Конспект военно-патриотической игры "Зарница"
план-конспект занятия на тему

Чижова Светлана Александровна

Конспект содержит поэтапное описание конкурсов военно-патриотической игры "Зарница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chizhova_s.a._zarnitsa.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области

Зарница

- Попрошу отряды сесть в ряды по 6 человек и не пересаживаться до окончания нашего мероприятия.

- Уважаемые обитатели острова Детства! Не первый раз мы с вами встречаемся в этом праздничном зале. И сегодня нас снова ждут приключения.

- Несколько дней назад, 12 июня, наша страна отмечала замечательный праздник с громким названием. Ребята, помогите, пожалуйста, вспомнить название этого праздника. (День России)  (Слайд 1)

- Неслучайно на нашей сцене появился флаг России, который будет сегодня сопровождать нас в течение длительного путешествия.

- В этот день о России было сказано много добрых, тёплых, нежных слов. Пусть же и в нашем детском лагере прозвучит признание в любви к нашей замечательной Родине, имя которой Россия. На сцену приглашается юная певица … с песней «Что может быть лучше России?» (дуэт) (Музыка 1: «Что может быть лучше России?»)

- В день России каждый россиянин вспоминает всё самое лучшее, связанное с Родиной. Каждый россиянин ощущает себя патриотом – человеком, любящим свою Родину и готовым на подвиги ради неё.      (Слайд 2)

- Очень жаль, что патриотом человек чувствует себя лишь в определённые праздники, связанные с защитой Отечества. Кстати, а вы можете назвать такие праздники? (23 февраля, 9 мая, 12 июня)

- Задумайтесь: разве это справедливо – вспоминать о своей Родине, Отчизне, Отечестве всего лишь несколько раз в год? Настоящий патриот – это тот, кто никогда не забывает о своей стране, всегда готов встать на её защиту. А чтобы стать настоящим патриотом, защитником своей Родины, нужно ежедневно работать над собой и взращивать в себе определённые качества.

- Как вы думаете, ребята, какие качества нужны отважному защитнику Отечества? (Смелость, отвага, выносливость, смекалка, решительность, находчивость, любовь к Родине) (Слайд 3)

- Для того, чтобы во время летнего отдыха в лагере дети не тратили время зря, придумали специальную военно-патриотическую игру «Зарница» (Слайд 4)  Впервые эта игра была проведена в 1967 году. Дети в летнем лагере превращались в бойцов. У каждого отряда было своё                   знамя. (Слайд 5)  Побеждал тот отряд, который первым находил и завоёвывал знамя соперников. Но перед этим участники должны были пройти массу испытаний. Внимание на экран.

(Слайд 6):  Отряд должен был пройти строем и исполнить отрядную песню.

(Слайд 7): Преодолеть препятствия с верёвками и проволокой.

(Слайд 8): Преодолеть препятствия в виде брёвен.

- Часто на пути участников игры возникала река, которую каждая команда преодолевала по-своему:

(Слайд 9): Кто-то вброд.

(Слайд 10): Кто-то с помощью канатной дороги.

(Слайд 11): Кто-то на лодке или байдарке.

(Слайд 12): Кто-то на плоту.

(Слайд 13): А поскольку «Зарница» - игра военно-патриотическая, участники должны были владеть оружием,

(Слайд 14): а также умением оказывать медицинскую помощь.

(Слайд 15): А вот тот самый заветный флаг противника, который нужно было захватить, по пути срывая погоны у соперников. На этом слайде вы видите фрагмент из замечательного детского кинофильма «Завтрак на траве», вышедшего на экраны в 1979 году, где главную роль, роль вожатого, сыграл молодой артист Сергей Проханов. (Слайд 16)

- В этом музыкальном фильме звучит множество песен  (Слайд17),  которые с тех пор очень часто исполняют дети, отдыхающие в лагере.

- Чем же мы с вами хуже? Мы также отдыхаем в лагере, хотим выучить много песен, стремимся стать сильными, смышлеными, преданными своей Родине.

