Энергосбережение – это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках. Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. Вода из крана течёт быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12 – 20 литров пресной воды. Как же нам сэкономить воду? (ответы детей)

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  • Мойте посуду не под текущей струёй, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • А главное – не забывайте выключать воду!

Помня эти правила – за год можно сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.

Учитель: 

- Послушайте одну историю.

«Ребята договорились, что вечером, когда закончит занятия вторая смена, они соберутся в школе, чтобы обсудить программу Новогоднего праздника. По дороге на этот сбор еще издалека они увидели, что почти все окна в школе ярко светятся.

- Наверное, занятия еще не кончились, - подумали ребята, - придется ждать.

Но когда они пришли, дежурный сказал им:

- Все уже разошлись. Вы к кому?

Ребята объяснили ему, что у них сбор, и поднялись в свой класс. В классе никого не было, но все лампы горели».

Учитель: 

-Допустимо ли, чтобы лампы горели без дела? Ответы детей. (Нет, не допустимо. Надо беречь электроэнергию).

Учитель: 

- Почему нужно беречь электроэнергию? Обсуждение вопроса с детьми.

Учитель:

-  Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет.

Лампа сутки погорит – сто кило угля спалит!

Если светит зря она, где ж экономия сырья?

- Что мы сможем сделать, чтобы лампа зря не светила?

Ученик 15: Одна лампочка в 75 ватт, горящая 2 часа в сутки, потребляет в неделю около 1 киловатт-часа.

Одного киловатт-часа достаточно, чтобы:

  • испечь 38 кг хлеба;
  • сшить 2 пары обуви;
  • произвести 14 кг сыра, 1 кв.м хлопчатобумажной ткани, 9 кг цемента.
  • вывести в инкубаторе 30 цыплят.

Ученик 16: - Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/час. Но и этот расход можно сократить за счёт протирания лампочек: хорошо протёртая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запылённой. И ещё – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят вам 200 Вт под потолком.

Ученик 17: - Экономить электроэнергию можно и на кухне – достаточно, чтобы дно кастрюли плотно прилегало к конфорке. При варке необходимо закрывать крышку кастрюли. Вскипятив чайник, налейте себе необходимое количество кипятка, а остальное вылейте в термос, чтобы не кипятить каждый раз.

Ученик 18: - Экономить электроэнергию можно и при глажении. Для этого надо помнить, что сухое или влажное бельё приходится гладить дольше, а значит, и больший расход энергии. И ещё одно: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы.

Учитель:

- Что бы вы сказали хозяевам квартиры, где в каждой комнате горят яркие электрические лампочки и, перекрикивая друг друга, работают телевизор, компьютер, магнитофон? К чему их призвали бы? (Вы очень много электроэнергии тратите впустую! Берегите электроэнергию.)

 

Лишь буквы — те, что в каждой строчке

Даны не более чем раз, —

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

* Зачеркни буквы, которые встречаются в строке более одного раза, и прочитай наказ. (Будь бережливым)

* Прочти пословицу. (Бережливость лучше богатства)

- Как вы понимаете ее смысл?

Учитель: 

- Экономия электроэнергии важная задача каждого из нас. Наряду с этим мы должны экономить и тепло наших жилищ.

Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите – и в тепле себе живите!

- Бывает так, что зимой мы жалуемся на холод в наших домах. А что мы можем сделать, чтобы сохранять тепло.

Ученик 19: - Чтобы сохранить тепло в наших домах мы должны:

  • Осенью утеплять все окна, балконы и двери;
  • Обязательно закрывать двери в подъездах;
  • Не открывать форточки надолго;
  • Не ставить мебель, которая загораживает батарей и не даёт теплу свободно проходить в комнату.

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

Учитель:

- А вот для вас небольшой тест:

  • Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  • Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  • Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  • На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  • У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Учитель:

-  Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Подведение итогов.

Учитель: 

- Итак, мы много говорили об экономии воды, тепла и электричества в наших домах.  И, надеюсь, мы поняли главное: мы все  должны экономить энергию не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.  Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли  это «ЗАВТРА»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Судьба нашей планеты напрямую зависит от каждого из нас, от человечества, а вернее, насколько мы разумно потребляем природные ресурсы!

Ученик 20:

Помни, нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать.

Хватит иx на много лет.

Ученик 21:

Мы с вами сегодня  успели узнать,

 Как, надо всем стараться.

Беречь и воду, и тепло

 Энергию в квартире

 Как это делают давно,

Другие в целом мире!

- Давайте запомним эти нехитрые правила бережливости (учащиеся по очереди называют правила бережливости в стихах)

В мире Азбуки есть различные: простые и сложные, просто отличные.

      Вот вам и спец предложение – азбука энергосбережения!

  • Капля за каплей плачет наш кран

      Исчезнет так с карты большой океан.

  • Зубы чищу экономно, вот вода в стаканчике.

     Воду нужно нам беречь, девочки и мальчики!

  • Бак на даче установлен, чтобы дождик в нем собрать.

      Чтоб в режиме экономном, сад зелёный поливать.

  • Нужное явление в квартире отопление,

      Чтоб его нам запустить нужно трубы все промыть.

      Экономным станет он – отопительный сезон.

  • Ремонтом займёмся со знанием дела: мы окна заклеим, балкон застеклим.

      Расставим мы мебель, открыв батареи, тепло в нашем доме вот так сохраним.

  • Сквозь окна чистые струится солнца свет,

     Здесь электричеству пока работы нет.

  • Если будешь край беречь, уголь бережно расходуя,

      Сможешь свет в домах зажечь и чудо ёлку новогоднюю!

  • Чтобы чайник не греть каждый час, придуман прибор высший класс!

     Тепло в своём теле он долго хранит, названием Термос он знаменит!

  • Жаром пышет наша печка, из кастрюли лезет гречка.

     Плитку выключи скорей – сэкономишь 100 рублей!

  • Ночь наступила, в кроватку шагай, и по дороге ты всё выключай.

     Пусть отдыхают компьютер, ТиВи,

     Милый мой друг, и ты отдохни!

  • Не лейте понапрасну воду, и зря не жгите свет и газ!

     Давайте сохраним природу для тех, кто будет после нас!

Рефлексия

 На доске – рисунки лампочек трех цветов: белая, желтая, красная.

  Учитель:

 - Если  вы согласны с произнесенными словами, то подходите к лампочке белого цвета. Если вы считаете, что о энергосбережении должны думать родители, а не вы, то подходите к лампочке желтого цвета. А если вы считаете, что вообще не надо экономить энергоресурсы, то подходите к лампочке красного цвета.

- Ребята, я надеюсь, вы запомнили те  нехитрые правила бережливости, и расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям.

Использованы материалы: 

1.     Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.

2.     Капелька и искорка учат экономить энергию. Книжка раскраска для маленьких. – СПб., МОМЭО «Дети Балтики» 2001.

3.     Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. — Мн.: Тэхналогія, 2001.

4.     Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.

5.   Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.

6.  Уроки Электроши: факультативные занятия "Азбука Берегоши" в 3-м классе / Н. П. Муха, 2009г.

7. Азбука Берегоши: методические рекомендации к проведению занятий во 2-4-х классах / С. В. Мацкевич, Е. Ф. Курилина, Е. В. Гречихо, И. В. Галузо.- Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа: навукова-метадычны часопіс / РУП "Выдавецтва "Адукацыя і выхаванне" Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2009г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...