Главные вкладки

    Программа военно - патриотического лагеря "Витязь"
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Профильный военно-патриотический лагерь являетя одной из форм проведения  внеурочной деятельности по  патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_lagerya.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    I  Введение

    Можно сколько угодно рассуждать о необходимости воспитывать в подрастающем поколении патриотического отношения к Родине, обсуждая эту тему в телевизионном шоу, на страницах газет, а то и спекулируя ею в различных пиаркомпаниях. Можно, но нужно ли?... Нужно. Однако, одного воздействия словом недостаточно. Об этом свидетельствует негативное отношение юношей допризывного возраста к необходимости служить в армии.

    Как только приближается пора призыва, а то и задолго до этого многие семьи начинают держать совет, как «откосить» от армии, которая воспринимается не иначе как жертвенный алтарь, куда отдается призывник на заклание. Способов «откосить» много, начиная от взятки и заканчивая притвориться больным,

    Страшно, что в этих хлопотах моральная сторона проблемы никого не интересует. И это серьезный фактор. И решать это нужно безотлагательно. Как?... Сложный вопрос. Думается, что один из самых верных ответов на него будет наша попытка воспитать настоящих защитников Родины, для которых служба в армии стала бы самой качественной, самой важной миссией жизни.

    Программа основывается на многолетнем опыте работы педагогов Армавирской муниципальной общеобразовательной средней школы № 7.

    На одиннадцатилетнем опыте военно-патриотической работы школы.

    На опыте участия в краевых конкурсах военно-патриотической работы.

    На опыте участия в городских смотрах - конкурсах военно-патриотического воспитания молодежи, по военно-прикладным видам спорта;

    смотрах строя и песни; смотров школьных музеев. Участие в викторинах.

    1.5.        На опыте проведения мероприятий с учащимися:
    «Дня защиты детей», (ОБЖ)

    «Днем здоровья»,

    «Учись защищать Родину!»,

    «Гардемарины - вперед!»,

    «Сильные, ловкие, смелые!»,

    «Вперед - мальчишки!»,

    «Проводы казака в армию» (фольклорный праздник).

    На опыте работы Казачьего класса, кружков военно-прикладной направленности.

    На многолетнем опыте организации и проведения летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием для учащихся лагеря,

    1.8.        На рекомендациях и обобщении по рекомендации авторов книг:
    И. К. Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности»
    Анфимов Н.В. «Из прошлого Кубани»

    Е.И. Крупнов «Древняя история Северного Кавказа» В.Г. Волович «Человек в экстремальных условиях природной среды» С. А. Быков «Воинская обязанность и военная служба»    Ю.А. Наумченко «Зашита, Отечества», «На службе Отечеству» Е.М, Иванов «История Армавира» С.Н.Ктиторов «История Армавира (досоветский период)» Программа «Нравственного и физического оздоровления населения Кубани»

    Концептуальные основы работы военно-патриотического лагеря «Витязь»

    Профильный лагерь - мощный институт социализации личности подрастающего поколения, в котором молодежи прививается социальная функциональность. Военно-патриотический лагерь - это форма организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках национально-политических интересов России.

    Патриотизм является независимой от политической конъюнктуры ценностью, поэтому патриотическое воспитание выступает как фактор единения общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России.

    Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Личность гражданина-патриота, характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному Краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны, законности к правовым основам государства.

    Данная программа вводится для учащихся допризывной молодежи 7 - 14 лет средних общеобразовательных школ для укрепления связи школы с военно-патриотическими организациями по подготовке будущих защитников Отечества.

    Работа военно-патриотического лагеря «Витязь» позволит теоретически и практически через приобщение молодежи к изучению истории нашей Родины, военно-прикладным видам спорта развить любовь к городу, краю и стране. Укрепить историко-культурную связь поколений современной молодежи с военнослужащими и ветеранами. Эта связь обеспечит молодому поколению развитие духа единства в борьбе с национализмом, терроризмом и политическим сепаратизмом. Теоретический и практический курс базовых знаний поможет преодолеть общественные пороки: пьянство, наркоманию, правовой нигилизм, жизненную апатию,

    Знания, умения и навыки, выработанные в процессе обучения, раскроют молодежи ценностное и правильное представление о значимости службы в вооруженных силах в воспитании общечеловеческих добродетелей: чести, достоинстве, чувстве долга перед обществом и государством.

    Проведение занятий военно-прикладных соревнований и сборов на базе лагеря «Витязь» позволит допризывной молодежи оказать важную роль армии в сохранении порядка и целостности нашей Родины.