- А что нам в этом поможет?  (Игра «Зарница»)   (Слайд 18)

- Отряд «Алые паруса», вы готовы сразиться с «Робинзонами»?

- А вы, Робинзоны, готовы помериться  силами с Алыми парусами?

- Замечательно, но вот в чём проблема: игра «Зарница» всегда проводится на открытой местности, до которой ещё нужно добраться. А для этого надо отправиться куда? ( В поход)  (Слайд 19)

- Поход – увлекательное путешествие, которое любят все отдыхающие в лагере дети. В поход они берут лишь всё самое необходимое.

- Сейчас и нам с вами предстоит собрать в поход всё самое необходимое.

- Для отрядов объявляется 1 конкурс – конкурс «Собираем снаряжение» (Слайд 20)

1 конкурс «Собираем снаряжение»

- Отряды, вы готовы к состязанию?

- Итак, поочерёдно командам будут загадываться загадки о походном снаряжении.

Загадки

  1. Чтоб пройти дорог немало

И поспать в походе сладко,

Не поможет кусок сала –

Здесь нужна, дружок, …   (палатка).   (Слайд 21)

  1. Всё, что нужно, ты найдёшь –

Загляни-ка на чердак.

Всё, дружок, не унесёшь –

Лишь то, что влезет в твой …   (рюкзак).  (Слайд 22)

  1. Длинная и гибкая.

Нырять всегда готова.

Уж если рядом есть река,

Ты будешь сыт, как дома.   (Удочка)   (Слайд 23)

  1. Его забыть никак нельзя –

Не будет щей без  …   (котелка).   (Слайд 24)

  1. А если это ты забыл,

То, ни возьмись откуда,

Не свалится тебе на стол

Жестяная …   (посуда).   (Слайд 25)

- А почему посуда в походе должна быть жестяной, железной?

  1. Чемоданчик этот нужен –

В нём очень важный, ценный груз.

Босиком пройдёшь по лужам –

Больным ты свалишься.  Конфуз!   (Аптечка)   (Слайд 26)

- Следующие загадки отгадываем – кто быстрее?

7.  Прибор для определения сторон света.   (Компас)   (Слайд 27)

8. Сколько частей света существует и кто сумеет их назвать?

9. Если в поход вы отправились на север, то в каком направлении вы будете возвращаться обратно? (На юг)

10. Если в поход вы отправились на запад, то в каком направлении вы будете возвращаться обратно? (На восток)

11. Кто, находясь в этом зале, без компаса сможет показать восточное направление? (Там, где солнце восходит)

- Закончился 1 конкурс. Его итоги подводит уважаемое жюри, которое сегодня представлено в следующем составе: __________________________

ИТОГИ

- Итак, в этом конкурсе победила команда ____________________________

- Победу этой команды мы обозначим вот такой патриотической наградой, звездой героя, на нашем табло.  Счёт 1:0 в пользу команды ___________________________

- Итак, снаряжение готово. Можно отправляться в поход к месту проведения игры «Зарница» (Слайд 28)

- Но без чего не бывает похода?  (Без песни)

- Все знают песню о походе? А это мы сейчас проверим.

- Объявляется музыкальный конкурс.  (Слайд 29)

2 конкурс «Музыкальный»

- 1 куплет песни исполняет 1 отряд, 2 куплет – 2 отряд, а припев и 3 куплет – все вместе. Жюри внимательно наблюдает за исполнителями, а затем вынесет свой вердикт.  (Музыка 2: «О походе»)

- Жюри подводит итоги.

ИТОГИ

- Итак, мы с вами в пути. Давайте послушаем, как вы дружно шагаете – громко потопаем.

- О-ой! Кто-то отстаёт. Давайте проверим, не взял ли кто-нибудь с собой что-то лишнее.  В стихотворном тексте я буду называть предметы, а вы должны определить – нужно их было с собой брать или нет. Если нужно, хлопайте, если нет – топайте.

