Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа военно-патриотического кружка "Патриот"
    рабочая программа по обж

    Бакутина Валентина Семёновна

    Дополнительная образовательная программа "Патриот"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_patriot.docx28.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная образовательная программа по военно – патриотическому воспитанию

    Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, целостную переориентацию в молодёжной среде.

       Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формировать у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и эстетических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальной, но духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

       К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных   возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.

    Патриотизм включает ряд ценностей ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм- это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни, современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и даёт возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

          «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество- все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А.С. Макаренко.

          Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведётся дифференцированно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилениями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.

           В настоящее время сложились следующие основные направления работы:

           - приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и    Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

           - воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

           - формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.

       Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.

    Стержнем деятельности коллектива, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

    Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов стать на её защиту.

    В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания  детей и подростков, она включает в себя следующие разделы: духовно - нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.  

           Работа по патриотическому воспитанию должна проводится комплексно, в единстве её составных частей и с учётом возрастных особенностей школьников.

    ВВЕДЕНИЕ

    Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, целостную переориентацию в молодёжной среде.

       Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формировать у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и эстетических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальной, но духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

       К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных   возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.

    Патриотизм включает ряд ценностей ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм- это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни, современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и даёт возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

          «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество- все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А.С. Макаренко.

          Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведётся дифференцированно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилениями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.

           В настоящее время сложились следующие основные направления работы:

           - приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и    Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

           - воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

           - формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.

       Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.

    Стержнем деятельности коллектива, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

    Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов стать на её защиту.

    В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания  детей и подростков, она включает в себя следующие разделы: духовно - нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.  

           Работа по патриотическому воспитанию должна проводится комплексно, в единстве её составных частей и с учётом возрастных особенностей школьников.

    Цель программы – формирование и развитие у учащихся чувства преданности к своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, выработка у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени.

    Основными задачами является:

    - историческое – познание истории образования государства Российского и его развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и преумножение его достояния;

    - духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения;

    - патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

    - морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.

    Условия реализации программы:

    Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 6 -11 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

    Ожидаемые результаты

    Оценка результативности военно – патриотического воспитания осуществляется на основе  использования системы объективных критериев, которые выступают  

    в   качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно- духовными и количественными параметрами.

    Нравственно-духовные параметры:

    • повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
    • упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;
    • обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономике, снижение социальной напряженности в обществе;
    • проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества.

    Количественные параметры - это количество:

    • граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
    • граждан, прошедших подготовку в военно – спортивных лагерях;
    • детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
    • проведение выставок патриотической направленности;
    • проведение военно-спортивных игр;
    • проведение мероприятий военно-шефской работы.

    Личностные:

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные:

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.

    Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).

    Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

    Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.

    Готовить небольшие мероприятия различного уровня  с помощью взрослых.

    Предметные:

    Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.

    Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

    Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения технологических и организационных задач.

    Календарно - тематическое планирование

    на 2019-2020 уч. г.

    кружок «Патриот»

    п/п

    Дата

    Содержание занятий

    Время

    п

    ф

    1

    Вводное занятие. Знакомство членов кружка с программой. Инструктаж по технике безопасности.

    2

    Тематическое занятие «Ты в памяти нашей, Беслан»

    3

    Просмотр документального фильма «Российская армия – гордость страны»

    4

    Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию)

    5

    Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию)

    6

    Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию)

    7

    Просмотр кинофильма «Современная экипировка в ВС РФ  «Стрелец»

    8

    Разучивание строевой песни. Текст клятвы юнармейца.

    9

    Основные строевые приемы и движении

    10

    Повороты в движении, повороты на месте

    11

    Повороты на месте. Движение строевым шагом

    12

    Повороты на месте. Движение походным шагом

    13

     Движение походным и  строевым шагом

    14

    Шаг на месте. Прекращение движения. Выполнение воинского приветствия

    15

    Движение строевым шагом.  Выполнение воинского приветствия

    16

    Движение строевым шагом. Повороты в движении

    17

    Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с оружием

    18

    Характеристика автомата Калашникова и его предназначение

    18

    Неполная разборка и сборка автомата

    19

    Неполная разборка и сборка автомата

    20

    Неполная разборка и сборка автомата

    21

    Неполная разборка и сборка автомата

    22

    Неполная разборка и сборка автомата

    23

    Неполная разборка и сборка автомата

    24

    Информационный час «Великие полководцы России»