    Создание военно-патриотического лагеря «Витязь» осуществлено в соответствии с письмом Министерства Образования РФ № 15-51-691/15-01-21 от 21 августа 2002 года «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» за подписью Заместителя Министра Образования Коврижных Ю.В., в котором обращается особое внимание на пункт № 7 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» учрежденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. за № 122 «О создании в каждом субъекте РФ региональных центров по патриотическому воспитанию молодежи».

    Базовая программа работы военно-патриотического лагеря «Витязь» включает в себя два раздела: теоретический и практический. На выполнение программы отведено 60 часов, из них теоретических 15 и 45 практических.

    Каждый раздел программы предусматривает системную выработку умений и навыков начальной военной подготовки: знания теоретические закрепляются на практических занятиях, соревнованиях и эстафетах.

    Работа В/П лагеря «Витязь» осуществляется в тесном сотрудничестве с воинскими частями №6761 Армавирского спецназа, №52272 Связи, военно-патриотическими клубами города, а так же переписки с в/ч 2122 Пограничного управления ФСБ РФ и военным комиссариатом г. Армавира.

    II  Цели и задачи

    Главная цель военно-патриотического лагеря «Витязь»: Сформировать    социально-активную,    всесторонне    развитую

    личность на основе духовно-нравственных   и   военно-патриотических   традициях Российской армии.

    Основные задачи;

    Подготовка подрастающего поколения к службе в вооруженных силах по защите Отечества, созданию у допризывной молодежи долговременной социальной мотивации Защитника Родины;

    Обеспечение оптимизации условий всестороннего развития молодежи через приобщение к военно-прикладным видам спорта морально-нравственным и духовным традициям Российской армии;

    Укрепление у молодого поколения жизненной потребности в сохранении исторических традиций гражданственности и патриотизма русского воинства, стремления внести свой личный вклад в долю укрепления национальной безопасности государства;

    Формирование одухотворенной личности Защитника Отечества оберегающего мир многоконфессиональных и многонациональных народов Великой России от сепаратизма и терроризма;

    Вооружение допризывной молодежи ценностными знаниями о героическом прошлом нашей Отчизны, помочь молодому поколению выработать доктрину национальной безопасности государства;

    Раскрытие творческих способностей молодежи, как главного условия развития личности в обществе;

    Целенаправленное ведение молодежи по пути беззаветной преданности своей Родине и народу, насущной потребности исполнения гражданского долга перед обществом.

    III. Основное содержание.

    В основе выполнения программы лагеря лежит принцип сотрудничества педагогического коллектива и воспитанников.

    Лагерь рассчитан на 120 человек в одну смену дневного пребывания;

    Количество смен - 1;

    Продолжительность одной смены – 21 день;

    Время проведения лагеря - август.

    Работа в лагере проводится по направлениям:

    Теоретические и практические занятия в военно-патриотическом лагере «Витязь»

    историческое наследие российской армии;

    основы военной службы;

    психологические аспекты военной службы;

    тактическая подготовка;

    стрелковая подготовка; (практические занятия);

    прикладная физическая подготовка (практические занятия);

    строевая подготовка (практические занятия);

    история Кубанского казачьего войска;

    Уставы ВС;

    военная топография (практические занятия);

    гражданская оборона и ЧС;

    основы выживания в условиях ЧС;

    военно-медицинская подготовка;

    комплексные практические занятия.

    Мероприятия:

    Встречи: с Ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками Горвоенкомата,    ВПК    (военно-патриотическими    клубами    города), Армавирским   казачьим   войском,   военнослужащими  разных  родов войск, выпускниками школы курсантами военных училищ, солдатами срочной службы:

    Экскурсии:    в в/ч 6761 Армавирского спецназа; в/ч 52272 Связи, Авиационного института, с посещением музея. Поход (категорийный) «Дорогами боевой славы» по маршруту; г. Армавир - ст. Прочнокопская - Форштадт -Армавир (посетить памятные места, связанные с обороной Кавказа во время Великой Отечественной войны), соревнования:   по   военно-прикладным   видам   спорта,   эстафеты,

    смотры строя и песни.

    Конкурс: «И один в поле воин!».

    IV  Механизм реализации программы

    1.   Подготовительный этап — февраль - май каждого года.

    Детальная проработка всех положений Программы, согласование с заинтересованными учреждениями и ведомствами, организациями, заключение договоров между ними. Проведение совещаний и семинара.