Стихотворение

Я отправился в поход –

Взял с собою самолёт.

Прихватил подушку.

Взял большую кружку.

Положил в рюкзак кастрюльку.

С мотоцикла снял я люльку.

Взял фонарик я и ложку.

3 кило конфет в дорожку.

Телевизор взял и кресло.

А палатка вот не влезла.

- Так вот почему кто-то отстаёт – набрали с собой непонятно что. Друзья мои, вы ошиблись адресом. Вам нужно не в поход, а в турпоездку. Транспорт уже ждёт. (Слайд 30)

- Ну а пешим путешественникам придётся исправлять ошибки. Разве можно отправляться в поход без палатки? А где спрятаться от дождя, от комаров во время сна?

- Итак, привал! (Слайд 31) Будем сооружать палатку. Следующий конкурс называется «Палаточный городок». (Слайд 32)  В нём будет принимать участие команда из 6 человек  от каждого отряда. А задание такое: из подручных материалов (случайно оказавшегося рядом брезента и столбов) команды должны соорудить палатку. Та команда, которая раньше поставит палатку с помощью 6 столбов, победит. Для примера в качестве столбов пригласим наших вожатых (ПОКАЗ).

- Приглашаем команду 1 отряда (1 ряд) и команду 2 отряда (1 ряд).

3 конкурс «Палаточный городок»

ИТОГИ

- Ребята, а что помогает туристам в походе? (Сплочённость, дружба, взаимовыручка) (Слайд 33)

- Очень часто в походе возникают непредвиденные ситуации, проблемы. Именно здесь познаются люди. Не зря говорят: «Друг познаётся в беде». Но зато, решив проблемы, туристы чувствуют себя счастливыми, довольными и поэтому часто поют душевные песни во время привала. Не случайно они берут с собой гитару. (Слайд 34)

- Мы с вами тоже решили свою проблему – установили палатки, и поэтому имеем полное право исполнить душевную песню всё из того же кинофильма «Завтрак на траве».

- Итак, звучит песня «Золотая рыбка» (Слайд 35)   (Музыка 3: «Золотая рыбка)

- К сожалению, нам с вами золотая рыбка пока не попалась, а вот наловить карасиков на уху было бы неплохо. Неподалёку от нас находится волшебное озеро, где прекрасно чувствуют себя как речные, так и морские обитатели. Есть здесь и караси, и коварные акулы, и даже благородные дельфины. Акулами мы точно не станем питаться, дельфинов мы охраняем, а вот карасиков наловить на уху было бы кстати. Для этого нам понадобятся команды рыбаков от каждого отряда. Объявляется конкурс рыбаков. (Слайд 36)  Приглашаем второй ряд сидящих от каждого отряда.

- Итак, вот наше волшебное озеро. Вот ёмкость для пойманной рыбы для каждого отряда. Как только зазвучит музыка, команды начинают ловить исключительно карасиков и складывать в свою ёмкость. Морских обитателей не трогать! (Музыка 4: «Финская полька»)

4 конкурс «Конкурс рыбаков»

ИТОГИ

- Ну что ж, рыба у нас есть, с голоду теперь не умрём, а что ещё неплохо было бы добавить в уху? (Картошку)

- Какие ещё блюда можно приготовить из картошки во время привала на природе? (Печёная картошка)  (Слайд 37)

- Проблема в том, где взять картошку. Но нам, как всегда, везёт. Как раз недалеко находится село. Помните о том, что без спроса брать ничего нельзя. А вот с разрешения хозяев накопать её можно. Для этого нам нужны лопаты и перчатки, чтобы собирать картошку, не пачкая руки. –

- Итак, объявляется конкурс «Накопай картошку». (Слайд 38)

- Неплохо бы для этого конкурса пригласить Антошек, но поскольку их у нас нет, приглашаем 3 ряд сидящих от каждого отряда.