    25

    Экскурсия в музей в/12102

    26

    Современная экипировка ВС РФ «Стрелец» (просмотр документального фильма»

    27

    Современная экипировка ВС РФ «Ратник» (просмотр документального фильма»

    28

    Международные сигналы бедствия

    29

    Международные сигналы бедствия

    30

    Международные сигналы бедствия

    31

    Обобщающее занятие. Подведение итого за 1 полугодие

    32

    Просмотр документального фильма «Контрнаступление под Москвой»

    33

    Строевая подготовка (повороты в движении)

    34

    Просмотр видеоролика, посвященного 30-ой годовщине вывода войск из Афганистана

    35

    Подготовка к проведению мероприятия «Афганистан- живая память»

    36

    Строевая подготовка (выполнение одиночных приемов)

    37

    Строевая подготовка (выполнение одиночных приемов)

    38

    Строевая подготовка (выполнение одиночных приёмов)

    39

    Средства индивидуальной защиты (ОЗК

    40

    Средства индивидуальной защиты (ОЗК

    41

    Просмотр документального фильма «Десятилетняя война»

    42

    Информационный час «Живая память»

    43

    Строевая подготовка. Выполнение одиночных приемов

    44

    Школьный этап «Зарница – 2019»

    45

    Подготовка к проведению информационного часа «1 Марта – День ГО»

    46

    ПДД. Правила дорожного движения

    47

    ПДД. Правила дорожного движения

    48

    Первая медицинская помощь. Теоретическое занятие (отморожение, кровотечение)

    48

    Первая медицинская помощь. Практическое занятие

    49

    СИЗ (ОЗК, противогаз) Подготовка к участию «Нижегородская школа безопасности – Зарница – 2019»»

    50

    Строевая подготовка к участию «Нижегородская школа безопасности – Зарница – 2019»»

    51

    Способы транспортировки пострадавшего

    52

    Пожарная безопасность. Теоретическое занятие

    53

    Пожарная безопасность. Теоретическое занятие

    54

    Пожарная безопасность. Практическое занятие.

    55

    Пожарная безопасность. Практическое занятие

    56

    Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки

    57

    Стрельба из пневматической винтовки

    58

    Стрельба из пневматической винтовки

    59

    Стрельба из пневматической винтовки

    60

    Стрельба из пневматической винтовки

    61

    Подготовка к участию  в районном параде Юнармейцев

    62

    Подготовка к участию  в районном параде Юнармейцев

    63

    Участие в районном параде Юнармейцев

    64

    Экскурсия в в/ч 12102 (размещение  и быт военнослужащих)

    65

    Экскурсия в в/ч 12102 (военная техника и ее предназначение)

    66

    Просмотр художественного фильма «Есть такая профессия Родину защищать»

    67

    Просмотр художественного фильма «Есть такая профессия Родину защищать»

    68

    Итоговое занятие

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Конституция Российской Федерации
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
    3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
    4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (проект);
    5. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
    6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
    7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
    8.  Видякин В.М., Касаткина Н.А. Военно- патриотическое воспитание в школе// Воспитание в школе –Волгоград «Учитель»-2006
    9. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
    10. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание-Волгоград «Учитель»- 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа военно-патриотического направления по воспитательной работе

    Программа военно-патриотического направления "Я-гражданин России" предназначена для учащихся 3 класса...

    Программа военно - патриотического лагеря "Витязь"

    Профильный военно-патриотический лагерь являетя одной из форм проведения  внеурочной деятельности по  патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

    Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год

    Программа предполагает широкое использование в работе музея  современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...

    Программа военно-патриотического клуба "Патриот"

    Прграмма военно-патриотического клуба патриот разработана в период летней оздоровительной кампании и направлена на воспитание патриотических чувств, а так же профилактику безнадзорности правонарушений...

    Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"

    Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

    Программа военно - патриотического воспитания школьников

    Военно - патриотическое воспитание школьников  одно из главных направлений работы школы...