    Участники:    МОУ-СОШ    №    7,    Горвоенкомат,    представители Казачества, в/ч 6761, № 52272, Совет ветеранов ВОВ, заинтересованные лица, родители, подтвердившие участие в реализации программы.

    • Непосредственная работа по подготовке к организации лагеря. Подготовка материально-технической базы лагеря. Приобретение медикаментов, спорткультинвентаря, хозяйственных товаров. Подготовка рекламных и информационных листов.

    Проведение инструктивных совещаний с педагогами лагеря, другими штатными и внештатными сотрудниками.

    Готовность всей документации лагеря – июль текущего года.

    2.  Основной этап: август текущего года

    Закупка необходимого инвентаря, организация питания; установка и подготовка необходимого оборудования;

    Утверждение ежедневного плана работы (директор МОУ-СОШ № 7 и начальник лагеря);

    Начало работы лагеря; (август) - МОУ-СОШ № 7 (штатные и внештатные сотрудники).

    3. Завершающий этап: июнь

    Проведение совещания по подведению итогов военно-патриотического лагеря «Витязь» с представителями всех организаций и ведомств - участников реализации Программы.

    Обсуждение вопросов и мероприятий, направленных на совершенствование, развитие Программы и реализация ее в последующие годы. Освещение работы лагеря в средствах массовой информации, составление фотоотчета (работники МОУ-СОШ № 7, администрация УО г. Армавира, представители привлекаемых организаций).

    Кадровое обеспечение

    В работе лагеря будут задействованы члены педагогического коллектива МОУ-СОШ № 7, имеющие большой педагогический и профессиональный опыт, умеющие сочетать заботу, внимание с обоснованной разумной требовательностью, обладающие высокой духовностью и волевыми качествами

    Для инструкторской работы (командиры взводов) будут привлечены военнослужащие личного состава в/ч 6761 и в/ч 52272 имеющие опыт работы с молодым пополнением в армии.

    Штатное расписание

    № п/п

    Наименование должности

    Число           1 работников      1

    1

    Начальник лагеря

    1

    2

    Воспитатель

    5

    3

    Инструктор (командир взвода)

    2

    4

    Вожатые (учащиеся старших классов )

    5

    5

    Медработник

    1

    Предполагаемые затраты и источники финансирования

    Затраты непосредственно на функционирования лагеря «Витязь»  - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Схема управления программой

    Управление Программой (организация подготовительной работы, подбор профессиональных кадров, утверждение режима и содержание работы лагеря и т.д. осуществляется МОУ-СОШ № 7 под контролем УО г. Армавира).

    Руководство работой лагеря осуществляет начальник лагеря, который назначается директором приказом по учреждению и несет ответственность за состояние работы в лагере.

    Воспитатель лагеря и инструкторы несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников их обучение и воспитание, а так же организацию и проведения мероприятий.

    Подбор участников лагеря осуществляется МОУ-СОШ № 7 по согласованию с Департаментом образования и науки (Приложение № 1),

    Работа лагеря организуется и проводится на материальной базе МОУ-СОШ № 7 (предоставляется: учебный кабинет ОБЖ, с необходимой учебно-методической базой, спортзалом со спортивным инвентарем, тир, тренажерная площадка, музей, столовая, актовый зал) для ежедневной работы с воспитанниками и непосредственного руководства в выполнении программы лагеря (Приложение № 2).

    Общий контроль за деятельностью военно-патриотического лагеря «Витязь» осуществляет директор МОУ-СОШ № 7, УО администрации г. Армавира, Департамент образования и науки.

    V. Ожидаемые результаты

    Пребывание в лагере «Витязь» и активное участие в его программе позволит подросткам:

    Повысить интерес к воинской службе;

    Создаст условия для повышения интереса молодежи к занятиям

    спортом, изучению истории, духовной культуры народов России;

    малой родины Кубани;  

    Сформировать   ценностную   и   правильную   мировоззренческую позицию значимости исполнения гражданского долга, отвечающую национально-государственным интересам России;  

     Воспитать    всесторонне    развитую,    одухотворенную    личность гражданина и патриота способного решать задачи строительства великой и обновленной России.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

    МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

    ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ «ВИТЯЗЬ»

            

            

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Поход «Дорогами боевой славы»

    Пояснительная  записка

    Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) учащихся являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания. Походы позволяют углублять и дополнять знания по большинству предметов школьного курса, входящих в базисный учебный план. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей и молодежи, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций.

