Наш путь в страну вежливости и доброты
материал (1 класс) на тему

Кузьмина Галина Леонидовна

Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развитие способности анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»

Г. ПРОТВИНО

«НАШ ПУТЬ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»

Воспитатель ГПД: Кузьмина Г.Л.

2014г.

Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развитие способности анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Ход мероприятия

При входе в класс ученики получают жетон с номером «вагона» (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим «вагонам». На доске представлена запись: «Путешествие в Страну вежливости и доброты».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну – страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, на каких остановках нам предстоит выходить. Вот их удивительные названия: «Народная мудрость», «Ежели вы вежливы», «Не попади впросак», «В гостях у Буратино», «Наш маленький театр». На каждой станции вас ждут приключения, а кое-где и испытания.

«Поезд» трогается с песней «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; учащиеся поют первый куплет с припевом) и прибывает на первую станцию.

Воспитатель:  В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть даже такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

– Спеши делать добро.

– Добрые дела красят человека.

– Без добрых дел нет доброго имени.

– Жизнь дана на добрые дела.

– Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.

– Про доброе дело говори смело.

– Худо жить без ласкового слова.

– Не мудрён привет, а сердце покоряет.

– Ласковое слово лучше мягкого пирога.

– Спасибо – великое дело.

– Доброе слово и кошке приятно.

Воспитатель:    Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали!

Исполняется 2-й куплет песни «Улыбка».

Станция  «Ежели вы вежливы»

Воспитатель:   Вот наша следующая остановка. Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может быть, нас в город Вежливости и пускать нельзя? Если вы уверены, что я назвала вежливый поступок, – хлопайте 2 раза, если невежливый – 1 раз.

– Поздороваться при встрече?

– Толкнуть, не извиниться?

– Помочь подняться упавшему?

– Поднять уроненную вещь?

– Не встать, обращаясь к учителю?

– Взять билет в автобусе?

– Не уступить старшему место в транспорте?

– Не заметить недовольство мамы?

В о п р о с ы . (На каждый «вагон» по вопросу.)

– Как вы попросите передать на билет в автобусе?

– Как вы будете прощаться, уходя из гостей?

– Как вы будете просить о чём-то взрослого малознакомого человека?

– Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?

Чтецы.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не навеки.

Ежели вы вежливы,

То книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея. (С. Маршак.)

Остановка вне расписания

– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители страны Добра просят о чём-то. (Зачитывает письмо.)

«Ребята! У нас беда!

В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными Жадность, Зависть, Грубость, Дерзость, Сплетни, Жестокость.

Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга.

Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми».

– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти неприятные слова в слова, противоположные по значению. Я знаю – у вас получится это волшебство.

– Щедрость, добродушие, нежность, ласка, вежливость, внимательность, предупредительность, снисходительность, правдивость, жалость,сочувствие.

Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Ученики придумывают имя.)

В этой стране жители имеют фамилии с корнем -добр-. Давайте придумаем им фамилии. (Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины...)

– А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.

– Давайте послушаем, о чём они спорят и поможем им разобраться в ситуации.

Диалог между Буратино и Мальвиной

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино. Плохо я справился с заданием.

Мальвина. Почему?

Буратино (злобно выкрикивает). Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино. Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения.) Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино. Не было этого, не было, не было…

Мальвина. Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» – или: «Хочу в школу, хочу в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?

Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Как посадка прошла?». Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?

Выслушиваются ответы учащихся.

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да-да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!

Станция «Наш маленький театр»

– Вот и следующая остановка. Мы смотрим спектакль по стихотворению Самуила Маршака «Вежливое слово».

Ученики инсценируют стихотворение.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты прилагаются

За вежливое слово!

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ёжик пожилой

Притащился чуть живой!

– Подходите, ёжик, ёжик!

– Вам билет в каком ряду?

– Мне поближе, плохо вижу,

Вот спасибо, ну, пойду!

Говорит овечка:

– Мне одно местечко!

Вот моё благодарю –

Доброе словечко.

Утка:

 – Кряк! Первый ряд!

Для меня и для ребят.

И достала утка: «Доброе утро».

А олень:

– Добрый день.

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте

Лучшие места.

Вот моё «Пожалуйста».

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков,

Вдруг ворвался косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого:

– Касса, выдай мне билет!

– Ваше вежливое слово?

– У меня такого нет.

– Не получите билет.

– Мне билет!

– Нет и нет!

Не стучите, не кричите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал.

Косолапый зарыдал,

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое слово,

Что-то развернула и стряхнула,

И чихнула, и вздохнула:

– Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, позволь…

Их давно уж съела моль.

Бедные «пожалуйста» –

Что от них осталося?

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты прилагаются

За вежливое слово.

Вот уже второй звонок.

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе:

– До свиданья. Здравствуйте.

Доброй ночи! И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых три.

– С Новым годом! С новосельем!

Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты,

Не один, а целых пять.

– Поздравляю с днём рожденья!

Приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья

Постоял на голове.

И кассиру всё под силу,

Очень хочется запеть:

«Очень, очень, очень, очень,

Очень вежливый медведь».

– Благодарен, извиняюсь!

– Славный парень!

– Я стараюсь!

– Вот умница.

Вот идёт медведица,

И она волнуется,

И от счастья светится.

– Здравствуйте, медведица!

Знаете, медведица?

Славный Миша, ваш сынишка,

Даже нам не верится.

– Почему не верится? – говорит медведица, –

Мой сыночек молодец.

До свидания! Конец!

Воспитатель:

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете,

«Здравствуйте!» – это же «будьте здоровы»,

Это же «дольше живите на свете!».

Игра «Знаешь ли ты волшебные слова?»

 Воспитатель:  Следующая наша игра так и называется «Знаешь ли ты волшебные слова?». В волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске), а вот лепестки пока лежат у вас на столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.

Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.

– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Воспитатель:  Сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте «посадим» эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.

– А какие добрые дела сделали вы?

Ответы детей.

– Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете.

 Дети прикрепляют своих человечков на доску.

Релаксационная пауза «Сердце доброты»

– Представьте себе своё сердце. Сколько оно может вместить любви и добра!.. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может в них поместиться. Переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу.

Заключительная часть.

Чтецы.

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «в добрый час».

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Клянёмся вежливыми быть,

Всегда «Спасибо» говорить,

«Добрый день» и «До свидания».

Нет в мире лучше звания.

Клянёмся добрыми мы быть

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету,

Науку помнить эту.

Клянёмся добрыми мы быть,

В борьбе со злом добро дарить,

Невеж разить мечом волшебным

И строгим словом, и целебным.

Клянёмся добрыми мы быть!

Воспитатель:  ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтецы. Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни нашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.

Заканчивается путешествие песней «Дорога добра».

Спроси у жизни строго,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба

Себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему –

Всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.

В завершение звучит песня «Маленькая страна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"...

Путешествие в страну вежливости и доброты.

Данное занятие способствует нравственному развитию личности учащихся....

Кл.час "Путушествие в страну "Вежливости и Доброты"

- Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.- А ...

Классный час на тему «В стране вежливости и доброты»

Проведение этого классного часа прививает навыки вежливого обращения с окружающими, помогает учащимся постигать понятия добра и зла,  воспитывает культуру поведения, правила хорошего тона....