5 конкурс «Накопай картошку»

ИТОГИ

- Ну что ж, теперь у нас есть и рыба, и картошка. Осталось лишь приготовить походный обед. Что же нам требуется для приготовления ухи или печёной картошки? (Костёр)

- Путешественники, отправляющиеся в поход должны быть прекрасными умельцами развести костёр, знатоками кострового дела. Сейчас мы проверим, какие вы знатоки. Объявляется конкурс «Гори, гори ясно!» (Слайд 39) Поочерёдно команды должны ответить на вопросы.

6 конкурс «Гори, гори ясно!»

Вопросы о костре

  1. Назовите вид костра и объясните, для чего он необходим.

Слайд 40: Колодец – для приготовления пищи, для обогрева, для сушки одежды.

Слайд 41: Шалаш – сигнальный костёр, для освещения поляны в ночное время, для отпугивания диких животных.

  1. Проанализируйте ситуацию, изображённую на фотографии, и определите, какой вид костра используется в данном случае.

Слайд 42: шалаш (для освещения поляны в ночное время)

Слайд 43: колодец (для приготовления пищи)

ИТОГИ

- Нам повезло, что в наших отрядах есть специалисты по кострам. Теперь мы без труда разведём костёр. Наварим ухи, напечём картошку. Но есть печёную картошку без песни неправильно, поэтому песня нам просто необходима! Так давайте устроим большой хоровод!  (Музыка 5: «Картошка»)

- Ну что ж, отдохнули, заморили червячка, пора в путь! Не нужно забывать о том, что впереди нас сегодня ждёт военно-патриотическая игра «Зарница». Чтобы перехитрить соперников, нужны осторожность, смышлёность, ну и конечно же, маскировка. Объявляем конкурс «Маскировка». (Слайд 44)

- В конкурсе участвуют капитаны отрядов.

- Уважаемые капитаны, перед вами макияжный набор. На каждую щёку вам нужно нанести по 3 маскировочных полоски, а всего 6. Кто первый – тот и победит.

7 конкурс «Перевоплощение»

ИТОГИ

- Посмотрите на этих красавчиков. Именно так хорошие мальчики и девочки превращаются в дикарей. (Слайд 45) А дикари, как известно, поют дикие песни и исполняют дикие танцы. Вожатых – вождей дикарей – я прошу пройти на сцену, а самих дикарей прошу построиться в большой красивый круг. (Музыка 6: «Между нами, дикарями…»)

- Спасибо за песню и танец. Вот так, дорогие ребята, с шутками и прибаутками мы с вами почти добрались до  места проведения игры «Зарницы». Игра эта серьёзная. Здесь необходимы собранность, взаимовыручка, поддержка, выправка. К моменту главного сражения команды подошли со счётом ____________.  В предстоящем бою команда-победительница  также будет получать героические звёзды, а затем результаты сложатся, и выявится отряд-победитель.

- Проверим готовность к военной игре: военная форма с погонами у всех? Боевой дух у всех? Знамя, как у любого боевого отряда,  у вас имеется?

- Итак, отрядам осталось лишь преодолеть школьное ущелье, захватив с собой знамя, а для этого нужно очень быстро построиться и отправиться на поле сражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение военно-патриотической игры Зарница

Положение о проведении игры Зарница...

Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"

В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания. 1 кл.

Представляю Вашему вниманию отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания в 1 классе....

Программа военно-патриотического направления по воспитательной работе

Программа военно-патриотического направления "Я-гражданин России" предназначена для учащихся 3 класса...

Программа военно - патриотического лагеря "Витязь"

Профильный военно-патриотический лагерь являетя одной из форм проведения  внеурочной деятельности по  патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Конспект общешкольного конкурса-смотра строевой и военно-патриотической песни "Служить России!"

Вашему вниманию предлагается конспект общешкольного мероприятия, посвященного празднованию 23 февраля, для учащихся 1-12 классов.Уже 2 года подрят я провожу общешкольное мероприятие, посвященное 23 фе...