    В путешествиях учащиеся изучают родной край, знакомятся с географией, историей и культурой своей страны, ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, выполняют задания учебно-воспитательных, научных, общественных учреждений и организаций.

    Для достижения воспитательных и образовательных результатов, которые могут дать путешествия, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.

    Введение

    С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? На  все эти вопросы мы нашли ответ в Армавирском Центре детско-юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ), где  разработано огромное количество  маршрутов по ближним и дальним окрестностям, большинство из них паспортизировано — т.е. имеют подробно описанный маршрут движения, описание опасных участков. В паспорте маршрута даются сведения о сложности, достопримечательностях, прилагается карта или схема маршрута.

    Организационные формы однодневных походов:

    туристская прогулка — непродолжительный по времени (1 -4 часа) групповой выход с активными способами передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях с целями отдыха и познания;

    туристский поход — прохождение группой учащихся по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания, физического развития. Выполнение общественно-полезной и краеведческой работы в пути, сдача определенных спортивно-туристских нормативов, отработка военно-прикладных навыков, обеспечение содержательного отдыха (до 8 часов);

    туристская экскурсия — групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов (географических, исторических, архитектурных, народно-хозяйственных) в учебно-познавательных и воспитательных целях (продолжительность до 8 часов).

    Цель: способствовать формированию личности патриота России и Кубани на основе изучения исторических фактов.

    Задачи:

    показать несгибаемую волю и мужество населения Кубани в борьбе против немецко-фашистских захватчиков;

    на основе использования фактического материала посещения мест боевой славы, воссоздать картину немецко-фашистской оккупации Кубани.

    Выполнение краеведческих заданий в походе

    Выполняя во время похода краеведческие задания, дети надолго запоминают увиденное и услышанное.

    С организационной точки зрения поход делится по своей структуре на 3 этапа:

    / этап подготовка к походу:

    предварительное изучение маршрута, т.е. выделение краеведческих объектов и планирование краеведческих заданий;

    подготовка вопросов, помогающих более подробно ознакомиться с исследуемыми объектами;

    распределение краеведческих объектов между детьми для предварительного изучения;

    II этап проведение похода.

    Во время походов, на остановках, участники похода делают сообщения о краеведческих объектах.. Всегда в группе найдется ученик, который сможет рассказать что-то услышанное и прочитанное ранее.

    Место для наблюдений необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта.

    Заканчивается поход возложением цветов к «Вечному огню».

    III этап — подведение итогов.

    После похода составляется небольшой отчет о походе, иллюстрируемый фотографиями, в виде стенгазеты, раскладной фотогазеты и т.д. Собранный материал можно сдаётся в школьный музей для использования его в учебных целях.

    ДЕПАРТАМЕНТ

    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    УО

    АДМИНИСТРАЦИИ

    г. АРМАВИРА

    ДИРЕКТОР

    МОУ СОШ №7

    СОВЕТ

    ВЕТЕРАНОВ ГООДА

    ШТАБ

    «КАЗАКОВ»

    ВОЕННО –

    ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

    ЛАГЕРЬ

    «ВИТЯЗЬ»

    ВПК

    ГОРОДА

    КОМАНДОВАНИЕ

    В/Ч 6761,

    В/Ч52272

    ГОРОДСКОЙ

    ВОЕНКОМАТ

    КАБИНЕТ

    ОБЖ

    СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

    С НЕОБХОДИМЫМ

    ОБОРУДОВАНИЕМ

    ТИР

    С НЕОБХОДИМЫМ

    ОБОРУДОВАНИЕМ

    СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА

    ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

    ВПВС

    СТРОЕВАЯ ПЛОЩАДКА

    ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

    АКТОВЫЙ  ЗАЛ

    ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

    МЕРОПРИЯТИЙ

    СТОЛОВАЯ

    КАБИНЕТ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

    ШКОЛЬНЫЙ

    ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ

    МУЗЕЙ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

    Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

    Программа военно-патриотического направления по воспитательной работе

    Программа военно-патриотического направления "Я-гражданин России" предназначена для учащихся 3 класса...

    Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год

    Программа предполагает широкое использование в работе музея  современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...

    Программа военно-патриотического клуба "Патриот"

    Прграмма военно-патриотического клуба патриот разработана в период летней оздоровительной кампании и направлена на воспитание патриотических чувств, а так же профилактику безнадзорности правонарушений...

    Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"

    Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

    Программа военно - патриотического воспитания школьников

    Военно - патриотическое воспитание школьников  одно из главных направлений работы школы...